Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Ты умеешь хорошо учиться?!

Полезная книга для нерадивых учеников

А.В. Карпов
СПб.: Речь, 2007

Сказать по совести, поставив задачу отрецензировать иную книгу, порой приходится делать над собой усилие, чтобы прочитать ее от корки до корки. Нередко с первых же страниц становится ясно, чем книга может порадовать или огорчить, и дальнейшее чтение превращается в рутинную обязанность, почти ничего не прибавляя к первому впечатлению. Книга Алексея Карпова — не из таких. Написанная в легком изящном стиле, она читается на одном дыхании, оставляя сожаление лишь о том, что так невелика. Но, по мнению автора, «долгие разговоры утомляют», и потому свои рассуждения он излагает конспективно и концентрированно.

Как нетрудно понять из названия, обращается он в основном к школьникам, которым не совсем чужды познавательные интересы, но которым тем не менее учеба не дается. Происходит это, по мнению автора, в силу недостаточной мотивации, отсутствия представлений о смысле учебной деятельности и от несформированности навыков оперирования информацией. Недостачу во всех этих областях книга и призвана восполнить. По сути, книга ставит задачу, хорошо понятную многим психологам, — «перепрограммирование» школьного неудачника на достижение успеха, а также снабжение его некоторыми практическими приемами достижения этой цели.

Признаться, попытка решения автором второй задачи не сильно впечатляет — книга содержит лишь несколько довольно общих и расплывчатых рекомендаций, которые даже не самый компетентный специалист по учебной деятельности легко мог бы расширить, уточнить и дополнить. Скажем, совет упорядочивать учебную информацию в виде блок-схемы сопровождается авторской ремаркой: «В моей педагогической практике блок-схемы иногда творили чудеса. А иногда совсем не работают». Предложения осмысливать логику учебного материала, выделять в нем главное, отыскивать межпредметные связи и проч. порой производят впечатление «изобретения велосипеда», в чем и сам автор бесхитростно признается, предвосхищая неизбежный сарказм специалистов по педагогической психологии. Просто беда этих специалистов в том, что плоды своих академических штудий они не торопятся донести до тех, кому это жизненно необходимо, — школьников. А вот Алексей Карпов именно об этом и позаботился.

Пожалуй, наибольший интерес представляют рассуждения автора, направленные на перестройку учебной мотивации неудачливого школьника. Ключевая идея, стоящая многих томов педагогических сочинений: главный и, по сути, единственный предмет, которому учит школа, — это сама жизнь, и решение учебных задач — это своего рода тренинг решения разнообразных жизненных задач. Пренебрегая такой тренировкой, рискуешь так и не накачать «умственные мускулы» и остаться «двоечником по жизни». Интересная мысль, не правда ли? И таких эта небольшая книжка содержит множество, благодаря чему, кстати, может послужить хорошим подспорьем школьному психологу в его работе со школьными неудачниками. Разумеется, не как сценарий тренинга, а как творческий набросок, эскиз. Очень полезный и поучительный.

Сергей СТЕПАНОВ