Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2007
С начала девяностых годов слово «воспитание» стало вытесняться со страниц психологических и даже педагогических работ значительно более привлекательным и весомым словом «развитие». Многие «революционеры» от науки и педагогической практики искренне полагали, что воспитывать – это значит ограничивать личную свободу. В бурную эпоху перемен казалось, конечно же, немодным заниматься подобным архаичным и вредоносным делом. Воспитание прочно синонимизировалось с формированием, а уж последний термин вообще никоим образом не вписывался в лексикон гуманистически ориентированных педагогов и психологов.

Однако в последнее время понятие «воспитание» постепенно начинает реабилитироваться и в среде ученых, и в среде практиков. То ли за прошедшие годы поблекла краска пафосных гуманистических лозунгов, оказавшихся для нашей школы хотя и красивыми, но пустыми декларациями, то ли пришло осознание кривобокости системы образования, в которой обучение есть, а воспитания нет и которая плодит отроков с интеллектом без всяких ценностных ориентиров. Во всяком случае, нынешняя ситуация характеризуется возрастающим вниманием к методам и средствам воспитания, многие из которых оказались потерянными и забытыми. При этом администрация школ с надеждой взирает на психолога, пытаясь превратить его то в массовика-затейника, то в гуру, выпускающего из волшебного инкубатора стройные ряды самоактуализирующихся личностей.

Так нужно ли возвращать прежний блеск и глубокое содержание слову «воспитание»? И если да, то каким должно быть воспитание в современной школе? Как связана с воспитанием психология? И может ли школьный психолог именно психологическими средствами способствовать воспитанию учащихся? Об этом наш сегодняшний тематический номер.

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор