Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Практикум
по социальной психологии

Социальная психология

Практикум

Учебное пособие
О.А. Ахвердова,
К.С. Гюлушанян,
В.В. Коленкина
М.: ТЦ Сфера, 2006

Учебное пособие
Г.М.Андреева,
Е.А.Аксенова,
Т.Ю.Базаров и др.
Под ред. Т.В. Фоломеевой
М.: Аспект Пресс, 2006

Перед нами две книги с одинаковым названием, да к тому же обе заявлены как учебные издания, поэтому логично предположить, что они мало отличаются друг от друга по содержанию и назначению. Вследствие этого читатель оказывается в неопределенной ситуации и по вcем законам жанра выбора должен мучиться вопросом: какой книге отдать предпочтение и почему. Однако достаточно перелистать учебные пособия, чтобы получить простой и весьма неожиданный ответ: о выборе в данном случае речи не идет, так как единственное, что объединяет пособия, — общность социально-психологической тематики. Обе книги представляют интерес для профессиональных психологов, и знакомиться имеет смысл с той или другой в зависимости от стоящей перед читателем задачи.
Пособие О.А. Ахвердовой и др. принадлежит к категории изданий, которые предназначены для достаточно узкого круга читателей. В данном случае — это студенты педагогических и психологических специальностей. Вынесенное в заглавие слово «практикум» может привлечь внимание практикующих психологов, заинтересованных в получении информации по вопросам организации и проведения социально-психологической диагностики и тренинговых занятий. Однако это издание иного рода. Его специфика в том, что оно предназначено для самостоятельной работы студентов при изучении курса социальной психологии. Оно состоит из методических рекомендаций по подготовке к семинарским занятиям, по выполнению практических заданий и написанию курсовых и контрольных работ и рефератов.
Например, в разделе, посвященном семинарским занятиям, представлена тема «Межличностные отношения». Диагностика и коррекция внутригрупповых отношений в классе — одно из приоритетных направлений работы школьного психолога, но те сведения, которые содержатся в пособии — основные понятия и вопросы темы, задания для самостоятельной работы, темы рефератов, — вряд ли ему потребуются. А тема «Социометрический метод исследования группы» включена в раздел рекомендаций по выполнению практических заданий. Информация о социометрической процедуре, составлении социоматрицы и социограммы, безусловно, необходима, но явно недостаточна для проведения соответствующего исследования в классном коллективе.
Сказанное, конечно, не означает, что практическим психологам не стоит брать в руки эту книгу, но следует иметь в виду те содержательные ограничения, которые не позволяют ее рассматривать как практико-ориентированное издание. Хочется подчеркнуть, что книга может быть использована психологами, осознающими недостаточность профессиональной подготовки и потому настроенными на получение дополнительных сведений, в данном случае по социальной психологии.
Не исключено также, что кто-то из практических психологов воспользуется материалами данного учебного издания при проведении бесед со старшеклассниками или педагогами. Правда, при этом следует учесть, что оперирование научными терминами и именами великих психологов может произвести впечатление лишь на коллег-профессионалов, и потому выбранный авторами способ подачи материала (адекватный учебному пособию для высшей школы) нуждается в переводе на язык, доступный неспециалистам. Эта работа, кстати говоря, может принести плоды и самим психологам в силу того, что предполагает рефлексию собственного знания.
Практикум по социальной психологии под редакцией Т.В. Фоломеевой подготовлен сотрудниками кафедры социальной психологии Московского университета и призван вооружить студентов специальными практическими приемами. При этом, правда, следует сделать два уточнения. Во-первых, граница между общими и специальными навыками достаточно условна и автор «Введения» Г.М. Андреева подчеркивает, что никаких специальных методов практической работы социального психолога не существует. Во-вторых, используемые в нашей науке методы пригодны как для исследовательской, так и для практической работы; в данном случае речь идет о социально-психологических методах, владение которыми составляет необходимый компонент профессиональной деятельности практического психолога, а отсюда следует однозначный вывод о возможности (и даже более того — целесообразности) обращения школьных психологов к материалам издания.
В учебном пособии три части, каждая из которых посвящена описанию одной из групп методов. Это — методы исследования (наблюдение, эксперимент, опрос, семантический дифференциал, социометрический тест, контент-анализ, фокус-группа), методы воздействия (групповая дискуссия, групповое решение, публичное выступление, бизнес-тренинг, технологии командообразования) и методы практической работы в организациях. Третья часть представляет собой конкретизацию материала первых двух частей в определенной области практической работы.
К числу несомненных достоинств издания относится тщательно продуманная форма преподнесения информации (как и подобает добротным учебным пособиям), что, безусловно, заметят взявшие в руки книгу практические психологи. Например, глава «Опрос» содержит в себе общие сведения об опросе как методе сбора первичной вербальной информации, его структуре, принципах формулирования вопросов и видах анкетирования и интервью. Таким образом, учебное пособие не только вооружает конкретными сведениями, но и способствует появлению критического отношения к многочисленным, повсеместно публикуемым опросникам, которые имеют весьма отдаленное отношение к методам, составляющим арсенал практической работы психолога.

На основании всего сказанного можно сделать вывод о целесообразности использования первого издания студентами психологических вузов, а второго — не только будущими, но и нынешними психологами. Хотя при этом следует иметь в виду, что ценность изданий не ограничивается наличием в них сведений прикладного характера.

Марина СТЕПАНОВА

Статья опубликована при поддержке детского медицинского центра "Медицентр". Отделение педиатрии для детей - гастроэнтеролог, аллерголог, иммунолог, ортопед-травматолог, дерматолог, невролог, эндокринолог, ревматолог, отоларинголог, детский психотерапевт в Санкт-Петербурге и др. врачи, а также массаж, вакцинация и прививки, вызов врача на дом, травмпункт 24 часа и отделение для взрослых. Узнать всю подробную информацию о центре Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://kids.medi-center.ru/.