Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2007


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПОГРУЖЕНИЕ БЕЗ СНАРЯЖЕНИЯ

Арт-терапия: границы метода

Людмила ЛЕБЕДЕВА
Людмила ЛЕБЕДЕВА

Тема этой проблемной лекции — своеобразный отклик на метафорическое название III Всероссийской недели школьной психологии «Погружение», а также повод обсудить в профессиональном сообществе поверхностную и глубинную стороны массового применения арт-терапии психологами образования (и не только).

Иными словами, безграничная популярность арт-терапии как метода психологической практики требует ответственного отношения, осознания теоретико-методологических основ и границ метода, или глубины «погружения без снаряжения», безопасной не только для клиента, но и для самого психолога (арт-терапевта). В этом контексте метафора «профессиональный фридайвинг» отражает уровень профессионально-психологической компетентности специалиста по арт-терапии.

Наряду с погружением в глубь метода, логично обсудить и интроспективные ресурсы арт-терапии: «погружение вглубь себя, во внутренний мир, в собственные чувства и переживания...»

Таким образом, на лекции предполагалось обсудить:

• проблемы становления арт-терапии как научной области знаний (теоретико-методологические основы, модели, понятийное поле);

• проблемы практического применения (ресурсы и ограничения).

Проблемная лекция адресована: психологам — «продвинутым» и начинающим специалистам по арт-терапии; педагогам и воспитателям, склонным к «психологическому фридайвингу1» в педагогической работе; терапевтически ориентированным практикам и просто интересующимся слушателям.

Очевидно, что жанр проблемной лекции раздвигает рамки монолога до диалога и дискуссии.

ВОПРОСЫ АУДИТОРИИ

Наиболее характерные вопросы аудитории можно разделить на 4 группы.

1. Вопросы «на прикосновение к методу»

• Можно ли посещать арт-терапевтическую группу, если не имеешь опыта рисования и художественных способностей?

• Можно ли научиться рисовать и развить эстетический вкус и креативность в процессе арт-терапии?

• Будут ли оценивать работы, организовывать выставки, показывать и обсуждать содержание творческих продуктов с другими людьми за пределами терапевтической группы?

• Кому противопоказана арт-терапия?

«Я была у психоаналитика, и он в конце сеанса предложил мне нарисовать свой сон и переживания. Была у арт-терапевта: он предложил сначала нарисовать чувства, переживания и сон, а потом рассказать об этом». Изменится ли сумма от перемены мест слагаемых?

2. Вопросы «на понимание»

• Что такое арт-терапия? Это — область знания, направление, метод, форма, средство или технология психологической или психотерапевтической работы?

• Являются ли понятия «арт-терапия» и «терапия искусством» синонимами?

• Что такое арт-терапевтическая сессия? Какова продолжительность сессий и сколько их надо провести, чтобы получить результат? Есть ли ограничения по возрасту и составу групп?

• Что является маркером (индикатором?) для завершения индивидуальной и групповой арт-терапии?

3. Вопросы как проблемы

• Возможно ли оставаться в парадигме арт-терапии, если клиент отказывается рисовать или испытывает устойчивое разочарование от продукта художественного творчества?

• Всегда ли эффективна арт-терапия, или это модное явление в психологической работе?

• Если психолог применяет рисуночные техники, значит ли это, что он проводит арт-терапию?

• Возможно ли проведение урока рисования методом арт-терапии?

• Арт-педагогика и арт-терапия — знак равенства или неравенства? Может ли педагог (учитель, воспитатель) позиционировать себя как арт-терапевт? А психолог? Что для этого нужно? Может ли учитель рисования, не имеющий базовой психологической подготовки, но прошедший курсы арт-терапии, вести арт-терапию в клиентских группах?

4. Вопросы на поиск «спасательных средств»

• Что делать, если визуальная модальность не является ведущей?

• Можно ли в упражнениях на визуализацию предлагать закрывать глаза интровертам?

• Можно ли включать музыку во время работы?

• Почему спонтанные рисунки предлагается выполнять нерабочей рукой?

• Можно ли показывать способы работы с материалами и предлагать образцы творческих работ?

• Можно ли сочетать психокоррекционные упражнения, арт-техники, игровую терапию, музыкальную терапию, проективные тесты, предлагать домашние задания?

• Чем руководствоваться при подборе методов и средств «под задачу» каждого участника группы?

