Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2007


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Записки начинающего психолога

Продолжение. См. № 12, 15, 19/2007

Глава пятая. ДЕТСТВО

Как мало мы удивляемся этому миру! Детей удивляет все — они, наверное, более счастливы.

Голубое небо отражает себя в море — это вдалеке. А здесь — целая рощица молодых топольков и верб со светло-зеленой листвой. Из нее вылетают два голубя, приземляются совсем близко от меня и замирают.

Хорошо, если детство человека — его ресурс. В детстве время резиновое, это потом оно несется. А в детстве столько всего можно успеть! Детство — это отдельная жизнь. Это большая часть жизни.

«Наташа, чем старше ты становишься, тем быстрее начинает идти время» — сегодня так сказала знакомая, которая старше меня на 13 лет. Я тоже это начала замечать. Неужели старею?

Гуляет бабушка во дворе с внучком. «Нельзя» тут самое частое слово. «Не лезь в грязь, не трогай камни, нельзя брать жука». Да после такой прогулки малыш придет домой чистый, но сколько он не ощутит. Пусть будет как хрюшка, но свободный воспринимать этот мир как можно шире! Босиком по лужам, с червяком в ладошке, перемазанный землей — счастливый ребенок…

Заметки в блокнот

Из разговора с десятилетней девочкой, в котором она доносит до меня содержание своей любимой компьютерной игры (Sims):

— Там есть такая бабка наглая, она вообще чокнутая! Она все делает назло. Возьмет и написает на пол… — рассказывает очень эмоционально. — А еще мне нравится делать, чтобы рождались дети. Так смешно. Там муж с женой целуются, потом у них трясется кровать, потом у жены появляется живот, а потом ребенок… А если детей много и они надоедают, то их можно утопить или просто не кормить, и они сами умрут.

Этот рассказ заставил меня надолго задуматься. В процессе этого думания вспоминаю себя ребенком примерно такого же возраста.

Так вот, я тогда страшно хотела иметь такую страну, в которой обитают живые маленькие люди, человечки такие величиной сантиметров десять. Я бы помогала им делать жилье, учила бы выращивать овощи, наблюдала бы за ними и прочее…

Что это? Желание ребенка управлять миром, хоть бы и в таком воображаемом варианте? Желание стать взрослее «этих взрослых», которые подчиняют своей воле? Желание создать мир, свой собственный, по своему образу и подобию?

Наверное, если в моем детстве были бы Симсы, я бы на них тоже «подсела». Хорошо, что этого не было, — невероятно ограничивают эти виртуальные создания детское воображение, которое на самом деле не знает границ. А как влияет на растущего человека пошлость и аморальность вложенного в программу ужаса типа убить детей за ненужностью — догадаться нетрудно.

Заметки в блокнот

Сижу в женской консультации, жду своей очереди. В уголке за весами висит плакат «Вред аборта». Читаю написанное на нем стихотворение, не могу сдержать слез. В голове возникает идея провести в школе беседу на тему абортов. Вообще, я считаю, что 50% деятельности школьного психолога должна составлять просветительская работа. Таким образом можно снижать тревожность у учащихся, улучшать их душевное состояние. Ведь наличие необходимой информации позволяет самостоятельно ориентироваться в жизненных перипетиях. Однако очень важно, чтобы ликбез осуществлялся без нравоучений, морализации и прочих подобных и вредных в данном случае вещей. По-моему, лозунг таких мероприятий должен быть примерно такой: «Каждый имеет право на свой собственный выбор». Под таким девизом можно обсуждать все что угодно. Главное — побольше объективной информации, пошире спектр взглядов разных людей и никакого навязывания «правильных» моделей поведения.

О необходимости подобной работы я подозревала давно, когда сама училась в школе. На третьем курсе у нас была практика в лицее при институте. Мы вели уроки психологии, которые составляли сами. На первом занятии я попросила учащихся (мне достался 10-й класс) написать анонимные записки с волнующими их вопросами.

Записки от лицеистов. Они почему-то рассортированы мною в две кучки. Возможно, удастся вспомнить, по какому принципу.

Итак, стопка первая. Цитирую дословно.

«О магии».

«Меня интересует такой вопрос: вообще, что такое СПИД? Если можно, то подробно».

«Как можно излечить синдром приобретенного иммунодефицита, от чего происходит заболевание СПИД?»

«Как излечиться от сифилиса?»

«Когда будет не тупическая игра?»

Вторая стопка.

«Межличностные отношения».

«Депрессия, стресс, межличностные отношения, наркотики, безопасный секс».

«Как лучше познакомиться с проходящим мимо меня парнем?»

«Как найти любовь?»

