Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2007


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Лабиринты Мерлина

В песне Мерлина — Судьбы
Потрясенное звучанье;
Клич воинственной трубы;
Тяжкий стон и задыханье
Рек, зажатых подо льдом;
Голос площадей ревущих;
Стук сердец и пушек гром;
Поступь воинов идущих;
И пустынника в глуши
Вопль о крепости души.

Ральф Уолдо Эмерсон

В основу игры положена легенда о лабиринтах волшебника Мерлина, жившего в период Средневековья. Каждый подросток будет иметь возможность пройти три лабиринта, многому научиться и получить ответы на волнующие его вопросы.

Время игры — 2 часа 30 минут.

Место проведения — класс, в котором можно сдвинуть парты, либо кабинет для тренингов.

Участники — подростки 12–14 лет (18–20 человек).

Цели и задачи игры: способствовать развитию самоинтереса, позитивировать Я-образ, обогатить драматический опыт подростков, актуализировать и проиграть различные эмоциональные состояния, сформулировать цели и смыслы жизни.

Необходимые материалы:

— элементы рыцарского костюма: плащи, мечи, щиты, другие доспехи (из дерева, картона или пластмассы) для помощников;

— изобразительные материалы: акварель, гуашь, пастель, уголь, карандаши, фломастеры, кисти и пр.;

— ножницы, скотч;

— пустые пластиковые бутылки (с крышками и без них) разного размера по две на участника; несколько кусков фанеры;

— фотографии или рисунки разных эмоций, музыкальные композиции, отражающие различные эмоциональные состояния;

— бумага разного формата, в том числе для записей, и стикеры разного цвета;

— часть сухого дерева с ветками (1 м), закрепленная в крестовину;

— корсажная лента длиной 2 м 20 см, крепко связанная в кольцо;

— магнитофон;

— музыка Средневековья, композиции с волынкой.

Оформление помещения: условное деление на рабочую часть, где на двух столах находятся изобразительные материалы, бумага и другие, необходимые для работы атрибуты, и часть — Лабиринты Мерлина. Она организована таким образом: стоящие по кругу стулья, в центре нарисованный на ватмане символ лабиринта. На стенах могут быть размещены нарисованные на бумаге магические символы и знаки. Дополнительный эффект произведут горящие свечи.

Содержание игры: подросткам предлагается совершить путешествие в Средневековье, во времена великих фей и волшебников, во времена Великого Мерлина.

Введение в игровую ситуацию происходит через небольшое театрализованное действие. Сначала ведущий рассказывает миф о Великом Мерлине, а затем помощники зачитывают старинную грамоту. Путешествие по Лабиринтам позволит подросткам ответить на самые важные для них вопросы: Кто Я? Какой Я? Где Я? Куда Я иду?

Первый — Лабиринт самосознания. В нем подросток сталкивается с самим собой и исследует свое имя, сильные и слабые стороны, свой скрытый потенциал. Благодаря прохождению первого лабиринта он может с гордостью ответить на вопросы: Кто я? Какой я?

Второй — Лабиринт эмоций. Он полон экспрессии и переливается разными цветами. Проходя через него, подросток узнает о своих чувствах и эмоциях, научится их дифференцировать и выражать, контролировать свои эмоции и достойно реагировать на чужие. Выходя из лабиринта, подросток сможет ответить на вопрос: Где я?

Третий — Лабиринт смыслов. Он последний и самый сложный, наполненый сомнениями и переживаниями. Проходя по нему, подросток формирует жизненные задачи и выстраивает перспективные цели. Получая в этом лабиринте смысложизненные ориентиры, он смело отвечает на вопрос: Куда я иду?

ХОД ИГРЫ

Ведущий. В древние времена на Земле было много волшебников, фей и колдунов. Одним из них был Великий Мерлин — бард и прорицатель, маг и ясновидец, покровитель и советчик молодого короля Артура. Ему приписывается много чудесных свершений.

Вот однажды объявил он королю Артуру, что недолго ему, Мерлину, осталось жить на свете. Многое открыл он королю Артуру, что должно произойти в будущем, наказал ему беречь меч Экскалибур. И еще предсказал он королю Артуру, что продолжат борьбу за справедливость на Земле его ученики, которые разбросаны по всему миру.

В это время входят помощники (два старшеклассника), переодетые в рыцарей (меч, плащ, щит), приносят грамоту и зачитывают ее:

• Настало время, когда Мерлин должен уйти. Он хотел бы передать свое мастерство, он ищет себе учеников. А чтобы узнать, способны ли претенденты на великие дела, необходимо провести их через три Лабиринта, специально созданные волшебником: Лабиринт самосознания, Лабиринт эмоций и Лабиринт смыслов. Тот, кто пройдет все испытания, откроет в себе великие способности и будет наделен званием Ученика.

Ведущий. Ученик — это тот, кто готов изучать жизнь, тот, кто готов учиться быть счастливым, быть нужным, быть успешным и пр. Сегодня нам предстоит пройти лабиринты Мерлина, узнать много нового о себе, а также почувствовать себя частью целого, частью великого мира.

(Помощники раздают подросткам путевые листы, оформленные в виде старинных грамот.)

В путевом листе написаны вопросы, на которые необходимо ответить после прохождения лабиринтов. Итак, в путь!

Игра «Лабиринт»

Необходимые материалы: корсажная лента длиной 2 м 20 см, крепко связанная в кольцо.

Подростки встают в круг и берутся за руки. Через плечо ведущего продето кольцо из корсажной ленты (наперевес). Не разнимая рук, необходимо пропустить это кольцо по всему кругу. Чтобы усложнить задание, можно сложить кольцо вдвое (лабиринт сужается). Если кто-то отпустил руку соседа, путь начинается сначала.

Во время этой игры можно включить музыку.

Ведущий. Мы попали в первый лабиринт — Лабиринт самосознания. Будьте внимательны, проходя через него, здесь вам предстоит столкнуться с самими собой.

Упражнение «Имя»

Необходимые материалы: акварель, гуашь, пастель, уголь, карандаши, фломастеры, кисти и пр.

1. Ведущий предлагает подросткам на листе бумаги написать перечень вариантов своего имени. Затем из этого списка выбирается то, которое больше всего нравится.

2. Используя любые изобразительные средства (карандаши, мелки, пастель, гуашь и др.), нарисовать на бумаге выбранное имя. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок. Работу можно делать и в технике коллажа.

3. Выписать использованные цвета и образы и к ним написать ассоциации.

4. Написать свое имя в столбик и напротив каждой буквы имени приписать не менее трех своих качеств, достоинств или способностей.

5. Обсуждение:

— Расскажи о том, какой вариант имени ты выбрал? Почему?

— Какие ассоциации появились в процессе работы? О чем они тебе говорят?

— Какие цвета ты использовал в своем имени? Почему?

— Что бы ты изменил в рисунке (коллаже) имени?

— Какие твои качества раскрывает имя?

Ведущий. Наши имя и фамилия содержат много информации о нас. Каждому человеку просто необходимо знать ответ на вопрос: «Кто я?» Сейчас вы узнали, о чем говорит ваше имя. Но истинный Ученик не только знает, кто он. Истинный ученик достигает чего-то и, естественно, совершает при этом ошибки. Какие достижения есть у вас и какие ошибки вы совершали на своем пути?

Игра «Мои достижения и ошибки»

Необходимые материалы: бумага, карандаш или ручка.

Каждый подросток на листочке бумаги пишет список своих достижений и ошибок.

Затем ведущий делит участников на пары. В парах каждый рассказывает о том, что написал. После обсуждения в парах проводится групповое обсуждение. Уточняется, какое достижение кого заинтересовало, отмечаются особенно необычные достижения, выделяются успехи, общие для группы и отдельных детей, а также характерные для многих ошибки. Обсуждается, есть ли связь между ошибками и достижениями, может ли человек достигнуть чего-то, не ошибаясь.

Ведущий. Наши достижения и ошибки говорят нам о том, какие мы; что помогает нам на нашем пути, а что мешает; чем мы похожи на других. Сейчас мы постараемся дополнить свой образ через мнение других людей.

Игра «Значимый человек»

Необходимые материалы: бумага, фломастеры, скотч, ножницы.

Ведущий. Вспомните какого-нибудь человека, который играет важную роль в вашей жизни. Это может быть человек, которого вы любите, или человек, с которым вы часто ссоритесь. Закройте на минуту глаза и представьте себе, как этот человек выглядит, во что он одет, как он двигается…

А теперь, используя бумагу и фломастеры, нарисуйте того человека, которого представили. Когда рисунок будет готов, подумайте и напишите то, что он говорит, от первого лица: «Меня зовут… Я очень люблю… А еще мне нравится…» И т.д. Затем напишите то, что вы хотели бы ему сказать, о чем хотели бы его попросить.

Готовые работы развешиваются на стены, и организуется экскурсия-обсуждение.

Ведущий. Мы подошли к концу первого лабиринта. Возьмите в руки свой путевой лист и ответьте на вопросы: Кто я? Какой я? Постарайтесь вписать в лист все то, что вы узнали о себе в первом лабиринте.

Игра «Сыграй эмоцию»

Необходимые материалы: пустые пластиковые бутылки (с крышками и без них) разного размера по две на участника; несколько кусков фанеры.

Ведущий. Для того чтобы попасть в Лабиринт эмоций, необходимо с помощью предложенных вам музыкальных инструментов, выразить свои чувства и эмоции, проявить и показать свой эмоциональный мир.

1. Группа делится на подгруппы по три-четыре человека. Ведущий задает тему, а подгруппа должна импровизировать на бутылках (ударяя по фанерным листам или по столам). Импровизация длится одну-две минуты. Затем на другую тему импровизирует следующая подгруппа. Примерные темы: «Страх», «Радость», «Тревога», «Удовольствие».

2. Обсуждение:

— Что вы сейчас чувствуете?

— Насколько удалось в импровизации раскрыть свое эмоциональное состояние?

— Какая тема вызвала наиболее сильные чувства? Какие это чувства?

— Как вам кажется, для чего человеку эмоции и чувства?

Игра «Эмоциональные этюды»

Необходимые материалы: фотографии или рисунки разных эмоций, магнитофон, различные музыкальные композиции (желательно отражающие разные эмоциональные состояния).

Ведущий. Вот мы уже и в Лабиринте эмоций. Умеем ли мы выражать свои эмоции и чувства, контролировать их и достойно реагировать на чужие? Лабиринт поможет нам в этом разобраться и понять — где мы в этом мире, мире эмоций?

1. Ведущий рассказывает об эмоциональном мире человека: что есть эмоции, для чего они нужны человеку, как проявляются. В качестве иллюстрации можно использовать фотографии, рисунки или мультимедийные сюжеты, отражающие многообразие эмоционального мира человека. Чтобы увеличить спектр эмоций для отреагирования, необходимо написать на доске список либо развесить фотографии (рисунки) таким образом, чтобы подростки могли их хорошо видеть.

2. Группа делится на пары. Один из участников пары через пластику и мимику показывает другому какую-то эмоцию. Партнер должен ее угадать. Повторяться нельзя (проигрываемые в паре эмоции должны быть разные).

3. Участники собираются в круг. Ведущий предлагает им музыкальные фрагменты, отражающие различные эмоциональные состояния. Каждый фрагмент длится три минуты. Задача подростков — узнать эмоцию и через мимику или пластический этюд показать ее. Здесь допускается как групповая, так и индивидуальная работа. Поощряйте спонтанность.

Если возникают сложности с угадыванием эмоций или с проявлением спонтанности, помогите ребятам. Немного выждав, покажите фотографию эмоции (с которой связан музыкальный фрагмент) и предложите мимически или пластически ее выразить, прожить.

4. Обсуждение:

— Какие эмоции вы переживаете чаще других? Какие редко?

— Что такое «эмоциональный опыт»?

— Влияет ли эмоциональный опыт человека на его жизнь?

— Можно ли изменить жизнь человека, изменив его эмоциональный опыт?

— Какие эмоции нас чаще всего окружают (дома, в школе, на улице...)?

— Как обогатить свой эмоциональный мир? Что для этого необходимо сделать?

Ведущий. Вот и второй лабиринт позади. Возьмите в руки свой путевой лист и ответьте на вопрос: Где я? Отвечая на этот вопрос, охарактеризуйте себя с точки зрения вашего эмоционального состояния.

Выберите те эмоции, которые вы переживаете чаще всего. Впишите их в лист, отвечая на заданный вопрос.

(Участники выполняют задание.)

Последний лабиринт, который мы должны пройти, — Лабиринт смыслов. Он самый сложный и наполнен сомнениями и переживаниями. Проходя по нему, вы должны сформировать жизненные задачи и выстроить перспективные цели. Тот, кто его пройдет, сможет смело ответить на вопрос: Куда я иду?

