Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2007


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук

Психология здоровья школьников:
технология работы

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17 Лекция 1. Психология здоровья. Различные представления о здоровье. Психическое и психологическое здоровье. Социология здоровья. Психологическая компетентность в сфере здоровья
18 Лекция 2. Психология здоровья в школе. Влияние школы на здоровье школьников. Педагогика здоровья. Психология здоровья участников образовательного процесса
19 Лекция 3. Поведенческие установки школьников в сфере здоровья. Поведенческие установки, факторы, воздействующие на их формирование. Особенности формирования поведенческих установок у детей и подростков
Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе. Комплексный психолого-педагогический подход: классные часы, тренинги, психологические игры и др. Особенности применения различных форм и подходов
21 Лекция 5. Алгоритм построения программы. Структура программы и выбор тем занятий. Алгоритм построения занятий
Контрольная работа № 2
22 Лекция 6. Особенности проведения психопрофилактической работы с учащимися. Учет возрастных особенностей учащихся, периодов учебного года. Учет возрастных особенностей подростков при проведении тренинговых занятий, посвященных различным проблемам
23 Лекция 7. Особенности проведения психопрофилактической работы с педагогами и родителями. Работа с педагогами. Синдром профессионального выгорания. Работа с родителями
24 Лекция 8. Проверка эффективности программы. Подходы к оценке эффективности. Проективные методики. Контрольные вопросы. Психологические игры. Самоанализ. Характерные ошибки при разработке авторских программ.

Итоговая работа должна представлять собой цикл из 3–5 тренинговых занятий или сценарных планов классных часов по формированию ценностного отношения к здоровью для одной из учебных параллелей основного или среднего звена школы. К работе необходимо приложить справку (акт о внедрении), заверенную в вашем образовательном учреждении и подтверждающую факт проведения цикла занятий

 

ЛЕКЦИЯ 2
Психология здоровья в школе

Азбуку, ох, ох! — сказала лиса Алиса, качая головой.
— Не доведет тебя до добра это ученье…
Вот я училась, училась, а гляди — хожу на трех лапах.
— Азбуку! — проворчал кот Базилио
и сердито фыркнул в усы.
— Через это проклятое ученье я глаз лишился.
А.Н. Толстой. Золотой Ключик,
или Приключения Буратино

История вопроса

Школа практически всегда воспринималась как источник негативного влияния на здоровье обучающихся. В разное время медики, педологи, валеологи и другие специалисты с объективными цифрами в руках обстоятельно доказывали, что школа от года к году наносит все более непоправимый ущерб детскому здоровью. В качестве причин назывались самые различные, в том числе отсутствие свежего воздуха, пыль, малоподвижный образ жизни. Попытки исправить подобное положение дел предпринимались на протяжении нескольких столетий.

В педагогических документах ХVII века предписывалось: «Школа всегда у вас чиста да пребывает, подметена же и беспорошна и ищищена да бывает. Школьный сор вон износите…» Спустя сто лет в «Духовном регламенте», датированным 1721 годом, вновь указывалось на необходимость соблюдения основных правил школьной гигиены: «… на всяк день два часа определить на гулянье семинаристов, а именно по обеде и по вечери… А гулянье было бы с играми честными и телоподвижными: летом в саде, а зимою в своей же избе. Ибо сие и здравию полезно есть, и скуку отгоняет».

В документах второй половины ХVIII века также говорилось о необходимости обеспечивать доступ чистого воздуха в «воспитательные училища». Кроме того, воспитанникам и педагогическому коллективу для соблюдения санитарно-гигиенических требований предписывалось непременно пользоваться «мыльнями». Позже, в конце ХIХ века, в России был впервые официально введен врачебный надзор за школами и определены рекомендации к организации школьной жизни.

