Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2007


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Элементы тренинга на классном часе

Систематическое увеличение учебной нагрузки нередко приводит к сокращению такой формы школьной работы, как классный час, а формализм при организации этого мероприятия способен превратить его в банальное производственное совещание. Вместе с тем воздействующий потенциал классного часа может быть достаточно велик. При правильном ведении эти часы развивают навыки совместного решения вопросов, объединяют вокруг общих дел, оптимизируют процесс группового взаимодействия. Классный час может стать «трибуной» для защиты проектов, как групповых, так и индивидуальных1.

В 1990-х годах, знакомясь с британской системой образования, автор наблюдал такой аналог нашего классного часа, как общая встреча, или «митинг» (meeting). К традиционному митингу (с ораторами, стягами и резолюцией) это никакого отношения не имеет. Скорее это своеобразный мини-тренинг, посвященный вопросам нравственности, поведения в социуме, здорового образа жизни. Продолжительность «митинга» — 20–30 минут, при этом обязательным условием является интерактивность. Ведущий старается привести участников к самостоятельному принятию решения или формированию мнения по поводу того или иного явления (проблемы), используя для этого игры, упражнения и пр. Подобная встреча проводится с определенной регулярностью (каждое утро, раз в неделю, два раза в месяц).

Каждый митинг начинается и заканчивается определенным ритуалом, например зажигаются и гасятся свечи, играет музыка. Могут быть использованы и другие варианты. Ниже мы предлагаем читателям сценарные планы нескольких «встреч». Автору представляется, что подобные «митинги» можно проводить не только в школах, но и в других образовательных учреждениях, а также летних лагерях.

НОВЫЙ ГОД – ПОДВОДИМ ИТОГИ, СТРОИМ ПЛАНЫ

(в разработке принимала участие М.А. Ступницкая)

Цель: показать, что в течение прошедшего года каждый участник вне зависимости от возраста прошел определенный путь, чего-то добился; сформировать позитивную перспективу предстоящего года.

Оборудование: магнитофон, подсвечник со свечами.

ХОД ВСТРЕЧИ

Воспитанники и педагоги заходят в зал (место проведения общей встречи) и рассаживаются. Тихо звучит музыка. Когда все собрались, музыка на несколько секунд звучит громко и заканчивается.

Вводная часть

Ведущий здоровается с участниками, а затем все должны поздороваться хором. Ведущий объясняет цель встречи.

Презентация темы. Круг: Новый год — это... (упражнение выполняется в технике «ассоциация»). Вывод — с наступлением нового года мы связываем свои надежды.

Ведущий напоминает о символах нового года (это могут сделать сами дети), одним из которых являются свечи. Поскольку речь идет о новогоднем празднике, мы зажжем свечи. (Зажигает свечи.)

Основная часть

1. Подводим итоги

Ведущий. Оглянитесь на прошедший год, вспомните самое лучшее событие (яркое впечатление, чего вам удалось достичь) — высказываются все желающие. Можно сказать не только о себе, но и о других.

(Совет ведущему. Если будут те, кто ничего хорошего не вспомнит, обратить их внимание на то, что они стали выше ростом, перешли в следующий класс, научились чему-то. Можно предложить присутствующим дополнить высказывания друг друга.)

Вывод — как бы ни складывались обстоятельства, каждый из нас чего-то добился в этом году, поэтому можно надеяться, что и следующий год принесет удачу.

2. Строим планы

Ведущий. «Говорят, на Новый год, что ни пожелается, всё всегда произойдет, всё всегда сбывается». Многое в жизни зависит от обстоятельств, но еще больше зависит от самого человека. Подумайте, чего бы вы хотели добиться в новом году, какой первый шаг вы сделаете для этого.

Желающие называют свой «первый шаг», а остальные пытаются угадать, чего хочет этот человек добиться в новом году, чем все остальные могут ему помочь, у кого похожие планы на предстоящий год.

(Совет ведущему. Начинают взрослые, называя реалистические желания и практические шаги, которые легко осуществить. Например: хочу похудеть на 5 кг, первый шаг — сажусь на диету; хочу выучить английский язык — поступаю на курсы и т.п.)

А еще, встречая новый год, люди обычно загадывают заветные желания. Пусть каждый вспомнит о своем заветном желании. Не произносите его вслух! Специально для таких случаев и существует обычай под бой курантов загадывать желание, вспомните об этом в новогоднюю ночь.

Заключительная часть

Ведущий. Есть такой обычай: под Новый год делать добрые пожелания друг другу. Кто хотел бы высказать добрые новогодние пожелания окружающим? Высказываются желающие.

(Совет ведущему. Если среди детей не найдется желающих, пусть начнут взрослые с пожеланиями, адресованными друг другу или детям. Это должны быть неформальные высказывания, но без назидательности. Надо, чтобы дети поняли алгоритм предложенного упражнения и начали высказываться самостоятельно.)

