Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2007


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук

Психология здоровья школьников:
технология работы

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17 Лекция 1. Психология здоровья. Различные представления о здоровье. Психическое и психологическое здоровье. Социология здоровья. Психологическая компетентность в сфере здоровья
18 Лекция 2. Психология здоровья в школе. Влияние школы на здоровье школьников. Педагогика здоровья. Психология здоровья участников образовательного процесса
19 Лекция 3. Поведенческие установки школьников в сфере здоровья. Поведенческие установки, факторы, воздействующие на их формирование. Особенности формирования поведенческих установок у детей и подростков
Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе. Комплексный психолого-педагогический подход: классные часы, тренинги, психологические игры и др. Особенности применения различных форм и подходов
21 Лекция 5. Алгоритм построения программы. Структура программы и выбор тем занятий. Алгоритм построения занятий
Контрольная работа № 2
22 Лекция 6. Особенности проведения психопрофилактической работы с учащимися. Учет возрастных особенностей учащихся, периодов учебного года. Учет возрастных особенностей подростков при проведении тренинговых занятий, посвященных различным проблемам
23 Лекция 7. Особенности проведения психопрофилактической работы с педагогами и родителями. Работа с педагогами. Синдром профессионального выгорания. Работа с родителями
24 Лекция 8. Проверка эффективности программы. Подходы к оценке эффективности. Проективные методики. Контрольные вопросы. Психологические игры. Самоанализ. Характерные ошибки при разработке авторских программ.
Итоговая работа должна представлять собой цикл из 3–5 тренинговых занятий или сценарных планов классных часов по формированию ценностного отношения к здоровью для одной из учебных параллелей основного или среднего звена школы. К работе необходимо приложить справку (акт о внедрении), заверенную в вашем образовательном учреждении и подтверждающую факт проведения цикла занятий

ЛЕКЦИЯ 4
Организация работы по формированию
ценностного отношения к здоровью в школе

 

Потом все сели кто куда, и учитель сказал:
— Литература, география, алгебра, труд. Так?
— И еще немножко физкультуры, — добавил Атос.
Аркадий и Борис Стругацкие

 

Комплексный психолого-педагогический подход:
уроки, классные часы, тренинги, психологические игры

Нередко люди могут вспомнить какую-то мысль, высказанную их школьным учителем десятки лет назад, и признать, что не раз использовали ее в своей повседневной жизни. Уместная фраза, «сцепившаяся» с насыщенным эмоциональным настроем ребенка, способна оказать серьезное воздействие на его отношение к той или иной ситуации и отчасти на формирование его установки. Вместе с тем при организации работы, ориентированной на формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, нельзя полагаться на случайную удачу. Максимальный эффект может быть достигнут только при комплексном подходе, когда тематика здоровья так или иначе пронизывает весь образовательный процесс.

Характерная для современности система образования в целом была сформирована на рубеже XVIII–XIX веков. В основе ее был урок, который по-прежнему остается основной формой обучения детей. Темы здоровья достаточно легко интегрируются в уроки практически по всем учебным дисциплинам. Например, тема «Всегда ли полезны медикаменты» может вплетаться в уроки биологии и химии, а тема профилактики СПИДа — в уроки биологии, географии, обществознания. Практически любая тема может быть изучена на уроках иностранного языка.

Приложения к программе «Здоровье» (см. перечень рекомендуемой литературы) включают методические рекомендации по интеграции тем здоровья в учебные программы по математике, истории, биологии, обществознанию. В отечественной практике существуют и другие примеры, ссылки на которые приведены в лекции 2. Во всех случаях следует учитывать некоторые аспекты проведения подобных уроков. Учебные задания на профилактические темы не должны вызывать у учащихся отрицательные эмоции. Следовательно, исключаются задания, не соответствующие по сложности возможностям учащихся, а также оценивание результатов их выполнения.

