Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2007


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Записки начинающего психолога

Продолжение. См. № 12, 15/2007

Глава четвертая. СОВЕТ И СТИМУЛ

Вечер. Я и Вера играем в мяч — бросаем его друг другу и ловим. Вера — это моя младшая сестра, ей девять лет. У нас не было никакой цели, все вышло спонтанно.

Наш диалог во время этой незамысловатой игры:

— Я вижу Деву Марию, она сейчас здесь.

— Да? А где именно?

— Вон там, — показывает вправо от себя.

— А что она делает?

— Стоит и смотрит на меня. И на тебя. Она спрашивает, как у тебя дела.

— Не очень хорошо.

— Она это услышала.

— А какая она?

— Добрая, хорошая.

— Как она выглядит?

— Как человек, у нее очень красивое платье.

— Ее можно потрогать?

— Да. И она может потрогать меня.

Мячик совершает свой путь из рук в руки: вопрос — ответ.

— А какие волосы, глаза?

— Волосы бежевые, глаза карие.

— А голос?

— Похож на твой, только еще звонче.

Вера иногда поворачивается вправо, «посмотреть на Деву Марию».

— Вера, а сколько тебе было лет, когда ты ее первый раз увидела?

— Шесть.

— А где она живет?

— На седьмом небе, это рай такой.

— А у нее есть дети?

— Да, доченька, ангелочек, ей три годика.

— Три годика? И как ее зовут?

— Вера. В честь меня.

— Она умеет говорить?

— Нет, Дева Мария ее только учит.

Незамысловатая игра, а столько в ней смысла! Какое воображение у ребенка! Сколько информации о себе и том, что его беспокоит, он выдает!

Заметки в блокнот

В субботу состоялся тренинг. Первое впечатление тяжелое. Никогда не было так плохо после работы. Не осознаю до конца, в чем причина. В глазах детей не видела заинтересованности, она лишь проскальзывала изредка и едва заметно. Задания воспринимались без энтузиазма, соответственно этому и выполнялись. Надо обязательно получить обратную связь.

Вот он, еще один опыт, и это уже хорошо. Надеюсь, что сегодня Т.Д. заметит и укажет мне мои ошибки, промахи, слабые стороны.

***

Тренинг, упомянутый выше, уже прошел. Получила обратную связь. Очень удивилась: ребята в восторге и просили провести еще.

С нетерпение ждала оценки от Т.Д. Думала, что она отметит в качестве недостатков излишнюю эмоциональность, иногда сбивчивую речь, лирические отступления и перескакивание на отвлеченные темы. Однако когда я высказала эти свои предположения, она сказала: «Мне, наоборот, все это понравилось, так, наверно, и надо работать с подростками, чтобы постоянно удерживать их внимание и интерес». В качестве же моей ошибки Т.Д. отметила то, о чем я и не догадывалась: частое «хихиканье» без надобности. Она сказала, что я частенько посмеиваюсь невпопад. По поводу моих смешков у нас получилась полноценная супервизорская работа, по времени занявшая больше двух часов. Мы искали причины.

Прежде чем выступать в роли психолога, ведущего групповую работу, конечно, было пройдено несколько групп в качестве участника и ученика. Меня, как и большинство студентов-психологов, не миновало хождение по тренингам. Жажда новых знаний, особенно практических, заставляла отыскивать способы заработать денег на посещение учебных групп. Довелось работать сторожем-дворником в детском саду, учителем рисования там же, художником-оформителем, «контрольные и курсовые выполнителем» (для ленивых студентов). Расскажу немного о тех группах, которые оставили больший след.

Телесная терапия. Первый значительный опыт участия в групповой психологической работе. Все ново и необычно. Метод сразу заинтересовал. На группе присутствовало много психологов, переученных из педагогов и социальных работников. Поэтому, кроме знакомства с методом, получилось познакомиться с названными особами. Не хочу прослыть грубиянкой, поэтому только скажу, что не хотела бы получить помощь от таких психологов.

РВД. До того, как попала на тренинг, прочитала «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». Занимательные книги, только слишком американские. Групповая работа проходила хоть и весело, но довольно тяжело. Никак не могла нормально принять растроение личности.

Группа семейной терапии. Много новой информации, как от теоретический составляющей, так и от практической. Так получилось, что я была самой младшей участницей. Остальные — опытные, взрослые женщины, две из которых являлись даже моими преподавательницами. Было интересно все — и метод, и люди, и атмосфера.

Психодрама. Волшебный метод. Он доказывает то, что все проблемы — в нас, все решения — в нас, все барьеры на пути к решениям — в нас. Плюс ко всему ведущим был сам К. Шесть пар выходных с 10 утра до 8–9 вечера, и ни капли занудства, ненужной информации, усталости. Последнее появлялось потом. Но это уже не важно.

Заметки в блокнот

Первый день тренинга для детей младшего школьного возраста. Группа 10 человек. Мне кажется, очень много. Из них всего две девочки. Устала. Только что полтора часа рассматривала рисунки «волшебной карты чувств» — интригующе. Во время групповой работы Т.Д. наблюдает и делает записи. Еще предстоит проанализировать записи, рисунки, результаты, подготовить информацию для родителей о каждом ребенке — с ума сойти.

Думаю, потратить сто рублей на полтора часа занятий в группе под руководством психолога иногда бывает полезнее, чем, например, покататься в парке на нескольких аттракционах.