Результаты активного внедрения гигиены и врачебного надзора в школьную жизнь были, безусловно, полезны, но не слишком эффективны. Об этом говорит статистика московских городских школ, уже в 1912 году показавшая, что «количество слабых детей непрерывно растет с первого класса к старшим группам; в первых классах слабые дети составляли 35%, в средних — 39,8% и в старших — 44,2%»1.

Первый же съезд школьных врачей, состоявшийся в 1919 году, определил программу-минимум, которая должна была решить вопрос об ухудшении здоровья школьников. Программа включала: надзор за санитарным состоянием школ, выделение детей по состоянию здоровья в особые школы, контроль за детским питанием и, главное, пропаганду гигиенических знаний в школе и через школу. Однако результаты реализации этой программы оказались неутешительными, так как спустя почти десять лет, по данным за 1928 год, выяснилось, что «в возрасте 11–13 лет «школьными болезнями» страдает 30–40% учащихся, а в 16–17-летнем — 60–70%. Всевозможные «нервные страдания» в приготовительном классе наблюдались в 8% случаев, в шестом — в 44% и в восьмом — в 69%» (Арямов И.А., 1928).

1930-е годы характеризовались стремлением решить вопросы здоровья школьников административными способами. В 1933 году школьным врачам было поручено «содействие правильному проведению всех элементов педагогической работы в соответствии с возрастными особенностями детей»2. В связи с тем что на здоровье школьников это радикально не отразилось, в 1937 году функции школьных врачей были переданы участковым педиатрам.

Спустя несколько десятилетий, в 1990-е годы, мониторинг физического развития школьников Москвы в очередной раз выявил негативные изменения в физическом статусе детей. Отмечалось, что это в большей мере касается детей из социально благополучных семей, обучающихся в гимназиях, лицеях и др. В этих школах «нагрузки настолько высоки, что в пятых–девятых классах достоверно чаще (почти в 5 раз) по сравнению с массовыми школами отмечаются клинически выраженные вегетативно-сосудистые расстройства, неврологические расстройства». Установлено, что при интенсификации учебного процесса уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и заболевания органов пищеварения, нарушения зрения, осанки, стопы.

Окончательный диагноз

Вывод, который можно сделать из представленных данных, неутешителен. Получается, что современный старшеклассник по ряду медицинских показателей уступает старшекласснику, учившемуся в школе 30 (и 50!) лет назад, и все они уступают первоклассникам, которые учились одновременно с ними. Если же экстраполировать полученные данные, то становится ясно: еще через 30 лет здоровье школьников ухудшится настолько, что каникулы они будут проводить в больницах и санаториях, а еще через 20 лет школы придется закрыть ввиду их катастрофической вредности для человека.

Однако школы закрывать никто не собирается. Чтобы разобраться в данной ситуации, следует рассмотреть две противоположные точки зрения. Одна из них принадлежит, в основном, медикам. Еще в 1920-х годах одну из основных причин ухудшения здоровья учащихся они искали в самом укладе школьной жизни: «Если принять во внимание, что обмен веществ происходит преимущественно в мышцах, то станет понятным, что одну из серьезных причин отмеченного явления (ухудшения здоровья. — В.Р.) нужно искать в пассивном школьном обучении, принуждающем учащихся несоответственно большую часть дня проводить в сидячем положении и нарушающем обмен веществ, имеющий у детей более энергичный характер и требующий интенсивных движений» (Арямов И.А., 1928).

С этим соглашаются специалисты НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, подтверждая, «что вклад факторов школьной среды в неблагоприятную динамику здоровья школьников составляет не менее 20%»3. При этом, по мнению директора Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, «мы все чаще сталкиваемся с нарастающим противоречием между усложнением школьной программы и снижением физических возможностей детей». Добавим, что цифры, представленные в Государственном докладе Правительства Российской Федерации за 1997 год «О положении детей в Российской Федерации», констатируют: в нашей стране самое большое количество больных детей в Европе4.

Прежде чем поставить окончательный диагноз, рассмотрим другую точку зрения, которую высказывают многие педагоги, психологи и медицинские работники.