Уроки физической культуры по сравнению с другими уроками предоставляют дополнительные возможности (не всегда реализуемые в полной мере) для формирования здорового жизненного стиля. В процессе двигательной активности можно не только осуществлять развитие и коррекцию тех или иных психических функций, но и развивать коммуникативные навыки, а также навыки поведения в сложных и экстремальных ситуациях. Вспомним определение Ж. Годфруа, согласно которому «установки — это те ориентиры, которые позволяют нам в любой момент предстать перед тем или иным человеком, событием или сообщением в «полной готовности», и мы увидим, что правильно организованная двигательная активность во многом способствует решению задач по формированию установки на здоровье.

Применительно к задачам, которые ставит психологоия здоровья, эффективен подход к сохранению и развитию физического и психического здоровья школьников, осуществляемый на основе так называемого психофизического сопряжения. Этот метод можно использовать на уроках физической культуры, а также при любых формах организованной двигательной активности детей, в том числе осуществляемой психологом.

Принципы и метод направленных сопряженных воздействий были внедрены в практику известным специалистом в области теории и методики спортивной тренировки В.М. Дьячковым. Он начал применять этот подход в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов1. В настоящее время метод сопряженного воздействия на физическое и психическое развитие учащихся в процессе физического воспитания начинает применяться в школьной практике. В общих чертах метод заключается в применении двигательной активности во взаимосвязи с психорегулирующими воздействиями в процессе обучения, воспитания и оздоровления учащихся. При соответствующем подборе игр и упражнений данный метод способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль в стрессовых ситуациях и сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения.

В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя как освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, так и познавательный и личностный аспекты. Эти аспекты ориентированы на осознание собственного Я в условиях постоянного физического и психического развития. Примером может служить упражнение для первого класса, при выполнении которого учащиеся сначала, контролируя движения мимических мышц, придают своему лицу различные выражения (обрадованное, радостное; злое, очень злое), а затем анализируют происходящие изменения своего настроения.

Таким образом, суть принципа сопряженного психофизического воздействия заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения).

В.Д. Чепик предложил дифференцированную систему формирования физических способностей и нравственных качеств детей и подростков. Каждой группе упражнений соответствуют определенные группы нравственных качеств. Так, например, циклические упражнения (ходьба, бег, лыжи, плавание) способствуют, помимо развития двигательных способностей, развитию волевых качеств личности, произвольной регуляции своего поведения; спортивные, подвижные игры, эстафеты — формированию нравственных качеств, воспитанию «чувства команды», этики взаимоотношений и других коммуникативных навыков2.

Увеличение учебной нагрузки нередко приводит к вынужденному сокращению такой формы организованного общения, как классный час, а формализм при его организации превращает классный час в производственное совещание. Вместе с тем воздействующий потенциал классного часа может быть достаточно велик.

Среди новых форм классных часов, предложенных в последнее время, интерес вызывают так называемые «встречи» (от англ. meeting). Подобный метод решает целый комплекс задач, среди которых диагностика внутригрупповых отношений, развитие коммуникативных навыков, профилактика социально обусловленных заболеваний. «Встреча» представляет собой своеобразный мини-тренинг, который может проводиться не только классным руководителем или психологом, но и самими учащимися. «Встреча», как правило, посвящается вопросам нравственности, поведения в обществе, здоровому образу жизни. Ее продолжительность — 20–30 минут, при этом обязательным условием является интерактивность. Ведущий старается подвести участников к самостоятельному принятию решения или формированию мнения по поводу той или иной проблемы. Для этого используются игры, упражнения и другие тренинговые методы. Подробно о классных часах — «встречах» рассказано в статье «Элементы тренинга на классном часе» («Школьный психолог», № 10, 2007), ниже ограничимся одним примером.

Не только глаза — зеркало души
(для учащихся 5–6-х классов)

Оборудование. Свечи, магнитофон.

Примечание. Подобные «встречи» должны сопровождаться определенными ритуалами, например: начало мероприятия и его окончание проводится под музыку, в начале зажигается, а в конце гасится свеча.

Вводная часть. После приветствия педагог показывает два изображения — на одном из них счастливый человек, на другом грустный — и спрашивает у учащихся: как им кажется, какое настроение у этих людей. Он просит их объяснить: почему они пришли к тому или иному выводу (черты лица на изображениях). После этого он говорит учащимся, что не только наше настроение отражается у нас на лице, но и наоборот, изменив выражение лица, можно повлиять на свое настроение.

Основная часть. Педагог предлагает участникам «встречи» сделать недовольное, злое лицо: нахмуриться, сощуриться, поджать губы, а затем расслабиться, улыбнуться. Он спрашивает, что они при этом чувствовали? Менялось ли их настроение?

Педагог обращает внимание на то, что отношение окружающих к нам также может зависеть от того, как мы выглядим, и предлагает сделать следующее упражнение.

В упражнении участвуют 10–12 человек (обязательно четное количество). По мере его выполнения педагог произносит инструкцию: рассчитайтесь на первый-второй. Первые номера встают в центр круга спиной к центру, вторые встают напротив первых лицом к ним, таким образом образуются пары.

Педагог. Поздоровайтесь друг с другом так, как будто вы лучшие друзья, которые давно не виделись. Обратите внимание на вашу интонацию, на ваше выражение лица. Вторые номера, сделайте шаг вправо. Теперь поздоровайтесь с вашими новыми партнерами так, как будто перед вами незнакомый человек. Вторые номера, сделайте шаг вправо. Теперь поздоровайтесь с вашими новыми партнерами так, как будто вы недавно поссорились и теперь обижены друг на друга. Вторые номера, сделайте шаг вправо. Теперь поздоровайтесь с вашими новыми партнерами так, как будто вы только что узнали какую-то хорошую новость и вам очень хочется о ней рассказать. Вторые номера, сделайте шаг вправо. Теперь поздоровайтесь с вашими новыми партнерами так, как будто вы только что написали очень сложную контрольную по математике и очень устали. Вторые номера сделайте шаг вправо. Теперь поздоровайтесь с вашими новыми партнерами так, как будто вы собираетесь вместе пойти на праздник.

Заключительная часть. Обсуждение упражнения. Педагог спрашивает участников, как им удалось отобразить такие различные ситуации общения, и подводит их к выводу о том, что мимика, жесты, позы, интонации помогают человеку выразить свое эмоциональное состояние; что умение понимать внешние проявления различных эмоциональных состояний людей помогает лучше их понимать, а значит, успешнее с ними взаимодействовать.

Выполняется ритуал окончания «встречи» (гасятся свечи, выключается музыка).

В последние годы традиционная школьная практика обогащается новыми формами работы. Одной из них стала проектная деятельность, которая представляет собой совместную (учащегося и учителя) учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую конкретную цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение запланированного результата. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной учащимся в виде цели собственной деятельности.

Проектная деятельность имеет личностно значимую для учащегося цель, что делает ее эффективной формой осуществления программы психологии здоровья в школе. Именно личностная окраска проблемы, над которой учащийся работает, оказывает серьезное воздействие на его убеждения и, опосредованно, на поведение. Самостоятельный поиск информации развивает навыки критического подхода к ее источникам, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода негативным влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе. Это способствует развитию критического мышления, что имеет особое значение в плане профилактики социально обусловленных заболеваний. Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющих преобразовать академические знания в реальный жизненный опыт учащихся, формировать у них эффективные стратегии поведения3.

Для направленного воздействия с активным применением визуальной и кинестетической модальностей, а также для получения обратной связи может применяться смотр-конкурс рисунков (плакатов) на темы, связанные со здоровьем. А. Бадак предложил использовать подобные конкурсы не только для профилактической, но и для диагностической цели. Им были выделены 11 основных сюжетов, которые можно объединить в три группы: активно отвергающие сюжеты, пугающие сюжеты и провоцирующие сюжеты.

По наблюдениям автора, подростки, не употреблявшие наркотики, и подростки, употреблявшие (употребляющие) наркотики, склонны достоверно чаще выбирать определенные группы сюжетов (см. лекцию 8). А. Бадак отмечает, «что в средствах массовой информации чаще используются провоцирующие сюжеты».

Большой потенциал заложен в таких мероприятиях, как День здоровья. Общение учащихся с педагогами в неформальной атмосфере способствует возникновению доверительных отношений, появляется возможность увидеть друг друга с новой стороны. Мероприятия Дня здоровья стимулируют интерес детей и побуждают их к активному участию в деятельности: уроки на природе, выезд в лес со спортивной программой, прогулка в парке с игровой программой, спортивный пеший поход и другие. На природе можно провести уроки физической культуры, экологии, биологии, литературного творчества, истории, трудового обучения, географии, изобразительного искусства, создать и защитить коллективный проект.

Рекреации, учебные кабинеты могут быть оформлены в соответствии с тематикой праздника (выставки рисунков, плакатов, стенных газет). В День здоровья могут проводиться беседы медицинских работников, массовые соревнования учащихся, совместные мероприятия с детьми и родителями, спортивные викторины, конкурсы, открытые или показательные занятия спортивных секций, встречи со знаменитыми спортсменами и тренерами. Завершается день церемонией торжественного награждения победителей, веселым праздничным вечером4.

Специфика содержания и целей программы психологии здоровья в школе вызывает необходимость наряду с такой формой, как урок, использовать иные формы обучения. Это обусловлено тем, что конечной целью является не только передача определенных знаний, но и направленное воздействие на все компоненты установки. И если при работе с когнитивным компонентом можно опираться на такие традиционные для школы формы, как урок, то при работе с аффективным и поведенческим компонентами не обойтись без тренингов, тренинговых занятий и психологических игр.

Тренинг позволяет, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, обеспечить его нужной информацией, помогает сформировать необходимые навыки и отработать оптимальную личную стратегию поведения в типичной ситуации5. Существует много значений термина «тренинг». С.И.Макшанов и Н.Ю. Хрящева приводят некоторые из них: «метод развития способностей к обучению», «способ перепрограммирования модели управления поведением и деятельностью», «часть планируемой активности организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений». При этом авторы выделяют наиболее часто используемый термин «психологическое воздействие», отмечая, что «адекватность этого термина… можно признать лишь отчасти: как понятия, отражающего именно процесс движения информации от одного участника взаимодействия к другому»6. Тренинг рассматривают как метод группового обучения его участников, а также как «опыт совместного переживания и проживания проблемной ситуации»7.

Несмотря на различия в деталях, суть метода в том, что он является способом организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих (Вачков И.В., 2004). Целью профилактического тренинга является формирование представлений о сущности здорового образа жизни, его целесообразности, убеждений в ценности физической безопасности своей и других людей, умений распознавать потенциально опасную ситуацию, предвидеть последствия своих и чужих действий, способности избегать или минимизировать риск. При таком подходе появляется возможность воздействовать на все основные компоненты поведенческой установки, что делает тренинг наиболее эффективной формой реализации профилактической программы.

Исследования показывают, что в результате проведения профилактических тренингов у школьников не только снижается риск приобретения социально обусловленных заболеваний, к которым относится и СПИД. У них достоверно уменьшается число прогулов, улучшается успеваемость, повышаются коммуникативные способности8.

В последнее время в практику школьных психологов вошли так называемые тренинговые занятия. Эта своеобразная форма психологической работы позволяет, с одной стороны, до определенной степени реализовать задачи классического психотренинга, а с другой — учесть школьную специфику. В отличие от тренинга цикл тренинговых занятий может быть растянут во времени и продолжаться несколько месяцев. Занятия, как правило, имеют продолжительность 40–45 минут, что позволяет без труда включить их в обычное школьное расписание. Проходить они могут не чаще одного-двух раз в неделю.

