Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2008
Диагностика готовности ребенка к школе


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Диагностика готовности ребенка к школе

Т.Л. Павлова
М.: ТЦ Сфера, 2007
(Библиотека
практического
психолога)

По вопросам психологической готовности к школе издано достаточно большое число пособий. Однако не стоит забывать, что нет такого психолога образования, перед которым не стояла бы подобная задача. В силу этого практических изданий по вопросам готовности к школе вряд ли будет слишком много, и можно выразить твердую уверенность в том, что книга найдет своего читателя. Вышедшая в серии, специально предназначенной для практического психолога, она представляет собой добротное методическое пособие, свидетельствующее о понимании автором сущности обсуждаемой проблемы.

Основное внимание здесь уделено изложению методик, пригодных для коллективного и индивидуального обследования детей, поступающих в первый класс. Трудно не согласиться с автором, что надежность результатов, полученных при индивидуальном обследовании, как правило, выше по сравнению с аналогичными данными фронтальной диагностики. Однако выбор в пользу того или иного исследования психологической готовности детей в большинстве случаев определяется не столько профессиональными установками психолога, сколько его реальными возможностями. Причем при индивидуальной диагностике психолог выбирает те или иные методики в зависимости от конкретной ситуации, и таким образом он получает достаточно адекватное представление о будущем первокласснике. В ситуации же фронтальной работы психолог вынужден остановиться на некотором наборе методик, а в пособии хотя и содержится описание большого числа диагностических средств, но непонятно, на каких следует остановиться и почему. Также следует помнить, что 6–7-летние дети в состоянии продуктивно работать не более часа. Для опытного психолога отбор адекватных с точки зрения особенностей учебного заведения методик большого труда не составит. Однако это издание рассчитано скорее на новичков, для которых все практические задачи одинаково сложны. В силу сказанного совсем не лишним будет обращение к другим пособиям, в которых содержится указание на набор диагностических методик.

Статья опубликована при поддержке Московского психологического центра Влада Светоча. Помощь в избавлении от игровой, табачной и алкогольной зависимостей, лечение рака методами психотерапии, устранение заикания, снижение и удержание веса, психологическая коррекция психосоматических нарушений. Узнать подробную информацию о центре психологии, предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.cps06.ru/.

Книжка, о которой идет речь, может оказаться весьма полезной студентам-психологам, которые получают возможность с ее помощью попробовать на практике различные методики определения готовности к школе и понять, какие из них и в каких ситуациях пригодны

Она снабжена приложениями, на одном из которых хочется специально остановиться. В «Приложении 2» дается характеристика типов школьной зрелости. Автор приводит лаконичную и четкую характеристику особенностей психического развития детей, поступающих в школу. Эти сведения помогают психологу – особенно начинающему – составить, во-первых, обобщенный психологический портрет первоклассника и, во-вторых, выделить наиболее характерные варианты психического развития в этом возрасте.

Эта издание поможет при организации совместной работы психолога и учителя начальной школы, так как описанные методики могут быть использованы не только в ходе диагностики, но и при проведении коррекционной работы с первоклассниками.

Марина СТЕПАНОВА

TopList