Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2007


ИГРОТЕКА

СОЧИНИ ИСТОРИЮ

Психотерапевтическая игра

Игра является авторской модификацией известной техники сочинения историй с помощью игральных карт Нормы Лебен (Практикум по игровой психотерапии Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер).

Сочинение истории – известная психотерапевтическая техника в работе с различными возрастными категориями. Использование колоды карт позволяет повысить мотивацию участников, усилить привлекательность такого вида деятельности, как сочинение истории. Введение в изображение карт символических фигурок позволяет участнику наделить их содержанием, соответствующим его переживаниям; введение букв и цифр на изображении карт позволяет расширить диапазон фантазирования, что, в свою очередь, дополняет терапевтический эффект. Ведение в игру цветовых полей наряду с колодой карт визуально стимулирует появление у участника образов, которые позволяют конкретизировать переживаемое событие или чувство.

Игра может быть использована в работе с детьми начиная с трех лет, поскольку в ней заложены различные степени сложности. Игра проста и в то же время способна отражать глубинные мысли и переживания игроков. Даже наиболее замкнутые и тихие дети успешно участвуют в ней. Кроме того, она может быть использована как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми и с членами семьи. Количество участников не ограничено.

Игра позволяет участнику выражать наиболее скрываемые, тревожащие его чувства и мысли в достаточно безопасных для него условиях. Участие психолога в игре обязательно! Психолог на наиболее значимых этапах повествования вносит в рассказ определенные элементы, органично вплетающиеся в сюжет и не вызывающие сопротивления даже со стороны наиболее сенситивных игроков.

Поскольку в каждой колоде имеется определенное количество карт, игрок всегда знает, как долго еще продлится игра (до момента, когда все карты будут открыты). Это освобождает его от излишнего напряжения, связанного с необходимостью сочинения финальной части повествования.

Игра может быть использована в целях:

– диагностики и оценки состояния игрока (группы);

– развития психических процессов и речи;

– развития произвольности;

– совершенствования коммуникативных возможностей;

– коррекции эмоционально-личностных переживаний.

ХОД ИГРЫ

Ведущий кладет перед игроком (группой) колоду карт рубашкой вверх и колоду цветных полей (количество цветных полей равно количеству карт в колоде), разложив ее по цветам, цветным полем вверх.

Он поясняет, что им всем вместе предстоит сочинить историю, используя картинки, числовые и буквенные символы, изображенные на карте, а также цветную карточку – в зависимости от степени сложности игры. Психолог начинает игру и задает тон развитию сюжета. Каждый игрок в свою очередь открывает следующую карту из колоды и цветную карточку, придумывая свою часть общей истории.

Цвет и символы используются игроком по его усмотрению. Карты выкладываются игроками друг за другом (последовательно) в общую линию. Форма линии может быть любой.

Степени сложности

I. Используется только символическое изображение в центре карты (цифры и фигурки).

II. Дополнительно используется цветная карточка.

III. Дополнительно используются буквенные символы на карте (количество используемых букв определяется самим участником).

Наталья ПЕТРЕНКО,
педагог-психолог,
г. Железногорск,
Красноярский край