Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

 

СЛУЖУ РОССИИ!

Тренинговое занятие для учащихся 11-го класса

Характеристика занятия

Занятие включено в общую программу развития уверенности в себе для выпускников 11-х классов и призвано оказать помощь юношам в напряженный период, связанный с подготовкой к службе в армии.

Цель: отработка с учащимися навыков психологической подготовки в условиях стрессовой ситуации; повышение их уверенности в себе.

Задачи: обучение юношей способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; обучение способам волевой мобилизации.

Оборудование, материалы: для каждого участника заготовки для упражнения «Мои ресурсы» и для упражнения «Эксперимент»; тарелка с водой.

Условия проведения: столы для учащихся должны стоять полукругом, центральная часть помещения должна оставаться свободной.

1. Упражнение «Ассоциации»

Время проведения: 20 минут.

Юношам предлагается разбиться на группы и обсудить, с чем у каждого из них ассоциируется слово «армия».

Ведущий записывает на доске те из ассоциаций, предложенных учащимися, которые встречаются во всех группах.

Он заполняет таблицу, параллельно обсуждая с юношами те трудности, о которых сигнализирует та или иная ассоциация, и способы их преодоления (см. таблицу).

Группа ассоциаций

Трудности, испытываемые
в период подготовки к армейской жизни

Способы
преодоления трудностей

     

2. Упражнение «Я хочу тебе пожелать»

Время проведения: 5 минут.

Юношам предлагается выйти на середину класса, встать полукругом.

Ведущий. Часто возникают ситуации, когда надо подбодрить друга, найти нужные слова, сказав их убедительно. Попробуйте и вы это сделать.

Учащимся предлагается пожать руку рядом стоящего и дополнить фразу: «Я хочу тебе пожелать...», причем выразить признание громко и уверенно.

В конце упражнения:

– Что было сказать сложнее?

– Что вы почувствовали?

3. Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: осознание своих сильных и слабых качеств; самооценка личности.

Учащимся предлагается в течение 5–7 минут заполнить таблицу:

Мои достоинства

Чем они могут помочь мне в трудной ситуации

Мои недостатки

Как я могу их использовать, чтобы превратить в достоинства

Учащиеся зачитывают набор своих качеств, другие участники могут дополнять характерные черты (сильные стороны) своих одноклассников.

В конце упражнения:

– Что было заполнять сложнее?

– Для чего нужно знать свои недостатки?

4. Упражнение «Эксперимент»

Время проведения: 3–5 минут.

Цель: научиться самообладанию в стрессовых ситуациях.

Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст за 30 секунд.

ГРУПпырАзВедчикоВОбъеДИниЛись

ЖИзНьИздоРОВЬЕучаСТниКОВвбеЗОПАСТноСТИ

НАэтОМсВЯЗЬсГРУПпОЙПрерВАЛАСь

Дискуссия:

– Сразу ли вы справились с заданием?

– Что понадобилось для его быстрого выполнения?

– В чем заключается самообладание?

5. Упражнение «Летающая тарелка»

Время проведения: 5 минут.

Цель: развитие чувства ответственности, сосредоточенности, умения работать в команде, сопереживания.

Учащимся предлагается образовать два круга — внутренний и внешний. По внутреннему кругу пускается тарелка, до краев наполненная водой. Тарелка передается сначала в одну сторону, затем в другую в полной тишине. Юноши, стоящие во внешнем круге, наблюдают за происходящим. Затем ребята меняются местами и действия повторяются.

Анализ упражнения:

– Какие чувства вызвало у вас это упражнение?

– Что вы испытали?

– Помогали ли вы мысленно друг другу?

6. Упражнение «Волевое дыхание»

Время проведения: 5 минут.

Данное упражнение используется в школе восточных единоборств и представляет собой прием волевой саморегуляции.

Ведущий. Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.

После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, ног.

Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.

Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.

7. Упражнение «Приятно вспомнить»

Время проведения: 5 минут.

Ведущий. когда ты не уверен в своих силах, а перед тобой стоят важные и ответственные задачи, следует представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов нужно твердо сказать себе: «Были проблемы и посложнее, справлюсь и с этой!»

8. Обратная связь

Время проведения: 2–3 минуты.

Юношам предлагается выразить свои мысли, чувства, которые возникли в ходе занятия.

Елена БОРИСОВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 1
г. Приволжск,
Ивановская область