Ведущий повторяет некоторые наиболее удачные пожелания и делает вывод о том, что такие добрые пожелания друг другу делают только очень близкие люди.

Ведущий. Посмотрите друг на друга. Вы видите вокруг своих близких, тех, кто желает вам добра, кто готов поддержать вас, помочь, если это потребуется.

Прощание.

Встали в круг. (Если тесно, то можно образовать несколько кругов). Возьмитесь за руки, задумайте желание, руки отведите назад. А теперь сходимся к центру и, поднимая руки вверх, произносим: «У-у-у!» Наши желания обязательно сбудутся!

(Совет ведущему. В данном случае может быть использован любой другой ритуал прощания.)

Ведущий говорит, что встреча подошла к концу, мы погасим свечи и сохраним их до следующей встречи. Он гасит свечи, и участники расходятся. Звучит негромкая музыка.

Вместо зажигания свечей может быть использован любой другой ритуал, выбираемый детьми совместно со взрослыми.

НЕ ТОЛЬКО ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО ДУШИ...

Оборудование: свечи, магнитофон.

Вводная часть

Начало — традиционное. Затем ведущий показывает два изображения: на одном из них счастливый человек, на другом — грустный. Он спрашивает у участников, как им кажется, какое настроение у этих людей. Он просит объяснить: почему они пришли к тому или иному выводу (черты лица на изображениях). После этого он говорит участникам о том, что не только наше настроение отражается у нас на лице, но и наоборот, изменив выражение лица, можно повлиять на свое настроение.

Основная часть

Ведущий предлагает участникам сделать недовольное, злое лицо: нахмуриться, сощуриться, поджать губы, а затем расслабиться, улыбнуться. Ведущий спрашивает, что они при этом чувствовали? Менялось ли их настроение?

Ведущий обращает внимание участников на то, что отношение окружающих к нам также может зависеть от того, как мы выглядим, и предлагает сделать следующее упражнение.

В упражнении участвуют 10–12 человек (обязательно четное количество). По мере его выполнения ведущий произносит инструкцию: «Рассчитайтесь на первый-второй!» Первые номера встают в центр круга спиной к центру, вторые встают напротив первых лицом к ним, таким образом образуются пары.

Ведущий. Поздоровайтесь друг с другом так, как будто вы лучшие друзья, которые давно не виделись. Обратите внимание на вашу интонацию, на ваше выражение лица. Вторые номера, сделайте шаг вправо. Теперь поздоровайтесь с вашими новыми партнерами так, как будто перед вами незнакомый человек. Вторые номера, сделайте шаг вправо. Теперь поздоровайтесь с вашими новыми партнерами так, как будто вы недавно поссорились и теперь обижены друг на друга. Вторые номера, сделайте шаг вправо. Теперь поздоровайтесь с вашими новыми партнерами так, как будто вы только что узнали какую-то хорошую новость и вам очень хочется о ней рассказать. Вторые номера, сделайте шаг вправо. Теперь поздоровайтесь с вашими новыми партнерами так, как будто вы только что написали очень сложную контрольную по математике и очень устали. Вторые номера сделайте шаг вправо. Теперь поздоровайтесь с вашими новыми партнерами так, как будто вы собираетесь вместе пойти на праздник.

Заключительная часть

Обсуждение упражнения. Ведущий спрашивает участников, как им удалось отобразить такие различные ситуации общения, и подводит их к выводу о том, что мимика, жесты, позы, интонации помогают человеку выразить свое эмоциональное состояние; что умение понимать внешние проявления различных эмоциональных состояний людей помогает лучше их понимать, а значит, успешнее с ними взаимодействовать.

Выполняется ритуал окончания встречи (гасятся свечи), и под звуки музыки участники выходят из зала.

ОДНОЙ РУКОЙ УЗЛА НЕ ЗАВЯЖЕШЬ

Оборудование: свечи, магнитофон, лист бумаги (плакат) со словом «сотрудничество».

Вводная часть

Начало — традиционное: под звуки музыки участники рассаживаются по местам (по кругу). Ведущий приветствует их и вместе со старшими из ребят зажигает свечи.

Основная часть

Ведущий разворачивает лист бумаги с надписью «сотрудничество» и произносит фразу о том, что это слово означает «совместный труд». А для того чтобы почувствовать это слово в движении, предлагается выполнить упражнение. Это упражнение будут выполнять все участники.

Упражнение 12. Инструкция: «Разбейтесь на пары, встаньте друг напротив друга. Вытяните руки и поднимите их на высоту плеч, соприкасаясь с ладонями партнера. Теперь попытайтесь, не отрывая ладоней, совершать медленные движения руками, делая это самыми разнообразными способами (вверх-вниз, влево-вправо, по кругу и пр.). Теперь разделитесь на тройки и продолжайте это упражнение втроем. Затем вчетвером и так далее, пока включатся все участники».

Обсуждение упражнения. Примерные вопросы для обсуждения: что было трудно/легко? Почему было трудно? Что помогало? Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что для успешного выполнения этого упражнения участникам нужно было «настраиваться» на своих партнеров и стараться, чтобы партнеры смогли угадать предстоящее движение.

Упражнение 2. Участники разбиваются на четверки. Инструкция: «Возьмитесь за руки и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз, образуйте круг, затем квадрат, треугольник. Откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось. Теперь разбейтесь на шестерки. Не открывая глаз, образуйте круг, затем квадрат, треугольник. Откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось. Теперь встаньте в общий круг, возьмитесь за руки, закройте глаза. Не открывая глаз, образуйте круг, затем квадрат, треугольник. Откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось».

Обсуждение упражнения. Примерные вопросы для обсуждения: что было трудно/легко? Почему было трудно? Что помогало? Делается вывод о том, что легче взаимодействовать с тем, кто готов сотрудничать.

Заключительная часть

Ведущий. Где еще легче добиться успеха путем сотрудничества?

После ответов на вопрос он подводит итог: сотрудничество необходимо почти во всех сферах деятельности.

В заключение желает всем удачи и успехов.

Выполняется ритуал окончания встречи (гасятся свечи), и под звуки музыки участники выходят из зала.

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

(в разработке принимала участие Е. Лангуева)

Оборудование: тонкие веточки или палочки, плотное покрывало (одеяло, штора).

Вводная часть

Ведущий. Если люди всей планеты возьмутся за руки и построятся в цепочку, то она несколько раз опояшет всю Землю. Среди этой цепочки, наверное, затеряются все мальчики и девочки из нашего дома. Значит ли это, что мы — это что-то очень маленькое? Что-то незаметное? Слабое?

Давайте проверим. (Раздает по одной палочке 2–3 ребятам, 1 взрослому и предлагает сломать. Те выполняют.) Молодцы! Одну палочку легко сломать. Попробуем еще раз! (Предлагает разломать пучок связанных вместе палочек.) Мы видим, что, когда палочки вместе, сломать их очень трудно, почти невозможно. Запомним это.

Основная часть

Упражнения на сплочение: 1) Перестроения (по росту, по цвету волос, по дням рождения); 2) «Броуновское движение» (объединение по двое, по трое, по четверо); 3) «Коллективный счет» (участники ведут счет от одного и далее, по очереди произнося цифры, не сговариваясь, не зная — кто будет следующий; если цифру назовут одновременно два участника, счет заканчивается).

Совет ведущему. Ведущий выделяет несколько групп воспитанников для выполнения этих упражнений, так как все вместе будут мешать друг другу. Для разных упражнений выбираются различные воспитанники. После выполнения каждого упражнения ведущий поощряет ребят («Вы здорово сработались! Молодцы! Вы — отличная команда!»).

Ведущий. А теперь мы выполним одно очень непростое упражнение. Я бы сказал, даже опасное. Его можно выполнять, только точно соблюдая все команды, все инструкции. (Он приглашает 10–12 человек, выстраивая их вокруг одеяла.)

Представьте себе, что вам нужно перенести человека, не беспокоя его. Может быть, он ранен, может быть, спит, и его нельзя будить. Итак, только по моей команде... (Упражнение «Покрывало»: участник укладывается на покрывало, остальные, взявшись за края покрывала, должны его поднять).

Рефлексия: что чувствовал тот, кто был на покрывале, что чувствовал тот, кто держал покрывало; подчеркнуть, как важно доверять тем, от кого зависит твоя безопасность, и как важно не подводить, не предавать того, кто тебе доверяет.

Заключительная часть

Ведущий. Итак, мы увидели, как важно чувствовать поддержку друг друга. Сейчас мы разойдемся, и вы еще раз вспомните сегодняшнюю встречу, может быть, обсудите ее и поймете, что значит поддержка близких.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА
(Тяжело в учении — легко в бою)

(в разработке принимала участие К.Р. Ступницкая)

Оборудование: свечи, магнитофон.

Вводная часть

Под звуки музыки участники рассаживаются по местам (по кругу). Ведущий приветствует их и, обращая внимание на то, что уже возникла определенная традиция, своеобразный ритуал начала встречи, зажигает свечи. В этом ему могут помогать старшие из ребят.

Ведущий спрашивает: что больше вспоминается из предыдущей встречи? Присутствующие отвечают (упражнения, игры, ничего не запомнилось). Подводя итоги высказываний, ведущий предлагает начать сегодняшнее занятие с одного не очень сложного упражнения. Для проведения упражнения он произвольно выбирает участников и объясняет им правила выполнения упражнения.