Одним из наиболее успешных способов реализации задач психологии здоровья является психологическая игра, в которой обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через проигрывание и проживание ситуации, а не благодаря заучиванию сообщенного взрослым «правильного ответа». Психологические игры разнообразны по своим целям и содержанию. М.Р. Битянова отмечает, что игрой называют «психотехнический прием, с помощью которого за 1,5–2 минуты можно настроить детей на работу в группе, структурированное действие по правилам (например, «колдунчики» или «колечко»), большое и сложное ролевое действие и многое другое». В соответствии с ее определением, «психологическая игра — это целостное законченное действие, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени»9.

Эрик Берн называл игрой «серию последовательных скрытых трансакций (условных единиц общения), результат которых можно четко установить и предсказать10. Результат психологических игр можно предсказать далеко не всегда. Так, достаточно простые по форме игры-эстафеты проходят, как правило, стандартно. Более сложные по форме игры, например игры-проживания или игры-драмы, в разных группах (классах) могут протекать и заканчиваться совершенно по-разному.

Игра обладает определенной атрибутикой. Игровой замысел проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила помогают определить поведение участников в ходе игры и порядок игровых действий, позволяющих участникам проявить себя. Познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. К оборудованию относятся средства, необходимые для ведения игры, а также для усиления эмоционального воздействия: фломастеры, бумага, видеомагнитофон и др. Завершением игры является ее результат в виде решения проблемы. Игра обязательно сопровождается рефлексией.

Ознакомление учащихся с некоторыми темами и аспектами тем, которое осуществляют психолог и (с его помощью) педагог, может актуализировать имеющиеся у подростков психологические проблемы. В тех случаях, когда помощь не может быть оказана в присутствии группы, применяется индивидуальное консультирование.

Нельзя недооценивать влияние, которое могут оказать на поведенческие установки учащихся их родители. Следовательно, важным и обязательным шагом должен стать налаженный диалог с родителями, традиционной формой работы с которыми в школе является родительское собрание (или индивидуальные встречи).

Особенности применения
различных подходов

Поскольку именно психолог является координатором работы по решению задач психологии здоровья в школе, одним из направлений его деятельности становится знакомство педагогов с некоторыми особенностями психолого-педагогических приемов. Так, при организации профилактической работы со школьниками в форме урока следует показать, что основной акцент необходимо делать не на знания, а на представления. О разнице между ними применительно к профилактическим программам писали М.Ю. Кондратьев и С.Д. Дерябо (2001): «…информация о влиянии, которое оказывает на клетку человека вирус СПИДа, является собственно знаниями, а информация о том, что этот вирус не передается, например, воздушно-капельным путем, — уже представления. В первом случае открытия ученых фактически никак не повлияли на понимание обычными людьми проблем, связанных с данным заболеванием, и их поведение, оставаясь своего рода «интеллектуальным балластом». А во втором — самым существенным и непосредственным образом, с одной стороны, успокоили тех, кто призывал изолировать чуть ли не в концентрационных лагерях носителей ВИЧ-инфекции, а с другой, убедили остальных в необходимости соответствующих «мер безопасности» в сексуальной жизни»11. Таким образом, можно сказать, что знания в большей степени связаны с академическим опытом, а представления — с практическим.

Что же касается умений и навыков, то принципиальным является то обстоятельство, что применительно к психологии здоровья речь в большей степени идет о поведенческих навыках. Если обычные предметные или общеучебные навыки учитель может продемонстрировать, а ученики в процессе многократных повторений освоить, причем уровень овладения навыком может быть оценен учителем, то навыки поведенческие никак не укладываются в эту схему. Возможности урока в этом смысле ограничены. В ходе урока можно дать информацию, которая окажет определенное воздействие на когнитивный компонент поведенческой установки. Опытный педагог, используя разнообразные дидактические приемы, способен сформировать у учащихся определенное отношение к проблеме. Тем самым будет осуществлено воздействие и на аффективный компонент поведенческой установки. Но для формирования устойчивых поведенческих структур этого недостаточно.