Этот лабиринт начинается с «Рынка целей», на котором у каждого из вас появится возможность что-то купить, а что-то продать.

Игра «Рынок целей»

Необходимые материалы: бумага для записей (листы небольшого формата), ручка или карандаш.

1. Ведущий предлагает подросткам написать на листочках (на каждом — одну) свои перспективные цели и задачи, то есть чего каждый из них хочет достичь, к чему стремится. Затем все свои цели и задачи необходимо будет продублировать. В результате у каждого подростка должно оказаться по паре каждой цели и задачи.

2. Ведущий объявляет «Рынок целей» открытым. Подростки должны вступить во взаимодействие со всеми партнерами, показать, что есть у них, а затем при желании обменять свои дубликаты целей на те, которых у них нет, но хотелось бы иметь.

3. Обсуждение:

— Какие перспективные цели и задачи вы ставите для себя?

— Что вы выбрали себе на рынке?

— Что нужно человеку, чтобы решить поставленные задачи и достигнуть цели?

— Какая цель, на ваш взгляд, самая простая в достижении, какая самая сложная?

Игра «Дерево смыслов»

Необходимые материалы: сухое дерево (небольшая срезанная сухая ветка с многочисленными веточками) или дерево из проволоки (высотой 1 м); стикеры зеленого цвета (можно и разноцветные); фломастеры.

Ведущий. Кроме целей, у каждого ученика должны быть смыслы жизни, то, ради чего он живет. У каждого смыслы свои. Важно их знать и беречь, потому что с утратой смыслов жизни любой человек становится уязвимым и несчастным. Сейчас мы с вами оживим Дерево смыслов, которое засохло с уходом Мерлина.

1. Ведущий предлагает подросткам, используя стикеры и фломастеры, написать свои жизненные смыслы, по одному на каждом стикере, а затем прикрепить (склеивая липкую часть стикера вокруг веточки) на дерево.

Дерево должно устойчиво стоять. Для этого можно использовать горшок с землей или крестовину (как для елки). Кстати, и искусственная елка тоже может подойти для этой игры. На протяжении всей работы в качестве фона можно включить средневековую музыку.

2. Когда все смыслы развешаны на дереве, психолог предлагает подойти к нему и провести обсуждение:

— Какие листочки вы разместили на Дереве смыслов?

— Для чего человеку знать, в чем смыслы его жизни?

— Что может произойти с человеком, если его Дерево смыслов засохнет и все смыслы «облетят» и потеряются?

— Что необходимо делать, чтобы возродить Дерево смыслов?

Ведущий. Мы прошли третий лабиринт. Возьмите в руки свой путевой лист и ответьте на вопрос: Куда я иду? Припомните все задачи, цели и смыслы.

Получены ответы на все вопросы. Мы прошли Лабиринты Мерлина, и сейчас каждый из вас получит заветы, оставленные Мерлином для своих учеников.

Помощники ведущего (облаченные в средневековую одежду) торжественно вносят заветы и вручают каждому участнику. В это время ведущий зачитывает их.

ЗАВЕТЫ

Всякому Ученику уже случалось испытывать страх.
Всякому Ученику уже случалось в прошлом лгать и предавать.
Всякому Ученику уже случалось брести не своим путем.
Всякому Ученику уже случалось терзаться из-за сущих пустяков.
Всякому Ученику уже случалось приходить к выводу, что он — не Ученик.
Всякому Ученику уже случалось поступаться своим духовным долгом.
Всякому Ученику уже случалось говорить «да», когда хотелось сказать «нет».
Всякому Ученику уже случалось наносить раны тем, кого он любил.

Вот потому он и вправе называться Учеником, что прошел через все это и не утратил надежды стать лучше, чем был, не утратил способности учиться на своих ошибках и помогать учиться другим.

Ведущий. Дорогие Ученики! У вас есть путевой лист, который перестал быть пустым. В нем вы всегда сможете найти ответы на свои вопросы. У вас есть заветы Великого Мерлина. Мир ждет вас. В конце нашего непростого путешествия хочу спросить, что бы вы сделали для мира, как Ученики Мерлина?

По кругу подростки высказывают свои мысли.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь
sakovich@academy.edu.by

ЛИТЕРАТУРА

Коэльо П. Воины света. — М. 2000.

Поэзия США. — М.: Худож. лит., 1982.