• В чем выражается терапевтический эффект, как его зарегистрировать? Может ли психолог управлять терапевтическим процессом?

• Можно ли стать арт-терапевтом по книгам? Где получить образование?

• Как научиться «читать» рисунки, понимать закодированное в них послание?

Вопросы нетрудно продолжить. Очевидно, что ответы на них займут далеко не один лекционный час и не один том научного издания.

В этом фрагменте текста проблемной лекции мне хотелось бы аргументировать некоторые теоретические представления в контексте понятийного ряда «рисунок — проективный рисунок — спонтанный рисунок — рисунок-экспромт» и поделиться размышлениями о подходах к пониманию скрытого смысла художественного продукта субъекта арт-терапевтической работы. Ведь рисование как художественное самовыражение настолько открыто и искренне повествует о мире тонкой реальности личности, что образно может быть названо невербальной исповедью автора.

ПРОЕКЦИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА

Арт-терапия нередко рассматривается как технология или как система психологической работы, основанная на феномене «исцеляющих возможностей искусства».

В процессе терапевтического рисования наиболее ярко выявляются неосознанные реакции личности, что подтверждает проективный потенциал продукта арт-терапевтической работы.

Арт-терапия — дело увлекательное
Арт-терапия — дело увлекательное

Психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества: субъект отражает, проецирует на изобразительный продукт свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Причем люди, имеющие более низкие показатели базового доверия, склонны к проекции прежде всего депрессивных переживаний.

В целом, в любом человеке — как подготовленном, так и неподготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме. Считается даже, что основной механизм изобразительной деятельности — проекция.

По сути, изобразительный продукт — отражение индивидуально-психологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки. По словам К. Маховер, любой детский рисунок является проективным по отношению к внутреннему психическому состоянию личности.

Особенности социальных обстоятельств развития, семейной ситуации, эмоциональное и физическое самочувствие, а также другие подобные факторы влияют на построение художественного образа, композицию, использование пространства цвета, символики, характер движений.

Графические методы дают человеку возможность самому не только проецировать реальность, но и по-своему интерпретировать ее. Естественно, полученный результат в значительной мере отражает настроение, состояние, особенности внутреннего мира «художника».

С позиций феноменологии изобразительный продукт рассматривается как выражение внутреннего переживания, часть личности автора. Взаимодействуя с художественными материалами, люди открывают индивидуальность и уникальность собственного внутреннего мира.

Диагностика, основанная на анализе изобразительной деятельности, применима при обследовании различных возрастных групп. Большинство психологов и терапевтов склоняются к мнению о ее незаменимости в работе с детьми начиная со старшего дошкольного возраста. Этот вид диагностики оправдан в работе с различными эмоциональными проявлениями личности: застенчивостью, молчаливостью, скромностью, заторможенностью; агрессивностью, жестокостью, чрезмерной подвижностью; упрямством, своенравием и пр. По существу, в изобразительном продукте отражается предыдущий эмоциональный опыт субъекта.

Спонтанная изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами (психологическим, эмоциональным, релаксационным, психопрофилактическим, социально-коммуникативным и др.). Возможно, именно поэтому арт-терапию образно называют «исцеляющим искусством».

При выполнении проективного рисунка основным объектом исследования становится придуманный испытуемым графический образ в соответствии с собственной индивидуальностью. Научно доказано, что определяющую роль в формировании данного образа играют потребности, интересы и в целом психическая организация человека.

Вследствие этого тематические тесты, рисунки на свободную тему, спонтанные рисунки и другие рисуночные техники выявляют личностные особенности автора, «портретируют» его индивидуальность, выявляют эмоциональные состояния, невротические реакции.

Еще в числе достоинств проективной диагностики специалисты отмечают и то, что рисуночные тесты облегчают демонстрацию таких сторон внутреннего мира субъекта, которые он сознательно скрывает, вытесняет или не в состоянии выразить прямо (словами). Поэтому проективные методы, методики и тесты нередко называют косвенными, неформализованными. Полученные результаты (даже специалисту с основательной теоретической подготовкой и богатым практическим опытом) позволяют только сориентироваться в особенностях индивидуальных проявлений испытуемого, в связи с чем считаются неточными, с высокой степенью субъективности интерпретаций и низкой надежностью в сравнении со стандартизованными методами психологического исследования личности.

