Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Тренинг уверенности в себе

И.В. Стишенок
СПб.: Речь, 2006

Это уже вторая книга постоянного автора нашей газеты, известного белорусского психолога Ирины Стишенок, вышедшая в питерском издательстве «Речь». И во второй раз я сажусь за клавиатуру компьютера, чтобы написать рецензию на работу Стишенок.
Название может вызвать у психологов-«эстетов» гримасу пренебрежения: сколько же можно писать о тренингах уверенности в себе?! Ведь еще зарождение психологических тренингов было связано с бихевиористски-ориентированными тренингами уверенного поведения. Да и в последние годы в одном только издательстве «Речь» вышли как минимум две книги со сходными названиями — переводная работа М. Смит и книга ростовчанина Владимира Ромека. А уж сколько книг на эту тему было написано за последние пятьдесят лет!..
Однако общение с практическими психологами доказывает: книга Ирины Стишенок, посвященная вроде бы заезженной теме, не просто найдет своего читателя, но и окажется весьма востребованной. Вообще-то содержательно книга Стишенок гораздо богаче заявленной темы. Здесь речь идет и о самопознании, и о работе с целью, и о способах выражения чувств, и о позитивном мышлении, и о правах и обязанностях человека в отношениях с другими людьми. Но все эти направления психологической работы в конечном счете сливаются в комплексную систему, поддерживающую важнейший вектор тренинга — нацеленность на развитие уверенности в себе.
Автор признается, что вдохновила ее на создание описанной тренинговой программы прекрасная работа А.М. Прихожан «Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе». Но даже без такого признания можно было бы об этом догадаться: по книге рассыпаны многочисленные цитаты из работы Прихожан, и многие ее идеи успешно реализуются Ириной Стишенок в тренинговых упражнениях.
В книге представлены не только подробные сценарии восьми тренинговых занятий (мне думается, что при таком обилии методических разработок материала хватит на значительно большее количество занятий), но и значительные по объему теоретические куски, способствующие лучшему осмыслению участниками приобретаемого практического опыта. Следует заметить, что, как и у многих психологов-практиков, методологическая основа работы Ирины Стишенок оказывается весьма эклектичной: здесь наличествуют отсылки к работам психоаналитиков и гештальт-терапевтов, используются приемы нейролингвистического программирования и транзактного анализа, не обошлось и без методов поведенческой терапии. Само по себе это не является уж очень серьезным недостатком, особенно при условии непротиворечивого использования идей и методических приемов разных школ, как это реализовано в тренинге Стишенок, но, думается, что более глубокая методологическая рефлексия и разумное ограничение базовых положений могли бы придать большую цельность работе.
К сожалению, здесь проявилась черта, свойственная очень многим книгам о тренингах: используемые упражнения, даже в случае прямого заимствования из конкретных источников, не снабжены ссылками на их разработчиков.
Вместе с тем считаю, что эта книжка может быть очень полезной для психологов-тренеров.

Игорь ВАЧКОВ