Упражнение «Передай число». Участники рассчитываются по порядку. Ведущий называет номер одного из участников. Тот выполняет следующие движения: хлопает себя руками по коленям, щелкает пальцами правой руки, называя свой номер, щелкает пальцами левой руки, называя номер того, кому он передает ход. Тот должен также хлопнуть себя по коленям руками, щелкнуть пальцами правой руки, назвать свой номер, щелкнуть пальцами левой руки, назвать номер того, кому он передает ход. Ход нельзя передавать следующему по порядку номеру или возвращать тому, кто его передал тебе. Кто ошибается — выбывает. После этого нельзя передавать ход выбывшему номеру. Упражнение следует выполнять до тех пор, пока не останется 2–3 человека.

Упражнение можно начать медленно, потом темп желательно увеличить. Оно выполняется 2–3 раза.

Ведущий обращает внимание на то, как постепенно ускорялось выполнение упражнения, как ловко с ним справлялись последние два участника. Затем он предлагает выполнить еще одно упражнение и для этого приглашает в центр новую группу.

Упражнение «Передай движение». Выполняется следующим образом: участники выстраиваются в круг. Ведущий предлагает каждому выполнить какое-нибудь несложное движение из комплекса утренней гимнастики (различные махи руками, приседания и т.п.). Участники, стоящие рядом, выполняют различные движения. По сигналу (хлопок в ладони) каждый выполняет свое движение, при очередном хлопке участники выполняют движение, которое выполнял сосед справа. Каждое движение должно совершить полный круг. После завершения упражнения сидящие в зале отмечают тех, кто выполнял движение неверно.

Основная часть

Ведущий обращает внимание на то, что вначале участникам было трудно выполнять упражнение, но постепенно стало получаться. Затем он спрашивает: «А было ли так, что сначала трудно выполнить, а потом — легко?»

Участники отвечают.

Заключительная часть

Ведущий подводит итоги высказываний, напоминая пословицы (см. название). Он говорит, что все трудности, в том числе учебные, могут быть преодолены с помощью повторения, упорства (снова напоминает пословицы).

В заключение желает всем удачи и успехов.

Выполняется ритуал окончания встречи (гасятся свечи), и под звуки музыки участники выходят из зала.

НЕДОЛГО ТОЙ ЗЕМЛЕ СТОЯТЬ,
ГДЕ НАЧНУТ ЗАКОНЫ ЛОМАТЬ

Оборудование: свечи, магнитофон.

Вводная часть

Под звуки музыки участники рассаживаются по местам (по кругу). Ведущий приветствует их и зажигает свечи. В этом ему могут помогать старшие из ребят.

Основная часть

Участникам предлагается одновременно вслух назвать свою любимую еду (книгу, фильм и пр.). При этом ведущий предлагает сделать это как можно громче.

(Совет ведущему. Упражнение можно провести для всех сразу или для группы из 10–12 человек, вызванных в центр зала.)

Потом ведущий спрашивает кого-нибудь из участников, слышали ли они, что именно назвал кто-то другой? После нескольких попыток оказывается, что немногим удалось назвать то, что называли другие. Ведущий спрашивает, почему. При этом он подводит участников к выводу, что трудно услышать друг друга, когда говорят все одновременно. Поэтому есть такое правило: не перебивать друг друга.

Какие еще есть правила? Какие правила есть для водителей и пешеходов? Учителей и школьников? Какие правила у вас в семье? А зачем же нужно столько правил? Ведущий обобщает высказывания и еще раз говорит о том, что правила нужны, чтобы всем было удобно.

Упражнение «Шестерка». Участники (10–12 человек) становятся в круг, ведущий дает инструкцию: «Сейчас мы все по очереди будем считать вслух, кому попадет цифра «6» или число, содержащее цифру «6» или делящееся на 6, это число не называет, а хлопает в ладоши. Нарушивший правило выбывает из игры».

После одного-двух выполнений упражнения ведущий обращает внимание, что победителем становится тот, кто соблюдал правила.

Заключительная часть

Ведущий подводит итоги высказываний, напоминая о том, что правила нужны для того, чтобы всем было удобно, и что успех сопутствует тем, кто не нарушает принятые правила.

В заключение желает всем удачи и успехов.

Выполняется ритуал окончания встречи (гасятся свечи), и под звуки музыки участники выходят из зала.

Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук

1 См. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. – 2004. – № 46.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта «Дом диет». На сайте можно найти всевозможные диеты для похудения, а также лечебные диеты при различных заболеваниях. Кефирные и банановые диеты, диеты знаменитостей, например, диета Пугачевой, диеты по группе крови, бессолевые, белковые диеты и многие другие – все они собраны в одном месте и совершенно бесплатно. «Дом диет» – дом, где обитают диеты!