И хотя проективные рисуночные методы лишены научной строгости и однозначности, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства, они информативны, высоко гуманны и корректны. Особенно если предметом научного исследования становится духовное «Я» человека, «привычная для психолога и педагога исследовательская и формирующая установка недопустима и бессмысленна: тайна останется за семью печатями, а настойчивый исследователь уйдет с пустыми руками… Можно только приблизиться, прикоснуться, диалогически приобщиться к духовному «Я» в себе самом и другом человеке» (Т.А. Флоренская).

Такие удивительные возможности открывает изобразительная деятельность как проективная.

ИНДИКАТОР САМОПОЗНАНИЯ

Рисунки (картины, композиции и пр.) обычно разделяют на две группы: спонтанные рисунки и рисунки-экспромты.

Очевидно, что «спонтанный» означает «не имеющий внешних причин или влияния». Спонтанные рисунки выполняются по собственной инициативе автора, а не в соответствии с инструкцией или просьбой. К числу таких рисунков логично отнести и так называемые «почеркушки», когда человек, занятый каким-либо делом или мыслями, машинально выполняет на листе бумаги те или иные изображения, иногда даже не замечая, что рисует.

В названном контексте в литературе встречаются также термины «непроизвольный рисунок» и «кинестетический рисунок».

Рисунки-экспромты выполняются по просьбе, но без подготовки, в ситуации «здесь и теперь», на свободную или заданную тему. Соответственно, такие работы нередко называют «свободными» или «тематическими» рисунками. Известно, что свободный рисунок особенно проявляет фоновое эмоциональное состояние.

Применение термина «рисунки-экспромты» допускает влияние на рисунок также и внешнего мира, пишет Г. Ферс. По его мнению, высока диагностическая ценность всех рисунков, в том числе и выполненных под руководством. В последних также может проявиться бессознательное, видимое в свете работы-экспромта.

Таким образом, картины и рисунки, выполненные «на заказ», являются «ценным орудием для прояснения разных аспектов бессознательного... Как великие художники, так и любители, которым предлагают определенную тему, в той или иной степени обязательно вкладывают в произведение содержание своего бессознательного» (Г. Ферс).

Итак, способ создания рисунка в психодиагностическом контексте не имеет особого значения, поскольку все рисунки, образно говоря, открывают дорогу к психике, перекидывают мостик от сознательного к бессознательному конкретного человека.

В ход идут не только краски
В ход идут
не только краски

Даже каракули обладают высоким диагностическим потенциалом и расцениваются как индикатор самопознания и социальной зрелости личности, которая передается структурой непроизвольных линий (Э. Ульман, Ф. Кейн, М. Бетенски). По сути, каракули — это кинестетический рисунок, графический «отпечаток» движения руки, вид экспрессивного двигательного поведения.

Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или содержании, создавая не образ или картинку, а выражая свои эмоции и чувства. Вместе с тем линия может символизировать жизненный путь или его определенный этап. Можно заключить, подчеркивает М. Бетенски, что каракули представляют новую информацию для диагностики и новые ресурсы для арт-терапии.

Таким образом, каракули логично рассматривать в группе спонтанных рисунков, если они выполнены машинально, и в группе рисунков-экспромтов, если человека побуждают к такому способу рисования, например, с целью установления коммуникативного контакта или в процессе арт-терапевтической работы. В последнем случае каракули выполняют не только диагностическую, но и терапевтическую функцию. Отсюда еще один термин — «терапевтический рисунок».

Непроизвольные рисунки, как правило, отражают сиюминутные переживания. А для личности характерна склонность к непрерывным изменениям ее составляющих. Следовательно, невозможно сделать какое-либо объективное заключение только на основании одного или двух-трех изобразительных продуктов. Необходимо изучить серию работ, выявить некоторые закономерности, особенности изображения, характерные для работ этого человека: повторяющиеся детали, характер линий, размеры изображения, расположение фигур в пространстве листа и многое другое. Большую роль играет целостное восприятие работы.

В любом случае основным принципом работы психолога в парадигме арт-терапии является создание психологически безопасной среды и отношений. Ведь, как метко заметил А. Вознесенский, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».


1 Буквально: свободное погружение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006.

3. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. — Alien Art Studio, 1997. – http://www.ipk.alien.ru/copyright.html

4. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
доктор педагогических наук,
декан педагогического факультета
Ульяновского государственного
педагогического университета им. И.Н. Ульянова