Во-первых, нельзя сравнивать российские данные о состоянии здоровья с европейскими, поскольку в европейской практике отдельные (по российским критериям) заболевания оформляются как функциональные отклонения, например дискинезия желчевыводящих путей и вегетососудистая дистония5.

Во-вторых, по данным Всероссийской диспансеризации детского населения (2002) 92% детей в возрасте до 18 лет имеют нормальные, соответствующие возрасту параметры физического развития. Что касается психоэмоциональной сферы, то среди школьников действительно нередко встречаются дети с эмоциональными и поведенческими проблемами, а также невротики. Однако, как считает московский психолог С. Степанов, с учебной нагрузкой это, как правило, никак не связано. Если не принимать во внимание период выпускных-вступительных экзаменов, то высокие учебные нагрузки, приводящие к утомлению, снимаются правильно организованным отдыхом6.

По мнению сторонников первой точки зрения, «вторжение» врача в школу всегда вызывало недовольство педагогов, считавших, что абсолютное соблюдение всех гигиенических требований приведет к необходимости просто закрыть повсеместно все школы. Действительно, периодическое возникновение антагонизма между школьным врачом и коллективом учителей отмечалось еще в начале ХХ века, когда школьные врачи осуществляли консультационно-организаторскую деятельность, связанную с выработкой норм, правил и иных санитарных вопросов. Впрочем, как бы коллегиально ни решались тогда медицинские вопросы, окончательное решение принималось после обсуждения школьной комиссией.

Сторонники второй точки зрения сетуют, что знаменитые Санитарные правила и нормы (СанПиНы), утвержденные Госсанэпиднадзором России в 1996 году, были разработаны педиатрами и гигиенистами практически без привлечения педагогов, психологов и методистов образования. СанПиНы, как известно, жестко регламентируют требования к условиям и организации обучения школьников, в том числе к организации учебно-воспитательного процесса. Педагоги, которые не участвовали в разработке документа, высказывают определенные замечания:

— можно ограничить количество часов, но если ученик не увлечен делом, то он устанет даже при незначительной нагрузке;

— следует различать аудиторную и внеаудиторную нагрузку; предметные области, связанные с двигательной активностью, развитием эмоционально-волевой сферы детей и их эстетическим воспитанием, не могут суммироваться с математикой и другими аудиторными занятиями и так же ограничиваться по времени;

— отсутствует сопряжение между школьными нормативами и индивидуальными рекомендациями для учителей и родителей, относящимися к конкретному учащемуся7.

Нередко за школьные факторы негативного влияния на здоровье принимают факторы, обусловленные внешкольным образом жизни. Характерный пример приводит Н.В. Басова в работе «Педагогика и практическая психология»: «почти половина московских восьмиклассников недосыпают от 30 мин до 2,5 ч в сутки. А нехватка только получаса сна снижает работоспособность подростка на 30%». Проблема усугубляется тем, что «почти 2/3 тех же ребят в будни не бывают на свежем воздухе. А из тех, кто все-таки выбирается на улицу, лишь 8% проводят там 2,5 ч, т.е. сколько нужно»8. Не следует полагать, что упомянутые восьмиклассники недосыпают и не гуляют только из-за большого количества домашних заданий. С большей вероятностью можно предположить, что успешную конкуренцию урокам составили телевизор, компьютер и телефон.

Представляется, что причины ухудшения нервно-психического здоровья детей лежат далеко не в школе или, по крайней мере, не только в школе. В основе — «извращенные образцы социального поведения, вал низкопробной попсы и чернухи с телеэкранов, нездоровая атмосфера в семье (к тому же зачастую неполной)…» (Степанов С., 2003). Кому поверит ребенок, если родители и учителя говорят о необходимости соблюдать определенные, социально одобряемые правила и нормы, а вездесущая реклама устами «шикарных» юношей и девушек уверяет, что правила придуманы для того, чтобы их нарушать? Вопрос, впрочем, риторический.

