Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психодидактика школьного учебника

Интеллектуальное воспитание учащихся

Э.Г. Гельфман,
М.А. Холодная
СПб.: Питер, 2006

Cовременный этап школьного образования отличается большим разнообразием учебников, на первый взгляд очень похожих друг на друга содержанием и методическим аппаратом. В результате перед педагогами и методистами встает задача со многими неизвестными — определить, какому учебнику и почему следует отдать предпочтение. Авторы данного издания, задавшись вопросом о том, каким должен быть современный учебник, предлагают различать два подхода к содержанию учебного предмета и соответственного школьного учебника.

По их мнению, подавляющее большинство учебников реализует предметно-центрический подход, при котором содержание учебника строится как проекция конкретного научного знания. Что представляет из себя такой учебник, всем нам хорошо известно из собственного опыта. В нынешних условиях такой подход авторам видится нуждающимся в дополнении психодидактикой, имеющей своей целью интеллектуальное воспитание учащихся посредством повышения эффективности обучения конкретному предмету. Учебник рассматривается как полифункциональная психодидактическая система: по содержанию, форме и конструкции он является проекцией не только научного знания, но и основных закономерностей интеллектуального развития личности в ходе обучения.

Если при традиционном подходе учебник пишут специалисты в соответствующей предметной области, то реализация психодидактического подхода требует участия в этом процессе еще методиста и психолога, занятых подготовкой такого текста, который выступает посредником между научным знанием и психологическими особенностями учащихся.

В книге Гельфмана и Холодной рассказывается об опыте реализации психодидактического подхода к учебным текстам на примере учебников математики для 5–9-х классов. Описана обогащающая модель обучения математике, которая проходила проверку в течение 25 лет в школах разных регионов России (список учебных книг этого проекта приводится в конце издания).

Говоря об интеллектуальном воспитании школьников, авторы вводят понятие интеллекта как формы организации ментального (умственного) опыта, особенности состава и строения которого предопределяют продуктивность интеллектуальной деятельности, и выделяют три уровня ментального опыта — когнитивный, метакогнитивный и интенциональный. Изложение книги построено таким образом, что сначала дается общее представление модели обучения, а далее речь идет о типах учебных текстов, которые способствуют обогащению соответственно понятийного, метакогнитивного и интенционального опыта учащихся в курсе математики.

Интересно отметить, что авторы книги — математик и психолог — своим примером показали, каким эффективным может быть сотрудничество профессионального психолога и специалиста в конкретной предметной области, обладающего к тому же и методическими знаниями.

Марина СТЕПАНОВА