Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2008
Рамка для семейной фотографии


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 1 (17)


Елена БЕЛИНСКАЯ,
педагог-психолог ДОУ № 389,
г. Минск,
Республика Беларусь

Рамка для семейной фотографии

Использование гипса в работе с детьми
и их родителями в дошкольном учреждении

Продолжаем разговор о возможностях использования гипса в работе психолога. В предыдущей статье «Волшебные скульптуры» («Школьный психолог», № 11, 2007) я подробно остановилась на работе с педагогическим коллективом, сегодня же хочется поговорить о том, как можно использовать гипс в работе с детьми и родителями.

Техника безопасности

Данный материал имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других. Гипс прекрасно справляется с задачей «увековечивания» работы, созданной ребенком или взрослым на занятии. Твердая и хорошо впитывающая краску поверхность предоставляет замечательную возможность раскрашивания готового изделия, чего нельзя сделать, например, при работе с пластилином. Использовать гипс в работе с детьми дошкольного возраста можно начиная с трех-четырех лет. Однако надо учитывать специфические особенности материала и соблюдать некоторые меры безопасности.

Следует использовать только готовые гипсовые формы, залитые и высушенные заранее. Это обусловлено тем, что при соединении гипса с водой появляются испарения, которые могут вызвать аллергическую реакцию у ребенка. В высохшем состоянии опасность исчезает.

Для создания заготовок можно использовать уже готовые формы, которые продаются в наборе с необходимым количеством материала, или создать нечто свое, единственное в своем роде. Все зависит от задачи, которую мы хотим решить в процессе работы. Как правило, многие творческие начинания погибают «на корню» из-за недостаточных финансовых возможностей, однако при желании из любой ситуации можно найти выход, о чем, наверное, каждый психолог, работающий в системе образования, знает не понаслышке. Поэтому, для того чтобы уменьшить затраты при работе с гипсом, можно воспользоваться не медицинским, а строительным составом. Такой гипс стоит очень недорого, и двух килограммов хватает, например, на 14–15 рамок. Ниже приводятся примерные возможности использования гипса в соответствии с возрастом.

В малых формах

Во второй младшей группе дети только знакомятся с приемами рисования кисточкой, учатся аккуратно работать с изобразительными средствами. Поэтому для них гипс выполняет функцию одного из дополнительных методов развития мелкой моторики руки, внимания, знакомства с различными видами и свойствами красок (гуашь, акварель), начального знакомства с гипсом.

Для создания гипсовых заготовок можно взять небольшие формы (например, магниты или подсвечники), но для этого очень хорошо также подходят формы, в которых продаются конфеты в коробках. Однажды я, например, использовала форму в виде бабочки, в которой продавался зефир. Я очень быстро заготовила необходимое количество таких «бабочек», после чего дети с огромным удовольствием заселили разноцветными бабочками сказочную поляну. Поляна действительно получилась замечательная – несмотря на одинаковые заготовки, ни одна бабочка не повторилась, каждая работа несла в себе свое очарование. Впоследствии на одном из занятий, проводимых вместе с родителями, бабочки прилетели к мамам в виде маленького и очень приятного подарка.

В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) к задачам, названным выше, добавляются такие, как гармонизация внутреннего состояния, развитие творческих способностей.

На начальном этапе знакомства с материалом можно также использовать различные малые формы. Затем, на втором этапе, изготавливаются более крупные изделия, например барельефы. Они требуют большей усидчивости, внимания и хотя могут показаться на первый взгляд довольно сложными, тем не менее дети прекрасно справляются с поставленной задачей и делают это с огромным удовольствием. И такие работы очень хороши как подарок, например, к 8 Марта.

В моей практике был случай, когда один мальчик никак не хотел идти на контакт. Если требовалось активное включение в процесс игры или выполнение какого-либо задания, он всегда уходил в сторону и отказывался взаимодействовать как со мной, так и с детьми. Но в процесс раскрашивания барельефа мальчик включился практически сразу, с удовольствием работал, показывал готовую работу другим детям, после чего постепенно стал участвовать и в других играх и упражнениях.

Единственная и неповторимая

В старшем дошкольном возрасте возможности работы с гипсом значительно расширяются. Дети уже достаточно хорошо владеют кисточкой и красками, поэтому основными задачами в этом возрасте являются развитие произвольности, креативности, адекватной самооценки, снятие внутреннего напряжения, оптимизация взаимоотношений родителей и детей.

Для работы используются уже такие «серьезные» заготовки, как рамки. В течение двух занятий дети раскрашивают рамки, затем проводится детско-родительское занятие, на которое дети приносят свои семейные фотографии. Дети работают в паре с родителем, выбирают одну из фотографий, рассказывают небольшую семейную историю. На завершающем этапе выбранная фотография вставляется в готовую рамку – таким образом закрепляется полученный позитивный опыт семейного общения.

Конечно, такую работу сложно провести с большим количеством детей, например со всей группой, но если у малышей есть несколько схожих проблемных ситуаций, такой вариант работы вполне приемлем. В этом году я проводила занятия по раскрашиванию рамок со всеми детьми старших групп. Поэтому завершение работы выглядело несколько иначе. Последнее занятие проводилось только с детьми, без родителей. Дети принесли на это занятие свои собственные фотографии. Готовые фоторамки с вставленными фотографиями остались в кабинете психолога и затем в торжественной обстановке были вручены детям на выпускном утреннике на память о детском садике.

При организации взаимодействия детско-родительской пары во время работы с семейными фотографиями можно создать свою единственную и неповторимую рамку для какой-либо конкретной фотографии. Сначала из семейного альбома выбирается фотография, ребенок (самостоятельно или вместе с родителем) рассказывает ее историю, затем из пластилина лепит для этой фотографии рамку. Готовая пластилиновая рамка покрывается сверху слоем герметика, продающегося в строительных магазинах. На следующей встрече пластилиновая основа извлекается из застывшего герметика, а получившаяся форма заливается гипсом.

Такой вид работы можно проводить в ситуациях, когда по той или иной причине нарушены или находятся в стадии формирования детско-родительские взаимоотношения (например, неблагополучная семья, приемная семья). Конечно, в таких ситуациях следует проводить определенную подготовительную работу, завершающим этапом которой может послужить совместное создание семейной фоторамки.

TopList