Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2007


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Воспитание добротой

Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
Г. Бальтасар

Как воспитывать современных детей? Ведь за тот период, пока наши дети фактически оставались избавленными от воспитательных воздействий со стороны школы, выросло целое поколение, живущее по своим законам и «понятиям».

И взрослым часто приходится лишь разводить руками, не зная, что делать даже с относительно благополучными детьми. Ведь «племя младое, незнакомое» и мыслит совсем иначе, да и часто знает и умеет гораздо больше, чем их педагоги и родители. Даже язык, на котором общаются современные подростки и молодежь, не всегда понятен взрослым людям!

А что же делать с теми детьми, которые, ища себя в нашей нелегкой жизни, пошли наиболее простым и доступным для них путем: стали «жить одним днем», начали пропускать школу, бродяжничать, совершать асоциальные поступки?

Хорошо, когда на жизненном пути встречаются взрослые, которые знают, как помочь детям не только найти себя, но и стать активными членами общества. Среди них – коллектив специальной общеобразовательной школы № 2 Центрального административного округа г. Москвы, где работают с девиантными подростками.

Когда я шла знакомиться с работой этого учебного заведения, то рассчитывала, что вполне уложусь в два или три часа, но через некоторое время с удивлением обнаружила, что общаюсь с педагогами школы около пяти часов. Давно закончилась кассета в диктофоне, переписан целый диск фотографий, изучены документы. А оказалось, что я не успела сделать еще очень многое – посмотреть учебные классы, кабинет психолога и места отдыха, оформленные руками учеников.

О том, как организована учебно-воспитательная работа в этом учебном заведении, рассказывать и легко, и очень сложно. Легко потому, что главное здесь – любовь, понимание и уважение личности каждого ребенка. А сложно потому, что все, что здесь делается, с трудом укладывается в определенную схему или простой и понятный алгоритм. Видимо, важнейший секрет успешной работы этой школы – в незаурядности личности каждого члена педагогического коллектива, а главное – его директора И.С. Якушева.

При этом и учебная и воспитательная работа здесь построена очень четко и системно. В течение трех лет школа является базовой площадкой эксперимента, проводимого кафедрой управления Московского института открытого образования под руководством С.Л. Нечаевой.

Как же осуществляются здесь воспитание и перевоспитание детей, которых принято называть трудными, точнее – девиантными? Никто не расскажет об этом лучше и интереснее чем «главный воспитатель» – директор школы
Иван Семенович ЯКУШЕВ.

 

О детях

И.С. Якушев
И.С. Якушев

В нашей школе дети обучаются с 5-го по 11-й класс. Когда мы открывались, а это было в 2002 году, то не предполагали, что дети будут получать среднее образование. Но впоследствии, по просьбе самих ребят, мы получили лицензию на полное среднее образование.

Когда к нам стали присылать первых учеников, мы начинали с долгих разговоров с ними и поняли, что перед нами дети, которые за свою небольшую жизнь испытали столько тягот и лишений, сколько не выпадает на долю большинства взрослых людей.

Дети к нам попадают по решению комиссии по делам несовершеннолетних и по направлению психолого-медико-педагогической комиссии Центрального округа. К нам направляют детей с нормальным психическим развитием, но педагогическая запущенность, нарушения письма и чтения, социальное неблагополучие присутствуют практически у всех.

А к подростковому возрасту у некоторых из них возникают пограничные психические расстройства. Дети становятся агрессивными, они неадекватно реагируют на просьбы или замечания. Поэтому в штатном расписании, кроме педагогов, воспитателей, психологов, есть невролог, психиатр, дефектолог.

У многих наших учащихся – сложная обстановка в семье, а в этом обычно и кроется причина детских проблем. Наши дети предоставлены сами себе с раннего возраста. Их родители живут своей, отдельной от детей жизнью, часто посвященной только алкоголю. Часть родителей много работает, пытаясь обеспечить семье достойное материальное существование. И таким родителям тоже не до детей. Хотя при этом они очень заинтересованы в том, чтобы дети получили хорошее образование, хороший аттестат.

К сожалению, желания многих родителей не всегда оправданны. Они не понимают, что ребенок пришел в нашу школу, не имея даже первоначальной базы знаний и умений по чтению, письму или математике. Некоторые дети не посещали школу месяцами, а кто-то — и годами. Вот пример: в этом году в пятый класс пришли несколько ребят, которые никогда нормально не учились. А мы должны не только восполнить знания, недополученные ими ранее, но и дать им основы будущей профессии, ориентиры в будущей самостоятельной жизни.

У нас уже состоялось два выпуска одиннадцатых классов. Причем 80% выпускников идут учиться дальше. Многие дети поступают в институты, выбирая такие сложные специальности, как информационные технологии, юриспруденция, педагогика.

О вере в себя

Для наших детей не существует никаких авторитетов: ни начальства, ни взрослых. Авторитетным становится только тот человек, в которого они поверили. Только тогда они начинают с ним сотрудничать. Но, веря в другого человека, они со скепсисом относятся к собственным возможностям. Поэтому основная воспитательная задача нашей школы состоит в том, чтобы помочь детям поверить в самих себя.