***

Второй день тренинга выдался невероятно тяжелым. Время тянулось и тянулось, будто резина. Занятия с шестью подростками длились по два часа, но время субъективно воспринималось быстрее, чем в теперешней ситуации — занятия по полтора часа (10 человек). Сейчас я столкнулась с проблемными детьми и стала наконец немного понимать учителей, которые не могут утихомирить класс, привлечь внимание учеников. Думаю, что такой ребенок, как, например, М., — это просто катастрофа для обычного огромного (около 30 детей) класса. А если таких детей несколько?

***

Третий день мне понравился больше всего. Многое получилось даже лучше, чем я думала. Дети называют иногда учительницей, что одновременно и смешно, и приятно. Замечаю, что начинаю испытывать нежные чувства к этим детям. Особенно зацепило сегодня то, что нарисовал В. (11 лет), когда я предложила задание «Нарисовать королевство для своего насекомого». Лучшую метафору для отображения перипетий в его семейной истории придумать едва ли возможно. Два столба, которые могут символизировать родительские фигуры, и паутина между ними, количество паутинок соответствует количеству членов семьи (две большие паутины и две маленькие, соединенные между собой). Да, ну и наплели родители паутин! Стало грустно оттого, что не пришел М. Столько для него придумали, а он взял и не пришел. Причина пока неизвестна. Решили установить более жесткие рамки, но они не особенно понадобились, так как главного «нарушителя спокойствия» не было.

***

Вчера было семь детей. Думаю, что семь человек — прекрасная группа. Было легче проводить занятие, да и дети хорошо открывались. Некоторые высказывания — просто супер. Мне было легче говорить. П. пришел без пятнадцати три (занятия начинаются в три часа), побежал к маме (она у нас регистратор) и давай реветь. Неожиданно. Жалко не видел Ж., ему ведь плакать запрещено отцом, интересно, как бы он реагировал.

Сегодня — девять человек. Работа была динамичной и интересной. Полностью выполнили запланированное. Видны изменения. Осталось два занятия. Предстоят разговоры с каждым родителем, опять напряг.

После проведения нескольких групп с детьми и подростками я сделала определенные выводы, которые здесь облекаю в форму рекомендаций:

1. Думать, думать, думать! Прежде всего подумать над вопросами: «Зачем это?» и «Кому это нужно?». Уже на этапе такого думания появится множество решений.

2. Как это ни трудно (а это самое трудное!), составить подробный план занятий, развернуто описать все методики. Кстати, часто не удается придерживаться плана, но его наличие делает работу значительно более эффективной.

3. Творить. Творческий подход к каждому шагу позволяет нивелировать нехватку, а подчас и отсутствие опыта.

4. Не бояться быть собой, что означает дать себе возможность спонтанно реагировать на неоднозначные ситуации, а не лихорадочно искать «правильный» способ.

5. Не становиться в позицию учителя, диктуя «правила игры», но внимательно прислушиваться к участникам.

6. Отпустить тело. Это особенно важно для работы с детьми, так как разрешение себе поползать и поваляться по полу, например, весьма сближает и помогает установить доверительные отношения. Так же свобода тела позволяет отзеркалить движения детей и, соответственно, подстроиться к ним.

7. Нужна удобная одежда. Брюки, а если юбка, то свободная и длинная. Желательно побольше карманов в удобных местах, чтобы из них ничего не вываливалось и легко было доставать. Такие карманы можно расположить на специально сшитой жилетке. Вот что находится у меня в карманах: спички, рулетка, ручка, блокнот, мелок, маленькие листочки бумаги, свисток и иногда что-нибудь еще.

8. Регулярно обновлять познания в детском и подростковом сленге. Следить за новинками детского кино, новыми книгами, мультфильмами (самыми громкими, так как за всеми нереально).

9. Делать записи после каждой встречи, где особое внимание уделить успехам/неуспехам, трудным местам и ярким событиям (иногда, открытиям).

Заметки в блокнот

Мое ли это дело – копаться в хитросплетениях человеческих проблем?

Вот получила я диплом психолога, еще и с отличием, но вовсе не чувствую себя готовой к деятельности в качестве консультанта. Однако суюсь. Конечно, амбиции, куда от них деться. Хочется попробовать все, да побыстрей.

Передо мной два, рвущих мою душу на части, стремления: 1) заработать денег, дабы удовлетворить свои основные потребности (хорошо одеваться, содержать себя); 2) заниматься психологической наукой и практикой. Второе предполагает траты, которые не будут покрываться заработком. Известно, что строить планы на жизнь — неблагодарное дело: чем больше планов, тем больше разочарования. Хотя, если хорошо разобраться, девяносто процентов ответственности за это лежит на том, кто планирует. Мне повезло, что я попала в Центр, здесь мне дают возможность получить ценный и незаменимый опыт. Прекрасные люди там работают. Несмотря на то что С.В. общалась со мной совсем недолго, она уже успела дать один хороший совет и стимулировать мою дальнейшую деятельность. Совет: изменить имидж, стать серьезнее. Стимуляция: в ответ на мои сетования по поводу отсутствия опыта работы С.В. сказала: «А его ни у кого нет после института, выкручивайся как можешь, главное — держись достойно».

Наталья АРХАНГЕЛЬСКАЯ,
г. Находка, Приморский край

Окончание следует