Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2007


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ВОПРОСЫ ГАМЛЕТА

Психологическая олимпиада для старшеклассников

Олимпиада как форма выявления и поддержки успешных и одаренных учеников существует и пользуется неизменной популярностью очень давно. Знамениты математические, физические, химические олимпиады. Психологические олимпиады только появляются, но уже стали одним из эффективных инструментов выявления абитуриентов психологических факультетов вузов.

Организация интеллектуального общения

Психологическая олимпиада, проводимая школой «Интеллектуал» совместно с МГППУ, не является изолированным мероприятием. Она проводится в рамках открытой гуманитарной конференции школьных исследовательских работ.

Конференция включает в себя работу по целому ряду отделений: истории, археологии и специальных исторических дисциплин и краеведения; экономики и права; филологии и языкознания; фольклористики и особенностей современной речи; языковых особенностей и особенностей перевода художественных произведений; русской литературы; религиоведения и культурологии; психологии и социологии. В 2006 году, например, на конференции было сделано 139 докладов в девяти секциях.

Конференция проводится с целью организации интеллектуального общения учащихся, занимающихся исследовательской работой в области гуманитарных наук, стимулирования научно-исследовательской и проектной деятельности.

Психология как отдельная учебная дисциплина введена не во всех школах. Там, где она существует, она несет различную смысловую нагрузку, которую можно очень условно распределить так — уроки психологии (знания о психических процессах, психологических особенностях человека), психологический практикум (развитие интеллектуальных и других способностей обучающихся), тренинг личностного роста, командообразования. Поэтому предполагать наличие определенных представлений, научных понятий, умений и проч. у всех участников психологического отделения мы не вправе. Мы не можем подойти ко всем с общими критериями. Отделение психологии ставит своей целью прежде всего поддержку интереса к психологическому знанию, ориентацию юных исследователей на практическое применение своих исследований и создание общественно значимых проектов.

Проведение собственного исследования и последующее представление проекта — замечательная возможность реализовать устойчивый познавательный интерес к самому непознанному, но постоянно познаваемому явлению в этом мире — к человеку. К человеку в мире других людей, к человеку и его собственному внутреннему миру... Вот лишь некоторые темы докладов, представленных на конференции в 2006 году: «Проблемы профессионального и жизненного самоопределения школьников и пути их решения»; «Исследование психологических особенностей «домашних» и «уличных» подростков»; «Толерантность по отношению к особым детям»; «Проблемы национальных меньшинств в современном мире»; «Взаимоотношения подростков и родителей»; «Влияние волевых характеристик личности на процесс обучения» и др. Как видно, спектр большой. И затрагивает как «вечные» проблемы психологии, так и новые, появившиеся недавно.

Перед выбором

В этом году в апреле третий раз на базе школы-интерната «Интеллектуал» будет проводиться Открытая гуманитарная конференция исследовательских работ школьников «Вышгород» для 5–11-х классов.

Психологическая олимпиада в этом году, как и прежде, будет иметь ряд особенностей. Во-первых, эта олимпиада не является самостоятельным мероприятием, а лишь одной из частей большой конференции по гуманитарным наукам. Такая структура в какой-то степени моделирует общество, показывает, что психолог не является в нем центральной фигурой, и напоминает нам о помогающей функции этой профессии. Действительно, учась на психологических факультетах вузов, работая в психологических центрах, мы забываем о том, что мир состоит не из одних лишь психологов и их клиентов, о том, что в мире есть врачи, программисты, менеджеры...

Кроме того, говоря о психологии, мы часто забываем о ее многогранности. Под психологией часто понимается консультационная деятельность в сфере межличностных отношений, а между тем это далеко не единственное, чем может заниматься психолог. В олимпиадных заданиях мы стремимся показать подростку, уже стоящему перед выбором будущей профессии, что психология — это целый мир интереснейших тем и людей, где каждый может найти что-то важное и нужное именно для себя.

Кроме того, и конференция, и олимпиада позволяют ребятам научиться отделять зерна от плевел и не смешивать психологию с популярными псевдопсихологическими практиками, в массовом порядке предлагаемыми непрофессионалами с экранов телевизоров и со страниц книг в ярких обложках.

Помимо разнообразия в тематике заданий на нашей олимпиаде представлено разнообразие форм работы. В письменном туре мы предлагаем участникам выбрать по одному заданию каждого типа: текст на заданную тему (например, проанализировать два состояния — любовь и дружбу, сравнить и выделить общее и особенное); раскрытие смысла афоризма или притчи (например, притчи о слоне и трех слепых) и собственно задачу, то есть анализ заданной ситуации, поиск оптимального решения некоторой проблемы или объяснение какого-то психологического явления.

О важности коммуникации

Пример задачи очного тура олимпиады в 2006 году (автор Т.Э. Руссита)

Задача «Гамлет»

Гамлет. Видите вы вон то облако в форме верблюда?

Полоний. Ей-богу, вижу, и действительно, ни дать ни взять верблюд.

Гамлет. По-моему, оно смахивает на хорька.

Полоний. Правильно: спинка хорьковая.

Гамлет. Или как у кита.

Полоний. Совершенно как у кита.

Гамлет (в сторону). Они сговорились меня с ума свести!

(В. Шекспир. Гамлет, принц датский. Пер. Б. Пастернака)

1. Что выяснил и чего не выяснил Гамлет в ходе разговора?

2. Можно ли считать разговор удавшимся? В каком случае?

3. В каком из двух вопросов задания, в первом или втором, легче увидеть мнение составителя задачи о диалоге?

Эта задача предлагает задуматься о вещах, важных для понимания не только будущими специалистами-психологами, но и любыми думающими людьми. Она показывает многоплановость любого коммуникативного процесса. Симптоматично, что участники олимпиады оценили эту задачу как наиболее оторванную от жизни, сложную и не очень интересную. Такая реакция может свидетельствовать о том, что учащимся трудно абстрагироваться от конкретных условий задачи и понять ее в чистом виде.

Анализ ответов к задаче показал, что понять скрытый смысл, сделать обобщения и провести некоторые аналогии оказалось не совсем посильной задачей. Нами был получен, как кажется, весь спектр возможных решений. Это неплохо, так как позволяет более точно дифференцировать детей по уровню понимания подтекста. Многие ребята считали, что разговор не удался, так как «с таким же успехом Гамлет мог говорить со стенкой или с попугаем», но некоторые сделали вывод, что по столь пассивному и «поддакивающему» стилю общения Полония можно судить о его надежности, а значит, разговор Гамлета и Полония не столь уж лишен смысла. Были и совершенно абсурдные решения. Например, что «Гамлет узнал, что у Полония хорошая фантазия», «Гамлет выяснил, что Полоний совершенно не разбирается в животных или он совершенно не представлял, о чем идет разговор», «Гамлет решил, что его хотят свести с ума». Некоторые участники чрезвычайно расстраивались из-за того, что так и осталась невыясненной форма облака. А некоторые — что мы не узнали истинного мнения по этому вопросу Полония.

Третье задание навело практически всех детей на мысль о том, что автор подразумевает отрицательный ответ на вопрос, является ли разговор удавшимся, и именно его и следует дать. Только два человека посчитали разговор удавшимся, как выразился один из них, «в том случае, если Гамлет увидел сущность Полония» и «Полоний может быть не таким простым, как кажется». Можно считать, что именно эти дети ухватили суть и наиболее близко подошли к решению задачи.

Анализ ответов представляется интересным не только с точки зрения оценки и принятия решения о победителях (что является отдельной проблемой — выделение критериев оценки), он дает важные сведения о психологических особенностях отвечающих: характер обобщений, ценностные ориентации, уровень и содержание ведущих интересов и др.

Вклад в будущее

Для тех, кто участвовал в нашей олимпиаде в прошлом и позапрошлом годах, мы приготовили сюрприз — возможность участия в интерактивном туре. Интерактивный тур будет проведен впервые. Предполагается, что он будет представлять собой некоторый психологический эксперимент с участием школьников и их последующий анализ собственного поведения и поведения других в эксперименте, а также анализ психологического содержания эксперимента.

Еще одна специфика нашей олимпиады и отличие ее от прочих предметных олимпиад — это ее необязательность. Разумеется, участие в олимпиадах по химии, математике и литературе тоже является свободным, однако преимущества при поступлении в соответствующие вузы заставляют относиться к ним не как к игре, а как к вкладу в будущее. Наша олимпиада — это всего лишь (!) возможность поближе посмотреть на то, что такое психолог, увидеть разные аспекты его работы и составить собственное представление о профессии, не чувствуя при этом никаких обязательств ни перед собой, ни перед организаторами олимпиады и родителями.

Надеемся, что в этом году все пройдет успешно, и мы будем рады поделиться уже трехлетним практическим опытом проведения психологических олимпиад.

Татьяна РУССИТА,
Инна КОРЕПАНОВА,
МГППУ
E-mail: e-markelov@mail.ru, iakorepanova@gmail.com