Очевидно, что истина где-то посередине. Следует согласиться с мнением Всемирной организации здравоохранения, что школа в настоящее время действительно является едва ли не единственным социальным институтом, который стремится противостоять патологическому влиянию среды и пытается при этом детей учить. Пусть не каждой школе это удается в полной мере, и пусть задачи врача и педагога далеко не всегда совпадают. Вместе с тем признание того, что школа не готова взять на себя ответственность за здоровье детей, представляется настолько же неверным, насколько неверно мнение некоторых учителей, что забота о здоровье в основном является обязанностью врача. Здоровье человека лишь на 7–10% зависит от здравоохранения и более чем на 50% — от образа жизни, то есть способности человека сохранять его.

Педагогика здоровья

Проблема ухудшения состояния психического и физического здоровья школьников не является только российской проблемой; она характерна для многих развитых стран, где одним из вариантов ее преодоления стало изменение учебных планов и программ в сторону упрощения и сокращения. В США, Англии и других странах при разработке школьных программ специалисты в первую очередь ориентируются на сохранение соматического здоровья учащихся и их эмоциональную стабильность.

В нашей стране, кстати, дело обстоит с точностью до наоборот. По данным Министерства образования, по сравнению с 1956 годом количество часов на гуманитарные дисциплины и на математику сократилось почти на 50%, однако объем учебного материала остался прежним. Понятно, что уменьшение количества учебных часов при сохранении объема приводит к возрастающей интенсификации обучения. Кроме того, за последние 50 лет учебная нагрузка в старших классах увеличилась почти вдвое9. Таким образом, современным российским школьникам объективно приходится учиться не только больше, но и интенсивнее.

Отметим, что упрощение школьной программы не означает автоматического перехода к педагогике здоровья. Так же, впрочем, как и включение в штат школы многочисленных врачей и медицинских сестер.

Педагогика здоровья — это наука о воспитании и обучении подрастающего поколения в сфере здоровья. Воспитание и обучение как процесс усвоения накопленного цивилизацией в данной сфере социального опыта будет успешным при соблюдении педагогических условий. К ним относятся: формирование активного отношения обучаемых к учебе; ясное, логичное и последовательное изложение учебного материала; активизация познавательной деятельности обучаемых; демонстрация различных приемов умственных действий и их закрепление с помощью упражнений10.

Цель педагогики здоровья может рассматриваться как освоение школьниками наряду с академической программой навыков здорового образа жизни, для чего применяются педагогические и, в определенной степени, психолого-педагогические методы и средства.

Педагогика здоровья изучает педагогические возможности и условия, позволяющие решать задачу сохранения, восстановления и укрепления здоровья человека в условиях образовательной системы. Использование в педагогике здоровья элементов психологии, гигиены, социологии не превращает ее в новую науку и не противопоставляет уже существующим. Об этом говорил на I Всероссийской конференции «Образование и здоровье» (2000) один из основоположников современной педагогики здоровья, автор «Школьной программы всеобщего здоровья»11 австралиец Колин Ярхэм. Во время своего выступления почетный гость сорвал с себя пиджак и, швырнув его на пол, закричал: «I am not a doctor, I am an educator!» (что можно перевести как «Я не врач, я — педагог»), пытаясь подчеркнуть, что для сохранения здоровья школа должна не лечить, а учить… учить быть здоровым человеком.

Программа Ярхэма исключительно педагогическая и представляет собой подробное тематическое и поурочное планирование. Обстоятельно и доходчиво автор на протяжении 12-летнего курса обучения затрагивает практически все темы, так или иначе касающиеся здоровья: от профилактики кариеса до умения общаться, от ранней беременности до предупреждения наркозависимости. Строгий алгоритм построения занятий делает программу доступной для изучения в малоразвитых странах, что, в частности, было одной из задач автора.

Отечественное образование на протяжении многих лет косвенным образом решало задачи педагогики здоровья в рамках учебных курсов по естествознанию, физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности. По мере сокращения идеологической составляющей воспитания в школах постепенно вводились такие предметы, как «Человековедение», «Этика семейной жизни» и другие, целью которых было приобретение учащимися навыков социально одобряемого поведения. Наряду со многими достоинствами, программы по этим предметам не обеспечивали реального развития социально-психологической компетентности подростков, так как оставались в основном теоретическими.

В нашей стране серьезные попытки разработать и внедрить подобные педагогические программы начались на рубеже XX–XXI веков, поэтому естественным было обращение к уже имеющемуся зарубежному опыту. Не все можно было копировать «один к одному». Так, в одном из занятий «Школьной программы всеобщего здоровья» подробно обсуждались способы, с помощью которых можно было деликатно напомнить отцу, засидевшемуся в пабе, что пора идти домой. Несмотря на то что в нашей стране имеются аналоги пабу, ни один из предложенных способов, учитывая особенности российского менталитета, у нас бы, что называется, «не прошел».

Вместе с тем многие элементы зарубежных программ, являясь, в сущности, международными, отлично вписывались в российскую действительность. Так, израильская программа под названием «Health Education» (что можно перевести как «Педагогика здоровья») ориентируется на следующие интернациональные «вехи»: «Лечение и медикаменты», «Физические аспекты здоровья», «Эмоциональные, личностные, социальные аспекты здоровья», «Здоровьесберегающее поведение» и пр. В Великобритании обучение здоровому образу жизни и соответствующим социальным навыкам в школе ведется в рамках дисциплины, которая называется «Обучение здоровому образу жизни». В Австралии, помимо уже упоминавшейся программы К. Ярхэма, внедрена в школьную практику программа первичной профилактики употребления психоактивных веществ. Она включена в годовой учебный план начальной школы и реализуется как серия из шести тем по десять уроков в каждой.

Педагогика здоровья является обязательным элементом международных образовательных программ, например программы Международного Бакалавриата. Направление воспитательной работы, именуемое «Health and Social Education» («Здоровьесберегающее и социальное образование»), включает такие темы, как «Личная гигиена и основные риски для здоровья», «Самопознание и ответственность за себя», «Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми», «Личность в обществе, моральная ответственность» и другие. По замыслу разработчиков Международного Бакалавриата, эти темы должны быть интегрированы в уроки по общеобразовательным дисциплинам, что обеспечивает не только межпредметный, но и надпредметный подход.

Следует отметить, что в Международном Бакалавриате поиск способов интеграции остается задачей педагога. В нашей стране в настоящее время также опубликованы работы по интеграции тематики здоровья в учебные дисциплины общеобразовательной школы12 .

В нашей стране одной из первых книг, которую можно было рассматривать как пособие по педагогике здоровья, является изданная в 1980 году работа Н.Б. Коростелева «От А до Я». Учитывая, что в то время ни педагогики здоровья, ни психологии здоровья как таковых в нашей стране еще не было, работа была издана в серии «Научно-популярная медицинская литература. Детям о здоровье». Книга охватывает практически все основные темы, посвященные здоровому образу жизни: двигательная активность, здоровое питание, основы коммуникаций, вред курения, профилактика употребления психоактивных веществ и др.

Чрезвычайно важной является тема «Мода и здоровье», с годами приобретающая все большую значимость для подросткового возраста. Несколько разделов посвящены организации школьной жизни: режиму дня, подготовке к экзаменам, особенностям оптимального запоминания учебного материала. Ни одна из тем не потеряла своей актуальности, а легкий, увлекательный язык делает «От А до Я» замечательным пособием для бесед, классных часов, уроков здоровья. Единственное затруднение: книга является библиографической редкостью, что не позволяет рекомендовать ее для широкого применения.

Среди книг последнего десятилетия следует отметить «Педагогику здоровья» под редакцией В.Н.Касаткина (1998). В ней представлены сценарные планы уроков для начальной школы, объединенные по темам: здоровое питание, профилактика курения, профилактика травматизма во дворе и на улице. Особое внимание уделяется развитию самопознания младших школьников, что является обязательным условием любой профилактической программы.

Данный вариант «Педагогики здоровья» по своей структуре и содержанию полностью соответствует названию: последовательное разделение материала по годам обучения, рабочие тетради для школьников и пояснительная записка для учителя. Форма взаимодействия учителя и учащихся также традиционна: учитель сообщает информацию — учащиеся ее принимают. Наличие своеобразных «прописей здоровья» в рабочих тетрадях приближает урок здоровья по форме к традиционному уроку, способствуя вместе с тем подключению кинестетической памяти. Книга (за исключением раздела о безопасности на дорогах) написана педагогами для педагогов; это делает ее доступной для дальнейшей трансляции в школах.

От большинства схожих по направленности работ «Педагогику здоровья» отличает последовательность изложения, рассчитанная на все четыре года обучения в начальной школе, а также широта охвата тем. Следует положительно отметить имеющиеся в отечественной практике программы, соответствующие по целям педагогике здоровья, хотя и не такие глобальные по своей направленности. Среди них, например, «Школа безопасности» А.А.Усачева и А.И.Березина (1996; 1997), «Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников» А.Г.Макеевой и И.В.Лысенко (1999) и некоторые другие.

Необходимое условие — здоровье педагога

Вспомним основные задачи психологии здоровья: сохранение, укрепление и развитие здоровья; повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации. Согласимся с тем, что эти задачи не могут решаться одинаково для всех участников образовательного процесса. Способы укрепления здоровья и повышения коммуникативной культуры у 6-летнего первоклассника и 60-летней учительницы весьма отличаются друг от друга.

Особенностью профессиональной деятельности педагогов является то, что это один из наиболее напряженных видов социальной деятельности. Профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей13. У этой группы педагогов выражены так называемые субъективные факторы напряженности педагогической деятельности, провоцирующие чрезмерную чувствительность к определенным профессиональным трудностям. Именно о таких людях писал Эрик Берн: «Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа «Эта работа — сплошная головная боль!».

Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Профессиональными заболеваниями учителей все чаще становятся гипертония, астма, язва желудка.

Перечисленные особенности учительского труда приобретают большое значение, когда мы говорим о том, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Исследования, проводимые в течение нескольких лет научно-методическим центром «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, показали: в начальных классах у авторитарных педагогов учащиеся болеют достоверно чаще. Причина имеет психосоматическую природу, так как утомленный психологическим давлением организм «с радостью» заболевает, предоставляя ученику долгожданную передышку. Мы знаем, как может испортить настроение, а то и довести до инфаркта грубый, несправедливый начальник. У взрослого человека всегда есть возможность изменить ситуацию, например уволиться. У ребенка такой возможности нет. Значит — надо заболеть. Заметим, что равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей.

Проблемы семьи

Не меньше различий в сфере здоровья (в том числе отношение к нему) встречается в среде других участников рассматриваемого процесса — родителей, чему способствует высочайший уровень социального и имущественного расслоения, характерный для современной России. В большинстве случаев сегодняшний взрослый россиянин, имеющий детей школьного возраста, это человек, который вырос и сформировался в другом государстве. Оно предоставляло скромный, но гарантированный пакет социальных льгот (бесплатное образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение и проч.). В ближайшем окружении все жили примерно одинаково. Советский образ жизни воспроизводился из поколения в поколение на протяжении десятков лет и воспринимался как незыблемый.

Всё стремительно изменилось за считанные годы. Реформы, проводимые в России на протяжении последних лет, привели к снижению уровня жизни большинства граждан. Разорение предприятий, в том числе градообразующих промышленных гигантов, национальные и социальные конфликты, политическая нестабильность — вот условия, в которых российская семья сегодня растит своих детей14.

