Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

ПCИХОЛОГ И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ


Поле возможностей и ответственности

Введение предпрофильного обучения в старших классах общеобразовательной школы вызвало большие споры не только среди педагогов, но и среди психологов. Многие из них крайне отрицательно отнеслись к этому нововведению, объясняя свои опасения возможной утратой универсальности общего образования.
Мнение этой части специалистов выразил А.Г. Асмолов, выступая в середине декабря на
III Национальной научно-практической конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты». «Узкоколейка профильного обучения очень опасна», — сказал он. Действительно, ставя учеников перед выбором определенного комплекта учебных предметов, мы ограничиваем их возможности в получении универсального объема знаний.
Но есть и другая точка зрения. Ее придерживаются специалисты, которые в течение многих лет занимаются реальной помощью выпускникам в их жизненном и профессиональном самоопределении. Они уверены, что при продуманной системе предпрофильного образования переход к профильному обучению не только не будет ограничивать, а, наоборот, может расширить возможности детей.
О том, как этого добиться, рассказывает директор Ярославского центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» кандидат психологических наук
И.В. КУЗНЕЦОВА.

Ирина Вениаминовна, что, на ваш взгляд, дает детям профильное обучение?

Наши исследования показывают, что в большинстве случаев выпускники общеобразовательных школ имеют весьма ограниченное представление о себе, своем профессиональном будущем, мире профессий вообще, о требованиях рынка труда. Поэтому их профессиональный выбор часто оказывается неосознанным, необоснованным, случайным. По последним данным, сейчас около 75% выпускников высших учебных заведений не работают по специальности.

В связи с этим особую актуальность приобретает работа над формированием профессионального самоопределения школьников, которое возможно в рамках концепции профильного и предпрофильного обучения. Оно должно способствовать индивидуализации обучения и социализации школьников, поскольку изменения в структуре, содержании и организации общеобразовательного процесса при переходе на профильное обучение позволяют более полно учитывать индивидуальные склонности и способности каждого ученика.

Мне нравится фраза В.П. Зинченко о том, что школа — «то место, куда ребенка приводят за руку, а выйти оттуда он должен сам». Но очень часто к самостоятельному выходу из школы и построению своего дальнейшего жизненного пути выпускник не готов. Профильная подготовка, на наш взгляд, основана, прежде всего на выборе и ответственности каждого ученика. В общем потоке обучения, в котором ребенок движется в течение всех лет нахождения в школе, он, как правило, пассивен. Но наступает момент, когда он должен выбраться из этого потока и принять решение относительно своего будущего. Он выбирает то, что отвечает его личностным и профессиональным интересам, особенностям и способностям. И в то же время он отказывается от того, что на данный момент не важно для него. Специализация — выход на индивидуальную траекторию обучения: «не так, как все, а так, как мне нужно для моего будущего». Но для успешной реализации этого подхода необходима серьезная работа по профессиональному самоопределению школьников в рамках предпрофильной подготовки.

Специалистами центра «Ресурс» была разработана и опробована учебная программа для общеобразовательных учреждений «Предпрофильная подготовка. Путь к профессии», прохождение которой позволяет ребятам принять обоснованное решение по выбору своей дальнейшей образовательной траектории и перспектив профессионального становления.

Чем отличается работа по этой учебной программе от традиционной профориентационной деятельности?

Работа по сопровождению процесса профессионального становления школьника обычно направлена на усвоение предлагаемой информации. В нашей программе мы предлагаем ребятам своеобразную «пробу сил» в освоении «поля возможностей и ответственности», в формировании готовности к принятию решения.

Задача предпрофильной подготовки, на наш взгляд, состоит прежде всего в активизации позиции ученика, в осознании своих возможностей и формировании ответственности за свое будущее.

Работа по программе «Путь к профессии» не ставит перед детьми задачу окончательного выбора профессии и места работы. Мы ориентируем девятиклассников на выбор направления, той области, в которой он собирается в дальнейшем специализироваться. Но и это не является самоцелью. Если ребенок не сделал свой выбор и изъявил желание учиться по общему профилю, то это его право. Важно помнить, что созревание детей происходит очень индивидуально. И психологу необходимо отследить момент готовности ребенка к принятию решения относительно своего будущего. Если ребенок готов выбрать какую-то специализацию, это хорошо, но если у него нет окончательных представлений о своем дальнейшем профессиональном маршруте, то лучше выбирать общий профиль обучения.

Программа, которую мы разработали, носит интерактивный характер. Это работа учащихся по отслеживанию и рефлексии собственных шагов по выбору профиля обучения, определению индивидуального образовательного маршрута, определению варианта будущей профессии.

Если мы говорим о формировании у школьника «поля возможностей и ответственности», то в процессе принятия решения нельзя ни мешать ему делать это самостоятельно, ни выбирать за него. Иначе предпрофильная подготовка не будет отличаться от всех предыдущих этапов его учебы в школе.

Главной действующей фигурой в этой работе должен стать ученик. Не случайно основным звеном в реализации программы становится самостоятельная работа учащихся со специальной рабочей тетрадью — «органайзером». Органайзер — не учебник, а инструмент, который помогает фиксировать все основные этапы работы по программе, результаты диагностики и рефлексии. Это позволяет учащимся по завершении курса получить целостное представление о построении собственного образовательнно-профессионального маршрута.

Программа состоит из отдельных блоков, последовательность которых строго определена. Каждый блок и входящие в него занятия завершаются подведением итогов и рефлексией учащихся.

Как строится работа по программе?

В начале обучения мы знакомим ребят с основами профессионального самоопределения. Они узнают об основных правилах и ошибках при выборе профессии, делают пробные шаги по принятию решений о выборе профиля обучения. В следующем блоке мы даем информацию о мире профессий, пытаемся приблизить их к реальной ситуации на рынке труда. Мы предоставляем им возможность, используя разные классификаторы и схемы анализа профессий, самостоятельно поработать над изучением мира профессий, который их окружает. Это не только традиционная для профориентационной работы классификация по предмету труда, мы знакомим их со структурой единого тарифно-классификационнного справочника работ и профессий рабочих, должностей руководителей, с классификатором по отраслям, по видам деятельности Мы предлагаем ребятам познакомиться с профессией родителей. Как показали результаты наших исследований, дети часто не знают, чем занимаются их мамы и папы.

Ребята анализируют объявления в газетах и знакомятся с описанием профессиональных требований к той или иной специальности. Хорошо воспринимается информация о реальной ситуации на рынке труда и образовательных услуг.

Переходной от изучения профессий, мира труда, рынка труда является тема базовых компетенций. У школьников появляется возможность оценить свои базовые компетенции, которые важны для достижения успехов в разных видах деятельности. На этом этапе речь не идет о выборе конкретной профессии, мы предлагаем учащимся широко и объективно посмотреть на свои возможности. Специальный блок программы посвящен изучению себя в мире профессий. Он включает методы самодиагностики и наблюдения за собой. Школьники задумываются над тем, что у них лучше получается, а что дается труднее, где и как они могу применить свои способности.

Заключительный этап работы над программой — проектирование будущего. Это один из значимых элементов курса, когда, работая над задачей, связанной с выбором профиля, школьник создает свой будущий образовательный проект. Это индивидуальный план, который может включать школьный и внешкольный компоненты образования (как занятия в рамках определенного профиля, так и дополнительные занятия в кружках, на подготовительных курсах).

Коллеги из образовательных учреждений, работающие по нашей программе, заметили, что после ее прохождения у учащихся 10-х классов происходят значительные изменения в оценке себя, своего будущего. Если, высказывая свои предпочтения по выбору профиля, девятиклассники больше исходят из своих «хотелок» и «мечталок», то в начале десятого класса при обсуждении вариантов профилей или набора элективных курсов многие меняют свою позицию, поскольку начинают более реально примерять выбор к своему будущему.

Ирина Вениаминовна, а кто может вести этот курс в школе?

Этот курс могут вести как психолог, так и учитель или социальный педагог. Реализация программы предполагает индивидуальные (консультация, диагностика, работа с «органайзером») и групповые формы работы (игры, дискуссии, обсуждения), самостоятельную творческую деятельность учащихся.

Основное требование к ведущему – он должен быть специалистом, умеющим работать в режиме сопровождения. Ему нужно не только донести до детей определенные знания и сформировать у них представления о том, что такое профессия, рынок труда, базовые компетенции, но и, главное, создать площадку, лабораторию, где ученики будут заниматься самостоятельной исследовательской и проектной деятельностью.

А взрослый должен тонко и мудро направлять учащихся.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА