Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2007
Недавно на встрече с начинающими психологами (среди них были и молодые специалисты, и студенты) одна девушка задала вопрос, который, говоря откровенно, меня озадачил: «Как вы считаете, какое психологическое направление самое правильное?»
Лет двадцать с небольшим назад почти никто из немногочисленных тогда отечественных психологов не испытывал бы ни малейшего сомнения в однозначности ответа: базирующаяся на фундаментальных положениях марксизма-ленинизма советская психология. Сейчас диапазон ответов оказывается весьма широким: от «ни одного правильного психологического направления не существует» до «все правильные, но по-своему».
Не в избыточном ли разнообразии возможных точек зрения на этот вопрос кроется причина не всегда эффективной работы практических психологов? Ведь, с одной стороны, психолог вроде бы получает возможность выбрать в качестве теоретической базы своей работы то направление, которое ему более симпатично, а с другой — попробуйте-ка в методическом кабинете утвердить программу, опирающуюся на психоаналитический подход или трансперсональную психологию. Впрочем, известны случаи, когда школьными психологами работали люди, которые позиционировали себя как нейролингвистических программистов или холдинг-терапевтов, что вызывает ужас у целого ряда ученых.
Значит, все-таки есть психологические направления более «правильные», чем другие?
Действительно, существуют направления практической психологии и психотерапии, которые признаны научными, и такие, которые не имеют научного обоснования. Но при оценке этой самой пресловутой научности мнения ученых часто не совпадают…
Я не берусь судить о правильности или неправильности той или иной школы. Но мне кажется, что практическим психологам при выборе «своего» направления следует исходить из двух критериев: этичность (читай — безопасность для ребенка) применяемого метода и здравый смысл.
И тогда все получится.
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор