Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2007


МОЗАИКА

ХОТИТЕ ПОУМНЕТЬ?
ПРОСТО ПОВЕРЬТЕ, ЧТО ЭТО ВОЗМОЖНО!

Споры о том, можно ли повысить умственные способности человека, не стихают в научном мире уже много лет. Одни ученые убеждены, что умом — большим или не очень — каждый человек наделен от природы и никакими усилиями ума прибавить невозможно. Другие настаивают, что при правильном обучении и воспитании из любого младенца можно вырастить Спинозу. И те и другие приводят по-своему убедительные доводы. А какой точки зрения по этому вопросу придерживаетесь вы? Вопрос этот, оказывается, далеко не праздный — от ответа на него отчасти и зависят успехи в умственной деятельности.

Психологи из Колумбийского университета (США) на протяжении двух лет наблюдали выборку учащихся средней школы в количестве 373 человек. В начале исследования все ребята демонстрировали примерно одинаковые успехи в освоении математики. Выявленное между ними различие состояло в том, что одни, по данным опроса, считали умственные способности неизменными, а другие верили в возможность их улучшения. По прошествии двух лет вторые заметно превзошли своих скептически настроенных сверстников в математике, хотя и те и другие, повторим, начинали с одного уровня.

В другом исследовании, проведенном в Стэнфордском университете, большая группа школьников, не справлявшихся с программой по математике, была направлена на специальные дополнительные занятия. Но одной подгруппе, помимо разъяснения задач, также рассказывали о новейших теориях, касающихся огромных возможностей человеческого мозга и развития умственных способностей. В другой подгруппе дополнительными уроками по математике дело и ограничилось. Во второй подгруппе заметных улучшений почти не произошло, а первая поголовно преодолела свое отставание.

Говорят: если уж вы верите в приметы, верьте только в хорошие. Похоже, с умом дело обстоит так же: пока ученые ведут свои споры, верить все-таки лучше в возможности прогресса.

Подготовил Сергей СТЕПАНОВ