Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2007


ГИЛЬДИЯ

Разберемся с понятиями

Чем же, наконец, мы занимаемся?

Конец августа — очень любопытное время в жизни практически любой российской школы. В это время педагоги и администрация пытаются одновременно заниматься столь несовместимыми вещами, как подготовка кабинетов и всего здания к началу занятий и постановка целей и задач педагогической работы на год. И что удивительно, чаще всего у них это получается!

К первому сентября школа блестит и светится, позади — педсоветы, заседания методобъединений и творческих групп. Концептуальные слова сказаны, цели обозначены, планы намечены, отдохнувшие педагоги готовы к их полной и повсеместной реализации. В надлежащих местах зафиксированы методические темы года и задачи развития школы. В соответствующих строках расставлены слова и выдержки из последних нормативных актов и умных книжек, намечены перспективы гуманизации и гуманитаризации (чего? обучения или образования?), внедрения идей личностно-ориентированного обучения (или образования?), повышения качества обученности (или воспитанности? а может быть, образованности?), внедрения в учебный (или образовательный?) процесс новых методов и технологий…

И еще не раз в течение года на педсоветах и заседаниях проектных групп эти слова будут звучать то как синонимы, то в непонятных, загадочных связках и причинно-следственных отношениях. А заезжему лектору будут оппонировать примерно так: «Вот вы говорите, что в процессе обучения должно происходить развитие… А мы это и так делаем! Со студенческой скамьи каждому педагогу известна триединая цель урока: обучение, развитие, воспитание. Каждый учитель ставит на уроке развивающую задачу!»

«Образование», «обучение», «воспитание», «развитие» — нет никаких сомнений, что эти понятия имеют самое непосредственное отношение к тому, чем занимаются педагоги и психологи, к тому, что происходит в школе с учеником. Но, может быть, оттого большая часть концепций развития и лежит в кабинете директора мертвым грузом, что мы до сих пор не разобрались, в чем предмет нашей деятельности, чем мы занимаемся и какими словами это называется? Конечно, это не единственная причина, но все же, все же…

Поговорим о понятиях и той реальности, которую они обозначают. Уверена, нам тогда легче будет понять друг друга: педагогам — психологов, практикам — ученых.

Уникальная непохожесть

«Образование» — молодое понятие, значительно моложе «воспитания» и «обучения».

Слово «образование» охватывает следующие семантические поля: а) процесс создания, порождения чего-то нового, б) формирование чего-либо согласно заданному образцу, в) нечто структурно сложное. Все эти значения сегодня в ходу.

Так, в процессе образования идет создание нового вида людей — культурных, образованных. И внешне, и, что важнее, внутренне эти люди отличаются от прочих тем информационным, ценностным содержанием, которым овладели и продолжают овладевать. Человек культурный порождается образованием.

У этого процесса есть определенные, внешне заданные цели. Отбор содержания и форм образования происходит в соответствии с этой целью. И цель эта связана с человеком, теми качествами и способностями, которые в нем желательно породить, сформировать. Вот, слово прозвучало. В образовании всегда есть эталон, образец Человека образованного, в соответствии с которым разворачивается процесс и оцениваются его результаты.

Наконец, образование очень сложно. Оно имеет уровни, этапы и структуру. «Система образования» — говорим мы, подчеркивая сложность данного процесса на уровне отдельного человека и всего общества.

Образование — это самое главное понятие по отношению в ребенку, приходящему в школу или уже покидающему ее. Образование — это то, что с ним происходит. Образование — это процесс, в который его включили на входе, и его личное достояние на выходе. Конечно, мы чаще говорим «ребенок учится» или «ребенок воспитывается» в школе. Но правильнее говорить, хотя это, может быть, пока немного непривычно: «ребенок образовывается», то есть формируется по образу и подобию того образца — Человека образованного, который взрослые заложили в содержание и формы его школьной жизни — урок, перемену, кружок, общешкольный праздник, классный час, экскурсию и т.д.

В этом великий смысл образования как процесса культурологического: «образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству» (Е.В. Бондаревская). Есть и не менее важный гуманитарный, антропологический смысл: образование суть обретение человеком своего образа: неповторимой индивидуальности, творческого начала. Образование позволяет «высветить образ человека, сделать отчетливо зримым его уникальную непохожесть и отличенность от всех иных и всего иного» (М. Тищенко).

Правильные вопросы

Итак, школа, как структура образовательная, должна помочь человеку обрести образ — образ человека культурного и при этом способного в рамках культуры развиваться самостоятельно, творить свою жизнь сообразно своим целям и идеалам.

Образование, с моей точки зрения, очень хорошее, очень правильное слово. Его употребление в тех контекстах, когда речь идет о ребенке и о том, что с ним происходит в школе, позволяет нам удерживать главную задачу нашей деятельности. И задавать себе правильные вопросы. К примеру:

• Мы вводим новую учебную дисциплину. А зачем? Что нового и важного она привнесет в процесс формирования человека?

• Мы проводим то или иное мероприятие — затратное по времени и силам. А каков его образовательный эффект и результат?

• Мы решили наказать провинившихся учеников. Как повлияет это наказание на их образование? Что в них образует? И т.д.

Понятия «развитие», «обучение», «воспитание» размещены внутри контекста образования. Понятие «развитие» определяет и объясняет то, что происходит с самим ребенком в процессе образования. «Обучение» и «воспитание» характеризуют задачи и особенности педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования.

Например, в литературе можно встретить такое определение: образование — социально-культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения.
(И.А. Колесникова).

Становление, формирование и саморазвитие

Слово «развитие» — древнеримское по происхождению; первоначально оно означало развертывание свитка при чтении: все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. Похожее толкование словосочетания «развитие мысли» мы находим у Цицерона: то, что было свернуто в сознании говорящего, разворачивается через его речь перед слушателями.

В настоящее время понятие «развитие» стало естественной и неотъемлемой частью мировоззрения человека. Понятие, которому на самом деле чуть больше двух тысяч лет, сегодня — одно из ключевых в культуре.

Для нас важно развести три вида развития с точки зрения причин, его обусловливающих
(В.И. Слободчиков):

1. Становление — естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Такое развитие есть движение от некоторой причины, запускающей (поддерживающей) изменения, и до закономерных следствий. Возрастное развитие, особенно в период от младенчества до юности, имеет довольно устойчивые и четкие характеристики становления. Есть закономерные этапы физического, психофизиологического, умственного и эмоционально-волевого развития. Для данного этапа цивилизации характерны и определенные закономерности становления собственно личности человека. Педагог и психолог не могут не учитывать этих закономерностей, так как иначе они со своими действиями и влияниями рискуют войти в конфликт с объективными процессами.

2. Формирование — процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Это движение от имеющегося социокультурного образца к его внутреннему присвоению. Процессы и закономерности формирования — сердцевина всего образования. Это то содержание, которое мы хотим с помощью педагогических средств «переложить» из внешнего культурного окружения ребенка в его внутренний мир.

3. Преобразование — процесс саморазвития, движения человека по целям, ценностям и смыслам своего существования. Преобразование присоединяется к процессам становления и формирования на определенных этапах развития, а к подростковому и юношескому возрасту становится (должно становиться!) доминирующим. Само по себе это не происходит, так как способность к саморазвитию должна быть выращена в человеке, в том числе — в процессе формирования. То есть в значительной мере это ответственность взрослых — помочь ребенку стать способным к саморазвитию, обрести внутренние психологические инструменты управления собой и своей жизнью, а затем — дать ему возможность реализовывать свои жизненные планы и устремления (просто говоря — «отпустить»…).

Таким образом, развитие ребенка — сложный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование и саморазвитие. Развитие как формирование — основа образования, развитие как становление — условие образования, саморазвитие — один из итогов качественного образования.

О чем следует думать в августе

Обучение и воспитание — понятия, характеризующие специфические задачи педагога, то есть взрослого, проектирующего и затем организующего процесс образования человека.

Педагогическая деятельность — так называется то, чем занят такой взрослый. По мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, это деятельность по созданию условий для саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.

Обучение служит некой «информационной пищей» для образования, а воспитание — гарантом того, что полученная информация будет использована человеком во благо. И обучение, и воспитание — сложные, многогранные и многосоставные виды профессиональной деятельности, про каждый из них можно и должно говорить пространно и с уважением, но нам важно подчеркнуть следующее: эти виды деятельности имеют общую цель, заданную им извне. И цель эта — образование. Цели обучения и воспитания лежат «внутри» человека. Это не нормы и правила, о которых он знает, и не набор знаний и даже учебных умений, которые он усвоил. Это те коренные изменения, которые произошли в его мышлении, высших психических функциях, мировоззрении, способах познания мира и общения с другими людьми. И как результат — появление нового человека, Человека образованного.

Позволю себе архитектурную аналогию. Образование — это архитектурный проект и одновременно его последующее воплощение в некоем сложном и прекрасном здании. Конкретные знания, наставления — это те материалы, из которых строится здание. В иных случаях они незаменимы, так как без них не придать зданию прочности или каких-то еще важных, сущностных качеств. Ну например, основы математики. Но большинство — взаимозаменяемы и изменяемы. И если педагог удерживает цель, он спокойней и осмысленней относится к тем средствам (предметным знаниям), которые есть в его распоряжении.

Четыре понятия. Каждое очень важно и неразрывно связано с другими. Но для удержания цели и выстраивания тактики очень важно понимать их отношения. Иначе — неразбериха, жонглирование терминами и отсутствие ясности в предмете собственной деятельности. Возможно, именно об этом стоит думать и говорить в августе.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук