Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

В пространстве коммуникации

Программа «Речь и общение»

В представленном ниже материале содержится описание двух занятий из разных блоков программы, презентированной на III Неделе школьной психологии в «Орленке». Для подробного ознакомления с программой просим обращаться к автору – Евгении Малышевой.

Редакция

БЛОК 2.
Устная речь как средство общения.
Диалогическая речь

ЗАНЯТИЕ 9
Знакомство с инопланетянином

Цели: формировать представление об устной речи как средстве общения и самовыражения; создать условия для формирования навыков построения программы высказывания.

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши; перчаточная кукла «лунатик».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ведущий. Ребята, я предлагаю вам сегодня полететь на Луну. Представим, что мы — команда корабля. Каким вы его себе представляете? (Дети описывают воображаемый корабль.) Кому вы могли бы доверить руководить нашим полетом, кто будет капитаном?

Предлагать себя нельзя, нужно, чтобы дети выбрали того, кому они доверяют. Если таких ребят все-таки окажется несколько, можно придумать им другие должности. На следующих занятиях путешествие на Луну и обратно будет неоднократным, поэтому можно договориться руководить полетами по очереди. В том случае, если кто-то из детей отказывается принять участие в полете, им можно предложить остаться на Земле для связи, напечатать фотографии межпланетного корабля и команды (нарисовать их) и др. Во всех случаях ведущий сначала предлагает детям самим решить возникшую проблему и только после этого помогает им принять решение. Выбирается группа журналистов, которые будут фотографировать (зарисовывать) все, что увидит команда во время путешествия.

Капитан встает перед классом. Ведущий просит детей закрыть глаза, капитан начинает обратный отсчет времени, командует: «Пуск!» Дети шумом «озвучивают» движение ракеты.

Ведущий (комментирует полет). Вот мы приземляемся, выходим на лунную поверхность... И что мы видим?

2. Дети открывают глаза и видят, что перед ведущим лежат какие-то детали. Из них он собирает перчаточную куклу-лунатика. Лунатик всхлипывает. Ведущий предлагает детям задавать этому существу вопросы: как его зовут, что с ним случилось. (В дальнейшем ведущий стимулирует детей к общению с лунатиком напрямую.)

Кукла начинает говорить только тогда, когда ей задают вопрос. Отвечая, постоянно всхлипывает, говорит бессвязно, сбивается, перескакивает с темы на тему. Понять ее очень сложно. С помощью вопросов можно выяснить следующее. Кукла — это лунатик Тик. Он давно мечтает полететь на Землю, так как на Луне нет растений, животных, рек, а ему хочется их увидеть. Но мама не отпускает его в космос. Тогда он со своим другом — Черепашкой решил потренироваться. Они залезли на самую высокую гору и стали с нее прыгать. Но они постоянно зависали в лунном воздухе, так как на Луне нет притяжения. Тогда они решили привязать к ногам тяжелый груз, чтобы прилуниться. Но на этот раз их ждала большая неудача — Черепашка упала и сломала ножку. Вот он и плачет: и друга жалко, и мама теперь будет ругаться и тем более не пустит на Землю.

Ведущий. Ребята, вы поняли, почему плачет Тик? Что поможет ему успокоиться? Сможем мы ему помочь? Как? (Можно вылечить Черепашку, придумать какое-нибудь быстродействующее лекарство, уговорить маму.)

Тик. Я не знаю, я не умею...

Ведущий. Ребята, как мы можем помочь Тику вылечить Черепашку? (Дети придумывают средство, которым можно залечить больную ножку Черепашки.)

А теперь нужно уговорить маму. Вы умеете уговаривать? Давайте попробуем. Пусть кто-нибудь будет мамой Тика, а кто-то — самим Тиком. Остальные будут помогать уговорить маму отпустить его и Черепашку на Землю.

3. Двое желающих выходят к доске и инсценируют разговор Тика и мамы. Один из партнеров играет роль лунатика: кукла надевается ему на руку. Второй партнер изображает его маму. После попытки «настоящий» Тик (ведущий) корректирует поведение мамы («Нет, моя мама строже»), оценивает действия детей.

Следует проиграть эту ситуацию в разных парах, так как ребята могут вести себя совершенно по-разному, но в любом случае необходим результат — мама должна согласиться отпустить Тика в полет. Если результат после нескольких попыток не достигается, ребята могут обратиться за помощью на Землю. Необходимо, чтобы они спросили маму, почему она не хочет отпускать лунатика, и в соответствии с ее ответом привели убедительные доводы. Дети могут предложить полететь на Землю с ними, обещают маме, что они будут заботиться о Тике и его друге.

Тик. Cпасибо вам, ребята. Я понял, что мама не разрешала мне лететь не потому, что она строгая, а потому, что она меня очень любит и беспокоится обо мне.

4. Ведущий предлагает всем занять свои места, и капитан дает команду на взлет. После возвращения на Землю вместе с Тиком и его другом ребятам предлагается на заранее приготовленных листочках нарисовать: слева — Тика в начале знакомства, справа — в конце путешествия, а в середине изобразить, как дети помогли Тику, что делали.

Пока ребята рисуют, группа журналистов вывешивает на доске свои «фотографии». Затем они рассказывают, какую статью подготовили для газеты. Путешественники корректируют, оценивают рассказ.

Ведущий вместе с остальными детьми анализирует их работы, обобщает по рисункам, как же дети смогли помочь Тику, что делали. Необходимо показать роль речи в разрешении создавшейся ситуации. Сделать вывод о том, почему в начале занятия мы сразу не смогли понять рассказ Тика, а в конце рассказ журналистов был понятнее.

Домашнее задание: детям предлагается дома самостоятельно или с помощью родителей записать все, что с ними произошло на Луне. Можно сделать рисунки.

БЛОК 4.
Практические умения и навыки устного высказывания
в различных ситуациях общения

ЗАНЯТИЕ 19
Как помочь Тику и Черепашке помириться?

Цели: формировать умение использовать речь как средство воздействия; развивать эмпатию.

Материалы: письма от Тика и Черепашки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ведущий. Ребята, сегодня нам пришло два сообщения от Тика и Черепашки. Давайте их прочитаем.

Один ученик читает письмо Тика, другой — Черепашки.

Письмо Тика: «Здравствуйте, ребята! Я очень хотел снова прилететь к вам на занятие, но, когда мы уже собрались, Черепашка закапризничала. Видите ли, она хочет управлять межпланетным кораблем, но ведь я делаю это лучше! Мы ругаемся и никак не можем вылететь! Тик».

Письмо Черепашки: «Здравствуйте, ребята! После возвращения с Земли Тик совсем не хочет со мной считаться. Он все время сам водит корабль, а меня не пускает управлять. А я тоже хочу попробовать сам долететь до Земли. Вот из-за Тика мы и не прилетели к вам. Черепашка».

Ведущий. Вы поняли, что произошло? Почему же они не прилетели? (Выслушивает ответы детей. Обычно они касаются того, кто больше виноват в ссоре.) Вы хотите, чтобы они прилетели к нам в гости? Как мы этому можем помочь? (Помирить их.) А вы знаете, как мирить людей? (Выслушивает варианты.) Давайте попробуем это сделать и найдем подходящий способ.

2. Приглашаются три человека: один играет роль Тика, другой — Черепашки, третий должен их помирить. Ведущий помогает ребятам начать разыгрывать ситуацию (например, подсказывает первые фразы: Тик говорит, что он поведет ракету, а Черепашка настаивает на том, что вести будет она), продолжают они сами. Работа строится по типу психодрамы. По ходу драматизации можно заменить одного актера, менять актеров местами, приглашать другие тройки детей. В каждом случае важно оценить чувства участников в результате переговоров — на самом ли деле они согласны с тем решением, которое им предлагают, или все-таки остается обида, чувство, что с тобой поступили несправедливо. Это особенно важно в тех случаях, когда герои слишком быстро и легко соглашаются, мирятся (это может говорить о том, что ребята не вникли в предлагаемые обстоятельства).

3. Если возникает ситуация, когда помирить поссорившихся не удается (ее можно спровоцировать, договорившись с очередными актерами), ведущий может предложить детям обратиться за помощью к Волшебнице речи. Дети должны сами объяснить, в чем состоит их просьба. Выбирается доброволец, который пробует сформулировать, какая помощь необходима. Если просьба сформулирована четко и понятно, дети слышат звон колокольчика, и ведущий передает им письмо Волшебницы, в котором содержится подсказка: «Убеждать. Договариваться. Спрашивать. Слушать. Отвечать».

Ведущий. Как мы можем воспользоваться этой подсказкой? Что мы уже делали? Чего еще не делали?

Обращается внимание детей на слова «слушать» и «спрашивать». Кто кого должен слушать и о чем спрашивать?

Можно предложить героям узнать друг у друга, почему они не хотят уступать и какое решение их бы устроило. После того как удается договориться, ведущий спрашивает мнение зрителей.

Ведущий. Видно ли по актерам Тику и Черепашке, что они помирились? Если да, то мы можем быть уверены, что наши советы помогут им на Луне и они прилетят к нам на следующее занятие.

4. Ведущий предлагает детям написать или нарисовать письма на Луну со своими советами и пожеланиями либо зарисовать все, что произошло сегодня с инопланетянами. В конце занятия письма и рисунки можно вывесить на доску. Ведущий просит детей по желанию озвучить свои письма. Подводится итог занятия.

Домашнее задание: по желанию написать рассказ обо всем, что сегодня происходило с Тиком и Черепашкой. Обсудить с родителями, как можно себя вести в случае ссоры с другом.

Евгения МАЛЫШЕВА,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии
Института психологии и педагогики
Череповецкого государственного университета,
г. Череповец,
Вологодская область