Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2008
Кто понесет портфель?


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Кто понесет портфель?

Сценарий родительского собрания в 5-м классе

Собрание проводится в нашей школе в конце первой четверти в течение уже 6 лет.

Тема: «Роль родителей в выполнении домашних заданий учащимися 5-го класса».

Состав творческой группы: Т.В.Мамаева — директор школы, кандидат педагогических наук, Г.В.Кислицына — заместитель директора по социально-психологическим вопросам, педагог-психолог, Е.Г.Любутова — заместитель директора по учебной работе, О.В.Белянина — заместитель директора по воспитательной работе.

Цель: определить степень ответственности детей и родителей за выполнение домашнего задания.

Задачи:

обсудить ответственность учащихся, учителя и родителей при выполнении домашних заданий;

— показать две крайние позиции родителей по отношению к участию в выполнении домашнего задания детей (гипервключенность, выключенность);

— составить последовательность действий ученика при выполнении домашнего задания: мотивация (настрой на выполнение домашнего задания), постановка цели, планирование, промежуточный и окончательный контроль, самооценка.

Статья опубликована при поддержке наркологического центра "Crystal". Анонимная клиника занимается лечением и реабилитацией алкогольной и наркотической зависимостей пациентов. Лечение авторской методикой, опробованной во многих центрах мира - комплексный психо-социальный подход, преодоление физической и психологической зависимостей. Высококвалифицированные специалисты, групповые методы работы, коррекция личности, арт-терапия и трудотерапия, спортивные и культурно-массовые мероприятия. Вся подробная информация и контакты по ссылке: http://xczm.org/odessa/.

Участники: родители, учащиеся, классный руководитель, некоторые учителя-предметники, директор школы, заместитель директора по социально-психологическим вопросам, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, психолог средней школы и педагоги, играющие роли родителей с разными моделями поведения (гиперактивность, гипоактивность, адекватное поведение).

Оформление: на школьной доске заранее размещены нарисованные фигурки ученика и родителя, между ними — портфель, символизирующий домашние задания детей, и надпись «Кто понесет?», внизу — фигурка учителя. В ходе собрания на доску вывешиваются остальные карточки. У каждого участника собрания есть комплект карточек: белый квадрат, выражающий согласие, черный — несогласие, карточка с нарисованным фонариком — такой опыт в семье есть.

Памятка по подготовке и проведению классного собрания

1. Собрание проводится за одну-две недели до окончания первой четверти. В течение первой четверти в 5-м классе работает послеурочный клуб: консультации учителей-предметников, выполнение домашних заданий в школе, КТД (коллективная творческая деятельность).

2. За неделю до собрания психолог проводит анкетирование: «Участие родителей в учебной деятельности детей». (См. приложение к собранию.) Данные анкетирования используются на собрании.

3. Классный руководитель заранее (не менее чем за 7 дней) предупреждает родителей и учащихся о дате собрания. С родителями он согласовывает вопросы питания детей, так как собрание проходит с 18 до 20 часов.

4. За подготовку материалов для оформления, расстановку учебных столов и стульев отвечают психолог и классный руководитель. Столы ставятся в круг, их должно быть на одну треть меньше, чем стульев.

5. Большой конверт с нарисованными фигурками ученика, учителя и родителя, нарисованный портфель, символизирующий домашние задания, и серия отдельных карточек со словами (выполняет, записывает, планирует, делает, проверяет, оценивает, помогает, создает условия, консультирует, консультируется, поощряет, применяет санкции или наказывает, задает, регулирует, проверяет, оценивает) находятся в кабинете психолога.

6. До собрания (не позднее чем за 3 дня) классный руководитель приглашает трех педагогов для исполнения роли родителей, проводит с ними репетицию. Текст роли заучивается практически наизусть.

7. Серия карточек (перечислены выше) лежит на учительском столе.

8. Комплекты карточек для обратной связи (небольшого размера белые и черные квадраты и карточка с нарисованным фонариком) раздаются каждому участнику до начала работы.

9. Форма проведения классного собрания — дискуссия с элементами ток-шоу.

10. По окончании работы каждой семье вручается фотография заполненной на доске схемы.

ХОД СОБРАНИЯ

Участники садятся в круг.

Ведущий. Еще раз хочу поздравить вас, уважаемые родители, и вас, ребята, с переходом в старшую школу. Позади учебная четверть, занятия в послеурочном клубе. Чем, на ваш взгляд, отличается учеба в средней школе от учебы в начальной? (Предполагаемые ответы детей и их родителей: больше предметов, больше учителей, труднее домашние задания и пр.) Соглашусь со всеми вашими высказываниями. И все же, на мой взгляд, одно из главных отличий — это домашние задания. Поэтому сегодня на нашей встрече пойдет разговор именно о них, о домашних заданиях. (Ведущий показывает на доску с оформлением.) Представьте, что это не обычный школьный портфель, в котором учебники, тетради, школьные принадлежности, а символический — портфель домашних заданий.

На вопрос «Кто его понесет?» есть разные ответы: одни родители считают, что домашние задания выполняет только ученик, другие — что большая часть нагрузки и ответственности должна лежать на родителях. Третий вариант — домашнее задание выполняет ученик, а помогает родитель. Уважаемые родители и ребята, определите, какая из этих трех точек зрения вам ближе. Делать это нужно будет поочередно, после каждой ситуации необходимо поднять карточку: белую, выражающую согласие, черную — несогласие, фонарик — такой опыт в семье есть.

Ведущий получает обратную связь от участников собрания. Ассистенты (педагог-организатор и педагог-психолог) подсчитывают голоса и озвучивают полученные результаты.