Выработка личной стратегии поведения требует специфических форм тренировки. Классно-урочная форма не всегда позволяет эффективно создать модельные условия для ролевой игры, она не располагает к рефлексии собственного, иногда травматичного, опыта. Отсутствие необходимой анонимности, допустимость оценочных суждений снижают профилактический потенциал традиционного урока.

Классные часы в виде «встреч», обладая рядом возможностей психологического тренинга влиять на поведенческую установку, также имеют определенные ограничения. Это прежде всего их непродолжительный характер, не позволяющий добиться серьезного погружения в проблему. Поэтому решающим здесь с точки зрения профилактического эффекта может стать регулярность их проведения.

При всех достоинствах проектная деятельность также имеет свои ограничения в сфере профилактики. Они связаны с необходимостью больших затрат времени как учителя, так и ученика. Затруднительной в ряде случаев становится также необходимость использования многочисленных информационных и других ресурсов. И, пожалуй, самой серьезной трудностью является недостаточная освоенность этого метода в отечественной педагогике.

Для психолога естественно применение психологических методов воздействия на установку, одним из которых является тренинг. Наиболее результативен опыт, когда тренинг в школе проводится «с погружением»: в течение нескольких дней школьники посещают только тренинги, «не отвлекаясь» на уроки и другие занятия. Понятно, что организовать такую форму тренинговой работы не просто. Необходимо время, помещение, оборудование, отсутствие отвлекающих факторов. С этой точки зрения лучше всего проводить такие тренинги во время школьных каникул. Однако желание посещать школу во время каникул у учащихся, как правило, невелико. Школьники часто оказываются «занятыми»: посещают внешкольные культурно-зрелищные, спортивные мероприятия или уезжают на каникулы в лагеря, дома отдыха, в гости к родственникам. Охватить всех учащихся оказывается практически невозможно.

Существует еще ряд трудностей использования тренинговой формы профилактической работы в школе, обусловленных особенностями организации образовательного процесса. К ним относится невозможность соблюдать определенные тренинговые правила, например конфиденциальность. В условиях школы практически невозможно проследить групповую динамику, так как группа функционирует не только на тренингах, но и в других ситуациях, например на уроках. Существуют, таким образом, дополнительные факторы воздействия на динамику развития отношений в группе.

Понятно, что все эти обстоятельства делают классический тренинг, несмотря на все его преимущества по сравнению с другими формами, малодоступным для школы, чего нельзя сказать о тренинговых занятиях. Для их проведения можно использовать любое школьное помещение: класс, актовый зал, рекреационное помещение. Необходимо соблюдать простые условия — помещение для тренинговых занятий должно быть достаточно просторным, участников ничто не должно отвлекать, проводить занятия желательно в одно и то же время, в одном и том же месте. Общее количество занятий может не превышать 10–12. Как правило, цикл тренинговых занятий завершается двухчасовой психологической игрой.

Понятно, что такая организация работы не может серьезно увеличить нагрузку на детей. Более того, никаких записей в ходе занятия можно не делать, а занимательные упражнения, ролевые игры и релаксационные техники делают тренинговые занятия весьма привлекательными для школьников. Представляется, что в настоящее время тренинговые занятия являются наиболее приемлемой формой реализации профилактической программы в школе.

Среди недостатков метода для применения в школе:

необходимость «привязки» к учебному расписанию;

— отсутствие (или ограниченность) в расписании времени для специальных занятий;

— жесткий регламент продолжительности урока и перемен;

— большая и неоднородная (с точки зрения психолога) наполняемость классов.

