Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2007


РЕПОРТАЖ

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

С 29 сентября по 4 октября в Федеральном детском оздоровительно-образовательном центре «Смена» под Анапой прошла IV Неделя школьной психологии «Четыре стихии». По решению организаторов, эта форма работы должна в ближайшее время претерпеть серьезные изменения.

Кто из психологов, работающих с детьми, не мечтал хоть раз оказаться на Неделе школьной психологии! Этот яркий праздник мастерства, творчества, профессионального единения уже четыре года подряд проходит на берегу Черного моря. Основными организаторами этого мероприятия выступают Центр психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» и газета «Школьный психолог».

Четыре прошедших Недели стали, на мой взгляд, самой яркой, содержательной и массовой формой профессионального общения психологов образования. Организаторам удалось собрать под теплым южным солнцем в общей сложности более 800 специалистов: психологов, педагогов, руководителей образовательных учреждений. Именно благодаря этим массовым мероприятиям удалось поднять планку требований к работе психологов в системе образования, наглядно продемонстрировав, насколько эта работа может быть интересной и творческой.

Важно, что кроме непосредственных участников Недели с ее наработками смогли познакомиться тысячи читателей «Школьного психолога», а журнал «Вестник практической психологии образования» предоставил желающим возможность познакомиться не только с печатными материалами, но и с видеозаписями наиболее интересных семинаров и мастер-классов.

Звездные открытия

Традиционно Неделя построена так, что включает в себя три основных составляющих. В первую очередь, это возможность повысить профессиональное мастерство, научиться чему-то новому. Если три года назад своими профессиональными достижениями делились в основном авторы «Школьного психолога»: Марина Битянова, Игорь Вачков, Наталья и Михаил Семаго, Александр Шадура, то каждая новая встреча на Черноморском побережье открывала профессиональному сообществу новых специалистов, авторские наработки которых быстро становились популярными.

Неделя на старте
Неделя на старте

К примеру, благодаря активному участию в Неделе коллег из Белоруссии Натальи Сакович, Елены Осиповой, Елены Белинской, Эрики Осипук, Елены Набойкиной, Ирины Стишенок различные методы арт-терапии прочно вошли в арсенал российских специалистов. Сейчас редкий кабинет психолога не оснащен хотя бы маленькой песочницей и другими арт-терапевтическими атрибутами. В этом году участники получили возможность не только рисовать, лепить и делать фигурки из бумаги, но также лепить из гипса и работать с разноцветными нитками.

А методу сказкотерапии, с которым многие познакомились на первой Неделе благодаря мастерской Игоря Вачкова, в этом году была посвящена целая тематическая гостиная «Притча и сказка в работе психолога и педагога».

Настоящим подарком была встреча с Г. Цукерман
Настоящим подарком
была встреча с Г. Цукерман

Вообще Неделя школьной психологии открыла целую плеяду «звездочек», которые, поверив в свои силы, начали самостоятельный творческий путь. Александра Теплицкая из Москвы, которая в прошлом году лишь участвовала в «гайд-парке», на эту Неделю приехала уже как победитель конкурса психологов негосударственных школ «Профессиональное признание — 2007». Она представила ряд интересных авторских программ работы с детьми и педагогами методами арт-терапии и психодрамы.

Еще одна дебютантка прошлых Недель — Надежда Болсуновская из Красноярска — на этот раз показала себя настоящим профессионалом, заинтересовав участников двумя серьезными разработками: «Командная работа специалистов гимназии в организации преемственности между начальной и средней школой» и «Тайм-менеджмент для младших школьников и младших подростков».

Обширная география мест, откуда приезжают не только простые участники, но и ведущие мастерских, мастер-классов и семинаров, показала: не важно, где ты живешь и работаешь — в большом городе или небольшом поселке. Главное, что ты можешь сам придумывать, творить, экспериментировать.

Гениальность
или отклонение от нормы?

Второй, а может быть, даже первой по значимости составляющей работы психолога, последовательно реализуемой на всех четырех Неделях, было ее методологическое осмысление. Каждый день обязательно начинался с утренних установочных прологов Марины Битяновой, где участники узнавали о том, что нового в их профессиональный и личностный арсенал принесут предстоящие мероприятия: будут ли это новые знания, творчество или осмысление собственного опыта.

Не секрет, что необходимость осмысления, а для многих и переосмысления своей деятельности, нахождение новых ценностей и приоритетов стала для большинства специалистов насущной потребностью. Выяснилось, что психолог не может «объять необъятное», но должен и может искать свое место в системе образования, становиться человеком творческим.

О том, что психологи уже давно хотят не только получать готовые методики и технологии, но и подводить под свою деятельность серьезную методологическую основу, говорит несомненный интерес к серьезным семинарам антропологического содержания и стихийно возникающим дискуссиям. В этом году участникам наиболее запомнилась «панельная» дискуссия, посвященная особенностям развития современных детей. Свои, во многом противоположные точки зрения отстаивали реалист — нейропсихолог Наталья Семаго и идеалист — защитник одаренных детей Александр Савенков. Роль судьи в непростом споре о том, являются ли особенности современных детей признаками гениальности или всего лишь определенными отклонениями от нормы, играл философски настроенный Михаил Семаго.