А это очень непросто, и готовых решений тут быть не может. С самого начала мы решили, что ребята должны пережить ситуацию успеха, пусть самого маленького – но успеха. И взрослые должны заметить это, похвалить, поддержать и обязательно поощрить: «Ты, оказывается, можешь!»

Второй принцип нашей работы – совместное активное участие в делах школы. Многие из наших детей привыкли бездумно существовать, живя одним днем. И нам надо в корне изменить этот настрой. Но как доказать детям, что можно жить по-другому?

И мы нашли простое решение: постоянная занятость полезными делами. Поэтому школа стала работать в режиме полного дня шесть дней в неделю. Главное, чтобы дети не были предоставлены самим себе. Ведь безделье, неумение себя занять часто приводят к тому, что возникает желание что-то украсть, разбить или сломать. Как изменить мотивацию детей? Переживанием успеха. Личным примером педагога. Совместными полезными делами.

В нашей школе 70 детей, и все 70 человек должны принимать участие во всех мероприятиях школы.

Сначала дети сопротивлялись активному образу жизни, заявляя: «Зачем мне это нужно? Я и так жизнь проживу». И чтобы расшевелить их, нужно, чтобы мы, взрослые, принимали участие во всех начинаниях наравне с детьми. Я, скажем, не умел танцевать — научился этому, не умел петь — но запел вместе с ними.

Вручение аттестатов о среднем образовании
Вручение аттестатов
о среднем образовании

Как директор, я обязательно должен принимать личное участие в делах школы наравне с детьми. Так же, как и все сотрудники школы. А иначе ребята не будут нам доверять. Наша цель – самыми разными, порой неожиданными приемами постепенно менять установки детей, формируя у них мотивацию к учебе, к активной жизни.

И они начинают учиться, начинают «заглядывать» в будущее. Если посмотреть на их рисунки в начале обучения в нашей школе, то мы увидим, что все они выполнены в одинаково мрачных тонах. Дети не видят для себя никакой перспективы: ну закончат они с грехом пополам школу, а дальше?...

Здесь наша задача – доказать им, что не все так плохо. Что на самом деле добиться любого результата можно благодаря самому себе, своему труду, своей силе воли.

Да, трудно. Да, страшно. Да, не сразу получается. Но ведь можно попробовать еще раз. Только так, другого пути нет.

О поощрении и наказании

В нашей школе обязательно должна быть специальная книга учета правонарушений, нехороших поступков и наказаний. Но ее у нас нет. И за это наказывают меня. Я иду на это сознательно, так как считаю: пусть лучше я, чем дети. Их и так уже много наказывали, поэтому испугать их практически нечем. Двойки им безразличны. Самое худшее, что может случиться – их выгонят из школы.

Поэтому я «наказываю»… беседой. Если ребенок совершил проступок, то я с ним разговариваю. Иногда наши беседы длятся два или три часа. Я должен найти причину его поступка и объяснить, что даже в самой трудной ситуации можно поступить иначе.

Многие дети признаются, что не знают, как правильно себя вести. У них иное, чем у нас, представление о нормах поведения.

Но один способ наказания все же существует. Это журнал с объяснительными записками детей, где они честно описывают совершенный ими проступок и дают обещание не повторять его в дальнейшем. Постепенно я пришел к выводу, что трех объяснительных достаточно для того, чтобы ребенок был исключен из школы. Хотя вначале было объяснение за объяснением. А детям плевать на эти объяснения! Они их писали совершенно спокойно, не задумываясь о последствиях.

А сейчас поняли, что, как только будет третья объяснительная записка, в школу я их не пущу. Дети дорожат нашей школой и боятся, что я буду ставить вопрос об отчислении. Они понимают, что с уходом из школы теряют все жизненные перспективы.

К счастью, они и не догадываются, что я не смогу заставить себя их отчислить: это просто один из приемов хоть как-то воздействовать на них. Но уже несколько лет этот прием работает.

О требовательности и доброте

Требовательность к детям у нас стоит на первом месте. Нельзя пройти мимо ни одного, пусть небольшого, проступка. Каждый случай должен быть зафиксирован и обсужден. Я требую от всех воспитателей и педагогов, чтобы они вели специальные тетради, где фиксировали бы каждый случай нарушения дисциплины для последующего обсуждения с ребенком или в коллективе.

Взрослый человек не должен проходить мимо неправильного поступка или слова: каждый должен принять участие, поговорить с ребенком.

Благодаря созданному в школе комфортному психологическому климату сейчас каждый ученик может поделиться своей проблемой с воспитателем и учителем. Дома наших детей никто не слушает, им там не помогают. Поэтому именно мы должны и выслушать, и помочь, и поддержать каждого, кто обратится за помощью.

Дети приходят с самыми разными проблемами. Один рассказывает, например, что запил отец. Я стараюсь помочь ему встать на точку зрения взрослого человека, объясняю, что у отца, наверно, что-то произошло, ему нелегко и ему, в свою очередь, нужны понимание и поддержка. Думаю, именно так мы должны разговаривать с каждым ребенком.

Бывают случаи, когда разговаривать лучше один на один, а иногда эффективно обсуждение в коллективе. Воспитание через коллектив, воспитание коллективом – очень хороший и эффективный метод. И мы сознательно работаем над формированием классных ученических коллективов. Такие коллективы возникают не сразу, но когда получается, сразу видны результаты.

На заводе
На заводе

Эти классы являются образцом для подражания младшим учащимся.

В этом году один мальчик из восьмого класса попал в автомобильную аварию и долгое время с серьезными травмами лежал в больнице. Мы всей школой добивались (и добились!) того, чтобы ему обеспечили бесплатные лекарства. А ребята постоянно ходили к нему в больницу, сначала вместе с воспитателем, а потом и одни. И даже организовали сбор средств на лечение.

Когда я отбирал учителей в наше учреждение, то старался донести до них, что к нам, в отличие от массовой школы, приходят дети с полным отсутствием мотивации к учебе. И чтобы успешно работать с ними, нужно в первую очередь набраться терпения и сохранить доброту.

Мы обязаны встретить каждого нового ребенка как дорогого гостя. Он должен понять, что все в этой школе делается для него. Мы стараемся делать все, чтобы ему было максимально комфортно и уютно у нас.

Взрослые должны благожелательно относиться к детям. Даже если ребенок вначале скажет грубое слово, нужно в этот момент потерпеть. Но впоследствии я обязательно должен с ним поговорить.

Дети, у которых произошел эмоциональный срыв, часто потом сами ждут разговора со мной. Смотрит такой ребенок на меня с немым вопросом: буду я с ним разговаривать или нет? И если вижу, что ребенок сам все понял, то иногда просто говорю ему: «Я надеюсь на тебя, на то, что этого больше не повторится».

О будущем

Мы стараемся как можно чаще организовывать для детей поездки: отправляемся на различные соревнования, олимпиады, экскурсии, посещаем производственные цеха, военные части. Делаем это для того, чтобы показать, что есть другая жизнь, в которой много интересного.

До этого я долго ломал голову: чем занять детей с низкой мотивацией? Ведь многие из них убеждены, что в наше время можно зарабатывать деньги и без образования. И попробуйте им доказать, что это не так! Они, как я уже говорил, не хотят и не могут видеть отдаленной перспективы. Им все равно, что их ждет в будущем: ведь это будущее наступит еще нескоро…

Но детям нужна перспектива, нужна ориентация на будущую профессию. Поэтому мы стараемся дать им рабочие специальности. Но оказалось, что устроить наших детей на предприятия учениками очень сложно: там никому не нужны дети, тем более проблемные. Я с трудом нашел такой завод: специализированных автомобилей.

Директор этого завода хорошо отнесся к идее производственного обучения наших учащихся в надежде, что они останутся работать, а потом пойдут учиться за счет завода. Мы возим туда учащихся девятого, десятого и одиннадцатого классов два раза в неделю. В девятом они получают специальность, а в десятом и одиннадцатом уже работают самостоятельно. Родители очень довольны, что, отслужив в армии, их сын вернется на завод, где его помнят и ждут.

Важно и то, что завод выплачивает детям стипендию и заработную плату. У ребят появляются свои карманные деньги. А ведь именно отсутствие денег толкало некоторых из них к воровству.

До прихода в нашу школу многие дети, ощущая безвыходность ситуации, уходили из дома, бродяжничали. Всякий человек делает ошибки, а эти дети росли с уверенностью, что их жизнь – одна сплошная ошибка.

Но за время пребывания в нашей школе с ними происходят колоссальные изменения. И когда дети говорят, что только благодаря нам они сумели получить среднее образование – это самая большая награда за нашу работу. Кстати, в этом году результаты ЕГЭ по математике и русскому языку у наших ребят оказались выше, чем у выпускников многих обычных школ.

Каждому нашему выпускнику Управа «Хамовники» подготовила благодарность и магнитолу в подарок. В благодарности написано: «За уважительное отношение к выполнению государственной задачи: добросовестное освоение школьной программы».

Благодарности и подарки мы вручаем каждому вместе с аттестатом. За мужество, за терпение, за преодоление себя, за то, что они вопреки сложным жизненным обстоятельствам окончили школу и получили «путевку в жизнь».

Записала Ольга РЕШЕТНИКОВА

Публикация произведена при поддержке компания «Комплекс Трейд». Компания «Комплекс Трейд» осуществляет услуги продажи и обслуживания оборудования для дома, ресторанов, кафе и баров. Воспользовавшись предложением компании «Комплекс Трейд», Вы сможете по выгодной цене приобрести пароконвектомат для дома, от ведущих мировых производителей, который позволит готовить разнообразную здоровую и вкусную пищу, заменяя по своим функциям гриль, автоматическую пароварку, и духовой шкаф. Подробнее ознакомиться с предложением и осуществить онлайн заказ, можно на сайте компании «Комплекс Трейд», который располагается по адресу http://convektomat.ru/