Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Достоинства
ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Часто руки знают, как решить загадку,
с которой интеллект боролся напрасно.
К.Г. Юнг

В чем сила песочной терапии? Почему интерес к ней постоянно растет и чем песочная терапия отличается от других форм терапии игрой?

Согласно Ж. Пиаже (1951), игра — ведущий источник развития детей в дошкольном возрасте. К.Г. Юнг (1971) говорил о том, что «фантазия — мать всех возможностей, где, подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе».

В последние годы особое внимание к «внутреннему ребенку» как ребенка, так и взрослого вдохновило психологов использовать терапию игрой. У людей существует потребность в игре и желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал, чувства человека и перенести их во внешнюю действительность.

Мир на песке
Мир на песке

В подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает образы. Используя осязание, обоняние и зрение, он воплощает в физическую форму свои самые потаенные, сознательные и бессознательные мысли и чувства. Часто человек не может понять и вербализовать источник своих трудностей, боли или конфликта. Песочная терапия обеспечивает такому клиенту возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.

Например, картина на песке Вероники
(10,5 лет). Ребенка беспокоили ночные страхи, девочка кричала во сне. Последние несколько лет мама переселилась в детскую комнату и спит с ребенком, «чтоб ей не было страшно».

Свой поднос Вероника назвала «Зоопарк» и рассказала о нем следующее: «Там живут динозавры, горилла, тигры и добрая черепаха. В центре зоопарка есть бассейн, где плавают дельфины. Есть слон. В зоопарк приходят люди. Звери разговаривают между собой и с людьми. Черепаха просит выпустить ее на свободу. Всем животным не хватает свободы. Они должны быть сами по себе — самостоятельные». То есть образы становятся языком, с помощью которого ребенок может выразить свое бессознательное, сообщить о нем психологу и себе.

Подобно художественной терапии, визуальная форма вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту клиента. Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет человеку рассматривать различные аспекты проблемы через символические объекты, которые могут изменяться. Этот процесс игры помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Когда психолог доверяет бессознательному мнению человека, он открывает его собственную уникальную дорожку к самооткрытию.

Песочная терапия используется прежде всего как игровая среда для детей, но в последнее время она становится методом, который применяют и в работе со взрослыми, с парами, семьями, группами личного роста и др.

В песочной терапии клиент создает сюжеты и образы в ограниченном пространстве, которое обеспечивает психолог с помощью подноса с песком, воды, различных объектов и материалов. Рут Амманн сравнивала поднос с песком с «садом души». Это своего рода контейнер для показа психической жизни клиента. Поднос — то свободное и пустое пространство, где клиент имеет возможность создать свой собственный мир. Психолог обеспечивает защиту и среду принятия, в которой человек может позволить своему внутреннему голосу говорить. В продолжение метафоры Рут Амманн, поднос — это мост между ребенком и психологом. Это место, где бессознательные состояния и ощущения психолога и клиента встречаются и взаимодействуют.

На приеме Паша, 12 лет. Родители недавно развелись. Отец приходит редко. Мать часто в командировках. Обратились к психологу, потому что подросток не посещал уроки в течение недели. На предложение поработать в подносе с песком откликнулся с удовольствием. Мальчик назвал построенный им мир «загрязненное море». «Море загрязнили. Это даже не море, а океан, в котором проводили испытания. Люди загрязняют его. Они не должны так поступать. От этого все умирает: и рыбы, и растения, и все, что там еще живого есть. Остаются только банки из-под спрайта, пачки из-под сигарет, бутылки из под водки... Там еще есть череп. Это кто-то умер. Наверное, я. Этот мир похож на то, что у меня сейчас внутри. Мне даже трудно говорить. Мне не нравится эта картина. А можно я ее изменю?»

Песочная терапия обеспечивает доступ к самому ядру души. В образах представляется то, что происходит во внутреннем и внешнем мире. Ребенок создает на песке собственные отношения с самим собой и позволяет бессознательному материалу быть видимым. Это конкретное, заметное проявление подпорогового материала приносит осознание того, что прежде подавлялось или было непонятным.

Песочная терапия принимает много форм. Работа в песке помогает клиенту основательно сосредоточиться на себе и вернуться к проблеме, которая нуждается в терапии. Одна из причин этого состоит в том, что большинство людей в детстве играли в песке. Песочная терапия часто возвращает человека к памяти детства. Некоторые клиенты не используют никаких объектов; они касаются песка, перемещают формы и делают постройки из песка. Другие берут несколько объектов, третьи – много. Кто-то использует сухой песок, кто-то смачивают его водой. Некоторые строят свой мир быстро, некоторые работают медленно. Одни создают статический мир, другие придумывают истории с продолжением. Есть люди, которые представляют мир очень сосредоточенно и спокойно, есть и такие, кто наслаждается игрой. В некоторых случаях наблюдаются очень глубокие эмоции, повторное проживание прошлой боли.

Нет никакого «правильного» пути или «правильного» результата. Важно доверять тому, что каждый клиент сделает в тот или иной момент. Это так же важно для психологов, как знание его предубеждений, ценностей и неразрешенных проблем. Это понимание позволяет психологу быть открытым для принятия того, что человек испытывает.

Наталья Сакович (на переднем плане)
Наталья Сакович (на переднем плане)

Песочная терапия может быть дополнением к существующим психологическим методам. Хотя этот метод главным образом используется как юнгианская техника, он может применяться в сочетании со многими другими подходами.

Хотя многие психологи удовлетворены своими подходами к коррекции и терапии, бывает, что их методы терпят неудачу, чувствуется застой в работе с клиентом. Миры в песке, с их многоуровневыми, трехмерными символами, помогут это преодолеть. Для психологов важно соблюдать свой собственный стиль и теоретические ориентации. Методы гештальта, визуализации, психодрамы, работа с телом и движением, арт-терапия, сказкотерапия — это некоторые из терапевтических стратегий, параллельно с которыми можно взять на вооружение и песочную терапию.

Поднос с песком — мощный инструмент, позволяющий психологу использовать его во многих случаях, включая психологические травмы, вопросы межличностных отношений, личностный рост, интеграцию и преобразование самости. Песочная терапия более экологична для психолога, чем вербальная. Многие из переносов клиента «помещены» в поднос с песком, а не проецируются на психолога, поэтому энергия, затрачиваемая на проблемы переноса, минимизирована.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь