Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Марина СТЕПАНОВА,
педагог-психолог московской гимназии 1541

Выступая на одной из конференций «Психология образования», А.Г. Асмолов произнес фразу, которая может послужить началом широкой дискуссии о последствиях введения профильного обучения: «Профильное обучение имеет ряд рисков». По его мнению, профильная школа теряет свою главную функцию формирования у ребенка универсальных способностей. Есть о чем задуматься и директорам школ, окрыленным желанием идти в ногу со временем, и родителям, подыскивающим учебное учреждение для своего ребенка.

 

Профильное обучение: идеалы и реалии

Педагогический эксперимент

В настоящее время, если верить средствам массовой информации, все большее число школ переходит к профильному обучению. Правда, следует заметить, что пока этот процесс носит экспериментальный характер и потому возможность существования непрофильных, то есть универсальных школ сохраняется. А это значит, что еще есть время разобраться в сущности профильного обучения, с тем чтобы сделать окончательный выбор в пользу его целесообразности или, наоборот, недостаточной обоснованности и потому нежелательности.

Согласно утвержденной в 2002 году «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать «более индивидуализированным, функциональным и эффективным». Возразить нечего: школьное обучение действительно недостаточно эффективно. и не случайно поиск путей его оптимизации занимает умы педагогов и психологов на протяжении всего времени существования школы. Разработчики Концепции исходят из того, что сформировался общественный запрос на профилизацию школы и потому именно профильное обучение выступает средством дифференциации и индивидуализации обучения. В силу этого профильное обучение способствует реализации личностно-ориентированного учебного процесса.

Эти общие положения получили конкретное оформление в целях профильного обучения, анализ которых и стал предметом размышлений и последующих выводов, позволивших взглянуть на набирающее силу педагогическое движение с непривычной стороны.

Углубленный взгляд на углубленное изучение

Как утверждается в Концепции, переход к профильному обучению призван обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.

Во-первых, нетрудно догадаться, что углубленное изучение одних предметов сопровождается уменьшением часов, отведенных на изучение других. В результате так называемые непрофильные знания в лучшем случае недостаточны, а в худшем — практически отсутствуют, что значительно затрудняет возможное в столь юном возрасте изменение профильных предпочтений. Как правило, уставами школ предусмотрен переход ребенка из одного профиля в другой, но практика показывает, что нередко такой шаг оказывается невозможным по вполне объективным причинам, связанным со спецификой содержания учебных предметов. Если математик может перейти в биологический или гуманитарный класс, то обратное вряд ли осуществимо, и гуманитарий остается гуманитарием на весь период обучения в школе.

Во-вторых, углубленное ознакомление с той или иной предметной областью не исключает вероятности повторного изучения соответствующих тем и разделов в вузе. Одним из весьма нежелательных последствий этого выступает потеря интереса первокурсника к высшему образованию, за чем неотступно следует академическая неуспеваемость. На это еще раньше обращали внимание преподаватели технических вузов, куда поступали дети из математических школ. Первые два года таким студентам просто нечего делать, и за это время они настолько успевают привыкнуть к легкой жизни, что впоследствии с большим трудом входят в привычный для большинства студентов учебный ритм.

И, наконец, в-третьих, не стоит забывать о межпредметных связях, за которые всегда ратовали педагоги. В свое время Д.Б. Эльконин писал о целостном плане школы, под которым подразумевал не только наличие логики в изложении одного предмета, но и необходимость установления внутренних связей между различными областями знаний. О какой внутренней логике может идти речь, если в профильной школе некоторые предметы присутствуют лишь номинально?

Из всего сказанного очевидно, что углубленное изучение отдельных предметов — благо отнюдь не безусловное.

Смена приоритетов

Целью профильного обучения также является создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Построение индивидуальных образовательных программ, или, как сейчас модно говорить, траекторий, предполагает, во-первых, наличие у самих подростков предпочтений, которые в основе имеют представления об основных областях знаний и соответственно профессий, и, во-вторых, личностную готовность к осуществлению выбора.

До сего времени детям не приходилось оказываться в ситуации выбора — школы, кружков, дополнительных занятий, за них это делали родители. Наблюдения показывают, что, определяясь с профилем обучения, подростки нередко отталкиваются от господствующих в их ближайшем окружении представлений о престижных занятиях. Даже десятиклассники порой не только не владеют достаточной информацией о мире профессий, но и оказываются не в состоянии обосновать свой выбор, так как плохо представляют, чем им предстоит заниматься в дальнейшем.

Также не является секретом, что подростки далеко не всегда готовы сделать выбор в пользу того или иного профиля и с радостью перекладывают ответственность за этот шаг на плечи родителей или друзей.

Таким образом, налицо подмена задачи активизации профессионального выбора психологическими и педагогическими средствами задачей его немедленного осуществления. К сожалению, важности выбора не осознают не только дети, но и родители, которые надеются компенсировать собственные профессиональные неудачи «правильным», с их точки зрения, выбором ребенка. В результате большинство детей, «выбрав» социально-экономический профиль, оказываются в прямом смысле обречены быть юристами или бухгалтерами, не имея к тому никакой предрасположенности. А обучение построено таким образом, что исправить положение и стать, например, редактором или дизайнером уже не представляется возможным по причине отсутствия необходимых для вступительных экзаменов знаний.

Кстати, при выборе профиля дети нередко ориентируются не на содержание предполагаемых учебных курсов, а на любимого учителя.

Источник индивидуального в образовании

В Концепции также сказано, что профильное обучение должно способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Профильное обучение, задуманное как соответствующее индивидуальным предпочтениям, далеко не всегда обеспечивает доступ к полноценному образованию. Например, филологический профиль в школе может не совпадать с таким же профилем вуза. Чтобы поступить на отделение лингвистики, относящейся к филологическим дисциплинам, одних гуманитарных знаний недостаточно, в данном случае необходимо владение математикой.

Кроме того, есть специальности, которые никак не представлены в школе, — примером служит выбранная всеми нами профессия. Единственным условием поступления в соответствующий вуз является обучение на универсальном профиле. И таким образом лишь универсальный профиль обеспечивает обозначенную в Концепции последующую индивидуализацию образования.

Также следует иметь в виду, что не все пятнадцатилетние дети в состоянии отдать предпочтение какому-то одном профилю, и необходимость выбора «здесь и сейчас» значительно ограничивает заявленный в Концепции доступ к высшему образованию, если не сказать больше — противоречит такой возможности.

От школы к вузу

Целью профильного обучения является обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и эффективной подготовки выпускников школ к освоению программы высшего профессионального образования. О том, насколько хорошо профильная школа готовит к вузу, уже частично говорилось. Сейчас нелишне заметить: общее образование потому и называется общим, что осуществляет одинаково полноценную подготовку по всем областям знаний и выступает надежным основанием последующего выбора.

Да и высшее образование, хотя оно нацелено на овладение конкретной профессией, предполагает наличие у будущего профессионала базовых знаний из разных предметных областей. Формирование последних происходит на всех учебных предметах, но преимущественно математического и естественно-научного цикла. Неграмотный физик, равно как и не умеющий логично построить объяснение материала педагог, не могут претендовать на звание специалиста высокого уровня.

Универсальный профиль

Сказанное выше — не отрицание профильного обучения вообще, как может показаться на первый взгляд. Это лишь попытка выразить иное — не восторженное, принятое в современных педагогических СМИ, а обоснованное и потому нередко критическое отношение к идее профилизации старшей школы. Иначе говоря, попытка выделить в предлагаемой модели скрытые проблемы.

Напомню, что Д.Б. Эльконин предложил периодизацию психического развития ребенка, в основе которой лежат представления о сензитивности отдельных периодов детского развития к определенному типу воздействий. Профессионально-учебная деятельность приобретает статус ведущей лишь к концу подросткового возраста, а искусственное сокращение детства за счет исключения из него необходимых ребенку видов деятельности может иметь трудно предсказуемые последствия. Также нелишне в данном случае вспомнить и про всем хорошо известный тезис Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие. Можно ли говорить о развитии в условиях недостаточного обучения?

Безусловно, есть дети, которые готовы к профессиональному выбору очень рано, некоторые — даже в младшем школьном возрасте, но этот факт следует рассматривать скорее как исключительный и потому нетипичный для детской популяции. Индивидуализация обучения состоит прежде всего в учете индивидуального темпа развития ребенка, что в условиях массового обучения несовместимо с ускорением процесса самоопределения. Поэтому профессиональный выбор должен быть приурочен ко времени, когда все дети окажутся к нему готовыми.

Таким объективно заданным рубежом выступает окончание школы. И задача школы — не форсирование выбора и перенесение его на более ранние возрастные этапы, как это предложено в данной модели, а активизация, предполагающая оказание соответствующей психолого-педагогической помощи. Последнее включает в себя глубокое ознакомление со всеми предметными областями, что и составляет содержание универсального профиля обучения.

Подобное возвращение к существовавшей многие десятилетия модели школьного обучения — не отступление назад, а осознанный выбор оптимального пути. Причем универсальное обучение не исключает глубокого изучения отдельных предметов, но уже в качестве дополнения к обязательной для всех детей программе.

Статья опубликована при поддержке журнала о современной психологии "Psyportalinfo". "Psyportalinfo" - это портал о психологии, где Вы можете найти огромное количество тестов, статей, тренингов и семинаров. Также на портале Вы получите уникальную возможность получить консультацию эксперта, определить социальную направленность личности, пройти тест на тип личности и многое другое. Чтобы ознакомиться с порталом, просмотреть семинары и тренинги, перейдите на сайт, который располагается по адресу: http://psyportal.info.