Зачастую семьи вынуждены менять место жительства. Многие сталкиваются с проблемой обустройства на новом месте, которое сопровождается не только социальными и материальными проблемами, но и «культурным шоком». С другой стороны все чаще жители относительно благополучных регионов вынуждены мириться с отрицательными последствиями миграции из стран ближнего зарубежья, а жители мегаполисов — с обвальным притоком селян.

Коренные экономические преобразования оказали серьезное негативное влияние на здоровье населения. По сравнению с 1960-ми годами отрицательное воздействие психоэмоционального фактора на здоровье населения России оказалось в 6,3 раза сильнее экологического. По своему значению психоэмоциональный стресс занимает ведущее место в ухудшении показателей качества жизни населения России за период с 1991 по 2000 год. На это указывают два пика возрастания коэффициентов смертности и снижения продолжительности жизни: в начале реформ (1991–1994) и после дефолта (1998–2000).

Представленные «портреты» учителей и родителей не относятся ко всем современным педагогам и родителям школьников. Вместе с тем они отражают тенденции, которые следует учитывать в процессе реализации программ психологии здоровья в школе.


1 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV–ХVII вв. — М., 1985.

2 Шалаева Д.А. Медико­психологическая помощь учащимся в царской России // Школа здоровья. — 1994. — № 1.

3 Арямов И.А. Основы педологии. — М.: Работник просвещения, 1928.

4 Безруких М.М. Школа и здоровье: из истории проблемы // Здоровье детей. — 2003. — № 12.

5 Там же.

6 Куинджи Н.Н., Поленова М.А. Влияние школы на состо­яние здоровья и формирование репродуктивной функции девочек // Школа здоровья. — 1995. — № 4.

7 Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации /
Составитель: Касаткин В.Н. — М.: Подкова, 2000.

8 Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей. — М., 2004.

9 Степанов С. В здоровой школе — здоровый дух // Школьный психолог. — 2003. — № 27—28.

10 Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации /
Составитель: Касаткин В.Н. — М., 2000.

11 Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов­на-Дону, 1999.

12 Yarham С. Schools Total Health Program. For grades 1 to 12. Vicas Publishing, New Delhi, 1999.

13 Бондарев М. Нагрузка. Цейтнот. Стресс: Как уберечься от эмоционального выгорания //
«Учительская газета»Он­лайн. № 22 http://www.ug.ru

14 Родионов В.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К.Р. Прививка от стресса. Методические рекомендации по профилактике негативных последствий воздействия стресса на детей. — Ярославль: Академия развития, 2006.

Рекомендуемая литература

1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. — СПб., 2006.

2. Безруких М.М. Школа и здоровье: из истории проблемы // Здоровье детей. — 2003. — № 12.

3. Коростелев Н.Б. От А до Я. — М., 1980.

4. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К.Р. Прививка от стресса. Методические рекомендации по профилактике негативных последствий воздействия стресса на детей. — Ярославль: Академия развития, 2006.

5. Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей. — М., 2004.

Публикация статьи произведена при поддержке сети стоматологических клиник Аванстом. Каждый человек рано или поздно задумывается о здоровье зубов, и тогда перед ним встает вопрос поиска качественной стоматологической клинки. И здесь на помощь приходит сеть стоматологических клиник Аванстом. Протезирование, имплантация, металлокерамика, отбеливание зубов и другие стоматологические услуги, все это вы найдете в Аванстом. Задать вопрос, получить консультацию и просто узнать о клинике вы можете на официальном сайте http://Avanstom.ru/.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие особенности организации школьного обучения негативно влияют на здоровье школьников?

2. Какие существуют две основные точки зрения на здоровье школьников?

3.Что изучает педагогика здоровья? Каковы педагогические условия успешной реализации педагогики здоровья?

4. Каким образом состояние здоровья учителя может влиять на здоровье школьника?