«Понятие любви. Как определить, влюблен ты или нет?»

«Что такое любовь?»

«Как сделать так, чтобы в тебя (меня) влюбилась девушка? Например, если она старше на два года».

Так много вопросов и так мало возможности получить вменяемые ответы.

Школьный психолог меньше всего должен заниматься диагностикой, на мой взгляд. Профориентация (без тестов), индивидуальные консультации, уроки психологии, психологический клуб…

Заметки в блокнот

Этот альбом находился в так называемой «папке участника конференции». Я решила сделать из него дневник лагерных дней.

Я еще не приехала в лагерь, но уже столкнулась с первой трудностью — очень непросто составлять план работы с детьми. Так всегда – то, что кажется самым простым, оказывается самым сложным.

Да, кстати, сейчас я абсолютно уверена, что, если это будет зависеть от меня, возьму старших детей.

Именно в этом возрасте у меня в школе было очень много проблем, связанных с взаимоотношениями в классе.

* * *

Сегодня мы заехали в лагерь часам к девяти утра. Весь день шел дождь почти безостановочно.

Мне, как и в прошлом году, достался шестой отряд, только дети немного младше — 10–11 лет. Завтра заезд детей, чувствую некоторые опасения по этому поводу. Воспитатели и вожатые спят в одной комнате с детьми, за ширмой.

* * *

Заметила за собой неумение отчитывать детей. Думаю, есть другой способ заставить их вести себя хорошо, но его я тоже не знаю.

Хотя, с другой стороны, почему они должны быть послушными? Ведь именно такой смысл я вкладываю в понятие «хорошо». Оказавшись в полевых условиях, пришла в растерянность. Все знания куда-то исчезли. В элементарных ситуациях веду себя стандартно, шаблонно, стереотипно.

* * *

Сижу в коридоре. Сейчас, вечером, день кажется одним мигом. У меня в отряде десять мальчиков и восемь девочек. Мальчики есть невероятно красивые и приятные, а есть просто отвратительные, как внешне, так и поведением.

Очень хочу полюбить детей и стать значимой для них. Попытаюсь.

* * *

Второе утро просыпаюсь в лагере. Сейчас слышу такой разговор между мальчишками:

– Ты видел вампиров?

– Ты че, дурак? Они живут в морской области.

– Да вампиров вообще не бывает.

– А ты съезди в Москву и посмотри сам.

– У меня бабушка в Москве живет, и нет там никаких вампиров.

– Да они не в самой Москве, а в морской области…

Еще одно фактическое подтверждение переплетения в детском мышлении реальности и вымысла. Особенно забавляет связь Москвы и некой Морской области.

* * *

Зачем я, спрашивается, проводила круг знакомства, если сама помню приблизительно половину ребят?

Еще час до окончания послеобеденного отдыха. Некоторые мальчики играют в «Камень, ножницы, бумага», другие ковыряются с плеером, один играет в «Тетрис». В общем, гул и скрип кроватей. Мальчики, как, впрочем, и девочки, не любят спать днем.

Занимательно наблюдать детишек мужского пола, которые через десять лет превратятся в мужчин. Сегодня у них детские интересы.

Вспоминаю слова одного моего преподавателя: «С каждым опытом стоит пожить». Вот и здесь, в лагере, я получаю хороший урок жизни, не осознавая до конца всей его сути. Мне кажется, что в лагере я опускаюсь на несколько уровней. Сейчас я ругаю себя за употребление сленга и ругательных слов.

Перед сном сидела у девочек и слушала анекдоты. Неужели и у меня были такие же интересы?

Последний день перед выходным. Хочу, чтобы он скорее закончился, а ведь это — моя жизнь. Неужели я хочу быстрее ее прожить?

* * *

Этот день, вернее, вечер в плане загрузки мозгов можно назвать поистине золотым. Я присутствовала на первом в своей жизни педсовете. Оказывается, педагогический процесс — колоссально сложная вещь. Здесь необходимы знания и психологии, и жизни. На этом педсовете я сидела и молчала, так как оказалась в абсолютной растерянности. А ситуация рассматривалась вот какая.

Два мальчика из первого отряда ушли из лагеря в десять утра и уехали на «попутке» в город, вернувшись назад к обеду. Воспитатели тем временем «стоя на ушах» искали беглецов. Пацаны объяснили, что ездили на разборку с незнакомыми парнями, которые являются друзьями девочек из их отряда. А поводом для «стрелки» послужил конфликт с этими самыми девочками.

Единственный вывод, который я сейчас могу сделать: мне необходим опыт разрешения реальных проблемных ситуаций.

