Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2007


ИГРОТЕКА

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

Вечные темы

Тренинговое занятие для учащихся 8–10-х классов

Цель: активизация внутренних ресурсов личности, развитие творческого потенциала, вербальных и коммуникативных навыков.

Количество участников: 5–15 человек.

Оформление и материалы:

— школьная доска: тема, цитаты для начала и конца занятия (цитаты к занятию, а также карточки с незаконченными предложениями ведущий может подобрать по своему усмотрению), варианты названий «вечных тем», большой круг из ватмана (общая мандала);

— карточки с незаконченными предложениями; круги (мандалы) из бумаги диаметром 15–20 см, чистые (без рисунка) и несколько — с нанесенным заранее контуром узора, с обратной стороны мандалы желательно прикрепить маленький кусочек двустороннего скотча; цветные карандаши, мелки; цветные лепестки из бумаги; гармоничная (классическая или медитативная) музыка.

Общее время: 60 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Участники сидят в кругу.

1. Ритуал входа в занятие (5–7 минут)

Внимание участников обращается на тему на доске, цитату (приложение 1), затем каждому предлагается по кругу ответить на вопрос: «Как ты думаешь, о чем сегодня пойдет речь на занятии?» После того как все участники высказались, результат обобщается, делается вывод, говорится о значении символов и метафор в нашей жизни, в формировании наших взглядов и мировоззрения, о познании мира и себя с помощью метафоры, аналогии, ассоциации. Далее учащимся предлагается небольшое упражнение-разминка «Незаконченные предложения».

2. Незаконченные предложения (5–10 минут)

Участникам предлагается коробочка с карточками (приложение 2). На каждой карточке — незаконченное предложение, которое учащиеся должны закончить вслух, пуская коробочку по кругу и вытягивая карточку.

Делается короткий вывод о многообразии взглядов на вечные темы, о различных способах самовыражения, о неповторимости личности каждого. В продолжение темы участникам предлагается перейти к следующему заданию — рисунок в круге (мандалы). Подросткам лучше кратко рассказать о месте и значении символа круга в жизни человека с точки зрения разных культур, традиций, религий и быта. Круг призван активизировать потенциал человека, он гармонизирует, центрирует внимание на основных смыслах, помогает выделить главное.

3. Создание мандал (с обсуждением — 30–40 минут)

Каждому учащемуся предлагается выбрать круг (чистый или с нанесенным заранее узором) и «вечную тему» – из вариантов на доске (приложение 3) или свою, которая найдет отражение в символичном рисунке мандалы. При этом учащихся просят не озвучивать выбранную тему, а работать молча, под музыку. Когда кто-то готов, то свой круг нужно прикрепить на большую общую мандалу на доске (с помощью двустороннего скотча) в любом понравившемся месте (как вариант — использовать магнитную доску и нарисованный на ней мелом большой круг).

Когда все мандалы учащихся готовы и нашли свое место на общей, проводится обсуждение. Участники пытаются отгадать, какую тему отражает та или иная мандала. По желанию автор того или иного рисунка дает свои пояснения.

Примечание. Упражнение проходит всегда по-разному и неожиданно, но очень эмоционально, личностно, раскрываются самые неожиданные (почти всегда только положительные) стороны, мысли, мнения участников. Ведущему следует быть очень тактичным и внимательным в ходе упражнения и оказывать учащимся поддержку, эмоционально их поощрять, обращать внимание всех на то хорошее, что раскрывается при обсуждении каждой работы. Очень важно, чтобы без внимания группы и положительных высказываний остальных участников никто не остался. Следует также учитывать, что данная работа с мандалами в группе несет прежде всего терапевтическую, гармонизирующую и самоактуализирующую функции, а не диагностическую. Поэтому в ходе обсуждения не должны звучать интерпретирующие формулировки и выводы. Здесь значение придается ощущениям и высказываниям самих участников занятия и создателей рисунков. Опыт показывает, что упражнение имеет большое объединяющее значение, побуждает участников очень трепетно и внимательно относиться к товарищам, каждый старается сказать о работе другого как можно лучше, что, в свою очередь, является большой поддержкой, положительной обратной связью для автора мандалы.

4. Рефлексия (5 минут)

Негромко звучит мягкая, нежная музыка. Ведущий обращает внимание учащихся на заключительные цитаты занятия (приложение 4).

Упражнение «Цветок чувств»

Сегодня на занятии мы затрагивали и раскрывали вечные темы, которые актуальны для человека всегда. Подумайте, какие чувства у вас возникали сегодня, как бы вы их выразили в нескольких словах?

Учащимся предлагаются разноцветные «лепестки» (какого цвета им хочется), на которых они напишут чувства, испытанные на занятии. Затем каждый называет свои чувства и кладет лепесток в центр круга. Так получается цветок чувств всей группы.

Разработала
О. ПЯТАКОВА,
психолог УО «Марьиногорская
государственная гимназия»,
Республика Беларусь

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Цитата на доске в начале занятия:

Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа...

Б. Брехт

2. Карточки с незаконченными предложениями

В общении с другими людьми я стараюсь... Для меня любовь — это... В моем понимании жизненные ценности человека... В дружбе я ценю.. Справедливость для меня — это... Свобода для меня — это...
Я считаю, что по отношению друг к другу люди должны прежде всего... Индивидуальность и неповторимость человека, по моему мнению, выражается в... Понятие патриотизм для меня заключается в... Настоящая красота — это прежде всего.... Я считаю, что ставить перед собой жизненные цели... (важно или нет) Взаимопонимание должно проявляться в...

3. Возможный способ завершения занятия

Лучше всего заранее подготовить лист с темами, набранными крупным шрифтом, чтобы они были заметны, привлекали к себе внимание, и повесить перед самым началом упражнения. В данном варианте мы предложили участникам отдельные понятия и парные, противоположные.

4. Возможный способ завершения занятия

Ведущий обращает внимание на особо важные и интересные моменты в ходе занятия, делает вывод о многообразии взглядов, индивидуальностей, о ценности обсуждаемых тем для каждого человека и в связи с этим обращает внимание на мысли, высказанные в последних цитатах занятия, которые ведущий предлагает вниманию учащихся только сейчас, в самом конце занятия.

Нет новых направлений, есть одно: от человека к человеку.

Е. Лец

Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком.

А. де Сент-Экзюпери

ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» // Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2005.

2. Пятьдесят сценариев классных часов. Авт.-сост. Аджиева Е.М., Байкова Л.А. и др. – М., 1999.

3. Тренинг развития жизненных целей // Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2006.

4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М., 2003.