Группе А. Теплицкой удалось «навести мосты» между психологами и педагогами
Группе А. Теплицкой удалось
«навести мосты» между
психологами и педагогами

Другая запомнившаяся мне дискуссия развернулась на мастер-классе Александра Шувалова «Четыре стихии в педагогике и психотерапии», где в построении антропологической модели психолого-педагогического взаимодействия участвовали не только маститые психологи, но и заинтересованные слушатели. Объединение нескольких, в чем-то противоположных позиций привело к появлению нового определения целей и смыслов деятельности психолога в образовании.

Третьей составляющей работы школьного психолога, безусловно, является творчество. И ему всегда придавалось особое значение. Ведь мастерство и глубокое знание технологии работы обязательно должны соседствовать с умением заинтересовать и расположить к себе не только детей, но и взрослых.

Участники Недели всегда проходили здесь замечательную школу креативности, постоянно участвуя в различных психологических акциях, творческих конкурсах, работе рефлексивных групп. Ведь Неделя — это не простая череда мероприятий, а целое действо, в которое постепенно погружаются все его участники. Это своеобразный мир, где в этом году господствовали четыре стихии: Земля, Воздух, Огонь и Вода.

Огонь, вода и медные трубы

Традиционно каждый день Недели не похож на другие не только по тематике, но и по своеобразной энергетике. И в этом году «погружение» в одну из стихий способствовало прохождению участниками различных стадий профессионального и личностного становления.

М. Битянова уже планирует новые мероприятия
М. Битянова
уже планирует
новые мероприятия

День, посвященный стихии Воздуха, помог участникам получить заряд творческой энергии, обрести новые профессиональные ресурсы. Начавшись с монолога Игоря Вачкова «Волшебство воображения: образы и метафоры в психологической работе», он продолжился серией мастер-классов молодых психологов «Свежий ветер», авторскими мастерскими «В поисках ресурсов», круглыми столами и дискуссиями. Стихия Земли, напротив, настраивала на обращение к психологическим основам и традициям. Этому способствовали и утреннее выступление Марины Битяновой «Антропологический подход в образовании», и проблемные лекции и авторские размышления на тему: «Моя профессиональная философия», а также новая форма работы: тематические гостиные. Ведь часто практики, которые интересно и увлеченно работают, не могут теоретически осмыслить то, чем они занимаются. Ведущие гостиных — опытные специалисты — помогали им в этом, определяя возможности для дальнейшего роста и совершенствования.

«Огненный день» подарил участникам творческие ресурсы. В своем монологе «Психология творчества» Александр Савенков предостерег коллег от профессиональных рисков, которые могут возникнуть, если творчество превращается в психологический инструмент. Они, в частности, могут проявиться в чрезмерно экзальтированном отношении психолога к своей деятельности, подмене профессиональной работы собственным творческим самовыражением, в абсолютизации арт-терапевтических методов.

Возможности использования творческих методов работы в рамках профессиональной деятельности блестяще продемонстрировали на серии мастер-классов «Психология, искусство, творчество» Игорь Вачков, Наталья Сакович, Марина Панфилова, Людмила Мардер, Александр Савенков, Екатерина Бурмистрова. День, посвященный стихии Воды, принес участникам неспешное осознание происходящего и своего профессионального пути, заставил задуматься о будущем. Настрой, данный Александром Шадурой во время монолога «Лабиринты отражения: мы в профессии или профессия в нас», продолжился на мастер-классах «Акватория психологии» и завершился проектными семинарами и презентациями.

Участие в Неделе предполагает серьезную работу
Участие в Неделе
предполагает серьезную работу

Анализируя происходящее, хочется отметить, что все четыре Недели показали, что несмотря на всё свое профессиональное мастерство один психолог «в поле не воин». Ведь эффективное психологическое воздействие на ребенка невозможно без активного соучастия в нем всех, кто задействован в образовательном процессе. И дальнейшее развитие Недели невозможно без учета этого аспекта. Наверное, поэтому организаторы из «Точки ПСИ» решили взять тайм-аут для того, чтобы определиться с формой и содержанием следующих массовых методических мероприятий.

Не сомневаюсь, что дружная творческая команда «Точки ПСИ» уже занята поиском и детальной проработкой новых форм профессионального взаимодействия психологов. Причем не только друг с другом, но и, как показал опыт четырех прошедших Недель, с педагогами, воспитателями и руководителями образовательных учреждений.

А нам остается внимательно следить за развитием событий.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Фото автора

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Солярис», предлагающей широкий спектр климатического оборудования. Решить проблему пыльного и сухого воздуха в квартире можно приобретя современный увлажнитель воздуха. Воздухоочиститель поможет поддерживать оптимальную влажность воздуха в помещении, попутно удаляя из воздуха пыль, цветочную пыльцу, запахи, микроорганизмы, делая тем самым здоровее среду вашего обитания.