Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2008
Деятельностная теория мышления


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Деятельностная теория мышления

В.В. Давыдов
М.: Научный мир, 2005

Еще лет 10–15 тому назад среди педагогической общественности была широко распространена точка зрения о перспективности и практической значимости теории развивающего обучения и, как следствие, желательности перехода от традиционного обучения к развивающему (хотя бы только в начальном звене). Учителя хотели учить по Давыдову–Эльконину, а родители искали ближайшую к дому школу, в которой работают такие педагоги.

Современные школы ориентированы преимущественно на традиционное обучение и обучение «по Занкову», а в защиту системы развивающего обучения выступают лишь непосредственные ученики Давыдова. Складывается впечатление, что на развивающее обучение существовала мода, которая прошла, и те, кто причислял себя к его сторонникам, следовал лишь моде, а не собственным профессиональным убеждениям. Подобное чисто конъюнктурное отношение, увы, не способствует не только распространению, но и простому выживанию системы развивающего обучения. В то же время отрадно, что пора огульной критики вроде бы миновала и настало время разобраться в теоретических основаниях этой новой образовательной технологии.

Книга Давыдова на первый взгляд для этого не очень подходит, так как, судя по названию, представляет собой труд по общей психологии. Действительно, в ней дано авторское изложение психологической теории мышления. Однако выводы, имеющие непосредственное отношение к практике образования, Давыдов формулировал не умозрительно, а на основании понимания им психического и механизмов его формирования. Можно сказать, что книга рассчитана на читателя, желающего получить ответ на вопрос: как и почему следует учить детей и что выступает целью развивающего обучения.

В книге две части. Первая посвящена изложению так называемой «неклассической психологии» и общепсихологической теории деятельности, которые выступают для Давыдова основанием понимания мышления как «поиска необходимых условий действия путем фактического или представляемого изменения ситуации». В этой части речь идет о типах мышления и особенностях теоретического и эмпирического обобщения, о соотношении обучения и умственного развития. Вторая часть, значительно уступающая первой по объему, содержит некоторые результаты экспериментального изучения развития мышления младших школьников.

Очевидно, что чтение данной книги — занятие не из легких. И дело тут не столько в том, что она изобилует научными терминами и цитатами, сколько в предмете обсуждения. Чтобы разобраться в понимании Давыдовым человеческого мышления, необходимо иметь представление и о деятельностном подходе в философии и психологии, и о соотношении таких понятий, как деятельность, психика, сознание. Можно, конечно, пойти по более простому пути и ограничиться чтением статей о развивающем обучении — таковых написано немало, но сам Давыдов личным примером показал, что только самостоятельное знакомство с первоисточниками способствует их пониманию. Способ, конечно, непростой, но единственно возможный для появления собственного мнения.

К сожалению, весьма вероятно, что книга Давыдова останется без внимания практических психологов. Однако не исключено, что потребность разобраться в системе развивающего обучения все-таки возникнет, и потому сейчас нелишне ограничиться хотя бы записью о выходе очередной работы Давыдова. На всякий случай, на будущее.

Марина СТЕПАНОВА

TopList