Кроме того, не в каждой школе есть специальные помещения для тренинговых занятий, а работа в классе с традиционной расстановкой парт снижает психотерапевтический заряд занятия. Серьезно затрудняет работу ведущего большое количество участников в группе, если он работает со всем классом одновременно. При большой наполняемости класса на время тренинга его лучше разделить, но это возможно не всегда.

Психологическая игра довольно широко применяется в работе с подростками. Этот популярный метод работы школьного психолога имеет как формирующий, так и диагностический потенциал. Психологическая игра может стать одной из форм реализации профилактической программы не только в силу своей привлекательности для школьников. Она имеет серьезный потенциал в плане воздействия на поведение детей. В этом смысле психологическую игру можно сравнить с психологическим тренингом. Причем игра даже в большей степени, чем тренинг, может воздействовать на аффективную составляющую установки и на поведенческие намерения участников.

Специфика большой психологической игры связана с необходимостью использования значительных ресурсов. Это и помещение, и оборудование, и костюмы. Такая игра требует большего времени (как правило, это не менее 2–3 часов) и серьезной подготовки. Все это делает игру не самой удобной формой реализации программы в школе. По-видимому, психологическая игра может рассматриваться как завершающий этап, финал программы или какой-то ее значительной части.

Подводя итоги, отметим, что для успешной реализации задач психологии здоровья в школе необходим комплексный подход, включающий разнообразные психолого-педагогические методы и средства. Каждое из них обладает определенными достоинствами и недостатками. Психолог, являясь не только исполнителем, но и координатором профилактической работы, должен охватывать своим вниманием всех субъектов образовательного процесса. При этом он совмещает функции консультанта и (применительно к педагогам) методиста.


1 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. — М.: Мир, 1996.

2 Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. — М., 1997; Родионов В.А. Применение различных методов сопряженного психофизического воздействия на уроках физической культуры // Спорт в школе. 2005. № 21.

3 Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1967.

4 Чепик В.Д. Физическая культура в социальной практике. — М.: Советский спорт, 1996.

5 Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. 2004.
№ 46.

6 Бадак А. Безопасный рисунок. Использование рисунков на тему «Я и наркотики» для диагностики сопротивляемости детского коллектива употреблению наркотиков // Школьный психолог. 2003.
№ 25–26.

7 Письмо Министерства образования РФ «О проведении Всероссийского дня здоровья детей» (03.02.2003 № 27/25736).

8 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — Москва, 2004.

9 Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть 1. — СПб.: Образование, 1998.

10 Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Практическое руководство для школьного психолога. — М.: Генезис, 1999.

11 Паршутин И.А. Социальные и личностные особенности подростков, влияющие на формирование антинаркотических установок при проведении профилактического тренинга // Школа здоровья. 2003. № 1.

Рекомендуемая литература

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М., 2004.

2. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Практическое руководство для школьного психолога. — М., 1999.

3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.

4. Паршутин И.А. Социальные и личностные особенности подростков, влияющие на формирование антинаркотических установок при проведении профилактического тренинга // Школа здоровья. 2003. № 1.

5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М., под общ. ред. М.Р. Битяновой. — СПб., 2002.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М., 2002.

7. Родионов В.А. Применение различных методов сопряженного психофизического воздействия на уроках физической культуры // Спорт в школе. 2005. № 21.

8. Родионов В.А. Как вести профилактику СПИДа в школе // Здоровье детей. 2006. № 2.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие формы работы со школьниками можно использовать для формирования здорового образа жизни?

2. Почему при формировании поведенческой установки тренинг более эффективен, чем урок?

3. Опишите механизм сопряженного психофизического воздействия на развитие ребенка.

4. Чем отличаются тренинговые занятия от тренинга?

5. Почему при организации профилактической работы со школьниками в форме урока акцент следует делать на представления, а не на знания?

6. В какие основные группы можно объединить сюжеты рисунков, направленных на профилактику наркомании?