«Педагогика — главнейшая из наук» — это я несколько дней назад прочитала в романе «Азазель».

Глава шестая. Человек

Перебирая записи, нахожу сделанную в садике во время тихого часа.

Вся эта тетрадка — в заметках о моей деятельности в качестве психолога. Пока я еще не чувствую значимости этих записей (быть может, и не почувствую никогда). Зато я стала ощущать себя психологом. Сейчас я адаптант в своей профессии (вспоминаю материал из курса «Психология труда»).

Список проделанных работ.

Группы:

детские — 2 шт.,

подростковые — 2 шт.,

детско-родительская — 1 шт.,

родительская — 1 шт.

Индивидуальные консультации:

дети с родителями — чуть больше 10,

подростки — 5 человек,

взрослые — 1 человек.

Мало? Зато у меня очень серьезное отношение к этой работе. Один час работы с людьми влечет за собой десять (как минимум) часов работы с книгами. Теория, не подкрепляемая практикой, бесполезна, а вот практика, если она обрастает теорией, — путь к прогрессу.

Опишу свое психологическое состояние в качестве адаптанта. Постоянная тревога в ожидании клиента. Сейчас уже меньше волнуюсь по поводу первичной консультации и групповой работы. В отсутствие работы — лень. После каждой консультации — прилив сил и желание работать еще. Как только пытаюсь заставить себя все описать, проанализировать — ступор, уход в ничегонеделание.

Самой большой преградой для своего развития как профессионала считаю практическую недоступность прохождения супервизии.

Пишу и замечаю, что рука отвыкает писать. Так быстро? Работаю няней в саду полтора месяца, а ощущение деградации началось.

Вчера, когда одна однокурсница сказала, что приезжает З. (преподаватель психодрамы), я почувствовала воодушевление. Вновь начала строить планы профессионального развития, повышения квалификации. Хочу посетить эту психодраму для очередного толчка в развитии, получить новую информацию, возобновить старую.

Помню, что, когда училась в институте, каждая новая работа являлась стимулом к саморазвитию.

Мое нынешнее положение — подарок судьбы во всех смыслах. Что касается деятельности профессиональной, здесь беременность послужила поводом для перерыва, не позволила увязнуть в полунастоящей работе, как в болоте. Дело в том, что теперь я стопроцентно убеждена: заниматься консультированием сразу после окончания института — это почти преступление. Нет достаточных знаний, а специальные практические навыки — в зачаточном состоянии, они еще не полностью сформированы, обрывочны. Однако на всю свою деятельность за десять месяцев я смотрю с благодарностью за эту возможность — не было ни одного большого провала, а самое главное — были успешные случаи. Но особенно я благодарна неудачам, которые прежде всего известны и заметны мне, они показывают мне на то, чему надо научиться в первую очередь. Хотя, судя по всему, прежде чем учиться дальше, придется повариться в том, что есть.

Когда еду в автобусе, то часто разглядываю людей. Человек. Мое любимое слово. Homo res sacra. Человек — это самое интересное для меня. Есть такой известный опросник — ДДО (дифференциальный диагностический). Странный такой опросник. Не могу относиться к нему серьезно. Классификация профессий, положенная в его основу, конечно, адекватная, но есть ли смысл в самом опроснике? Если человеку предъявить данную классификацию и объяснить, что это значит, то он сам скажет, какая область ему больше подходит.

Профориентация, когда я училась в школе, заключалась в проведении этого самого ДДО. Я попала в «Человек — человек». Теперь я понимаю, что профориентационные тесты — это всего лишь повод поговорить на тему выбора профессии. Когда о чем-то долго думаешь, через некоторое время решение приходит как бы само собой.

Моей любимой игрой всегда была игра в школу. С другими детьми или воображаемыми учениками. Реальных детей учила читать-писать. Вымышленных — чему угодно. Указка — ветка, кафедра — душевой бак, аудитория — овощные грядки. Здесь я могла часами вести уроки.

«Наташка, а какой у тебя смысл жизни?» — спросил меня однажды отец. Я тогда не смогла ответить на этот вопрос, что-то промямлила и убежала. А потом очень много думала на эту тему. Вот так, походя, родители могут озадачить ребенка на долгие годы.

Важно, чтобы жить хотелось, а осознается или не осознается смысл — это уже не имеет значения.

Пора заканчивать «Записки». Ведь если я все заброшу, не доведу дело до конца, потом будет очень обидно. Их время — сейчас, пока я — это я теперешняя. Через несколько лет я буду другой, и, кто знает, быть может, все изложенное в ней покажется мне ничего не стоящей писаниной.

Наталья АРХАНГЕЛЬСКАЯ,
г. Находка, Приморский край