Представьте, пожалуйста, что мы оказались в телестудии, где идут съемки программы «Кто понесет портфель?» В студию приглашены родители: Наталья Петровна, которая считает, что ученик 5-го класса не сможет выполнить домашнее задание самостоятельно. Противоположную точку зрения представит Тамара Леонидовна. Позиция Ирины Сергеевны: учится ученик, а родители оказывают эмоциональную поддержку, а если нужно, то и действенную помощь.

Ведущий обращается к учителям, играющим роли Натальи Петровны, Тамары Леонидовны и Ирины Сергеевны:

На обоснование вашей точки зрения вам дается 5–7 минут. Пожалуйста, Тамара Леонидовна, кто же несет ответственность за выполнение домашних заданий, на ваш взгляд?

Т.Л. Конечно же, ребенок! Задумаемся, кто учится? Ответ очевиден — ребенок. Родители уже отучились, у них школа позади. Теперь пришло время учиться нашим детям. Когда мы учились, нам никто не помогал. И мы все выучились, получили образование, стали приличными людьми. Когда ребенок учится сам, он приучается к самостоятельности, ответственности, а если все за него делать, то он совсем перестанет работать над собой. А что будет, когда ученик поступит в вуз? Да он не сможет самостоятельно учиться! Давайте дадим нашим детям возможность самим совершать ошибки и самим добиваться успехов. Кроме того, посмотрите, в какое сложное время мы живем... На кого мы можем рассчитывать в этой жизни? Только на себя. И ребенка надо приучать к этому.

Ну а если взглянуть на ситуацию с другой стороны: родители помогут выполнить домашнее задание. и куда пойдет ребенок? На улицу. А вы, конечно, знаете, что сейчас на улице творится! Нет, пусть дома сидит, английский язык учит и литературу читает.

Роль родителей, по моему мнению, — и я думаю, что многие родители и дети со мной согласятся, — заключается в том, чтобы похвалить ребенка, если вдруг без троек четверть закончит. Или же отругать, если слишком много двоек нахватал: «Недоработал, сиди дома и учи уроки!»

Ведущий. Спасибо, Тамара Леонидовна. В вашем выступлении очень эмоционально прозвучала фраза: «Учится ребенок, у родителей школа позади, поэтому родители не должны участвовать в выполнении домашних заданий».

Уважаемые участники программы «Кто понесет портфель?», выскажите, пожалуйста, ваше отношение к услышанному.

(Высказывания детей, родителей, комментарий ведущего.)

А теперь послушаем другую точку зрения. Пожалуйста, Наталья Петровна.

Н.П. Кто понесет?.. Вроде бы ребенок, но как велик этот портфель… Ребенку в его возрасте, с его физиологическими параметрами, не под силу нести такую тяжелую ношу. Посмотрите, какую тяжесть тащит ребенок в школу и из школы — и интеллектуальную, и моральную, и физическую.

И потом, это наш родительский долг — помочь ребенку на его жизненном пути. Если мы произвели ребенка на свет, то должны дать ему путевку в жизнь! Ребенок перегружен, он устает. Я помогаю ему — сама ищу дополнительную информацию в энциклопедиях, хожу в библиотеку, сижу ночами в Интернете.

А иногда задают настолько сложные задания, что ребенок не в состоянии справиться с ними один. Наш родительский долг — помочь ему. Мы звоним на работу папе, дедушке — он преподает в университете. Мы поднимаем всю семью! И тогда ребенку остается только чисто, без помарок переписать решение в тетрадь и получить хорошую оценку.

А для того чтобы правильно помочь ребенку выполнить домашнее задание, мы постоянно ходим на консультацию к педагогам. При такой тесной ежедневной связи со школой у нас есть возможность контролировать каждый шаг ребенка. И результаты не заставляют себя ждать!

Ведущий. Уважаемые участники, вы выслушали противоположную точку зрения. Наталья Петровна, я услышала, что, когда у ребенка возникают трудности в выполнении домашнего задания, вы мобилизуете всю семью, подключаете родственников, знакомых. (К залу.) Выскажите, пожалуйста, ваше отношение к услышанному.

(Высказывания детей, родителей, комментарий ведущего.)

Есть еще один вариант участия родителей в выполнении домашнего задания сына или дочери. Послушаем Ирину Сергеевну.

И.С. Вы знаете, мудрые люди говорят, что истина всегда посередине. Я соглашусь с Тамарой Леонидовной, что если мы будем за детей все делать, то как они научатся отвечать за себя, за свою жизнь? Но, когда учились мы, информационная нагрузка была не такая, как сейчас. Одно только появление мировой паутины, которая называется Интернет, чего стоит!..

Отчасти принимаю и вашу позицию, Наталья Петровна. Действительно, без нашей помощи выполнить домашнее задание ученику бывает очень трудно. Что я делаю как мама пятиклассника? Я учу его поиску нужной информации в Интернете. Кроме этого, мы вместе с ним ходим в библиотеку, где я показываю, как надо работать с каталогами, со справочной литературой, энциклопедиями. В каком случае я вижу необходимость реального включения в выполнение домашнего задания? Когда ученик пропускает уроки по болезни. В этом случае я консультируюсь с учителями и объясняю материал своему ребенку.

Для меня выполнение домашнего задания — своеобразный тандем ученика и родителя.

Ведущий. Я предлагаю обсудить третью позицию. В выступлении Ирины Сергеевны мы видим взаимодействие мамы с ребенком, который может обратиться к близким за помощью и в объяснении, и в поиске нового материала.

(Высказывания участников, комментарий ведущего.)

Выслушав все три позиции, проанализировав вашу обратную связь, можно сделать такой вывод: ответственность за выполнение домашнего задания лежит на ученике. Ученик выполняет домашнее задание. (На доске рядом с фигуркой ученика появляется флажок с вертикальной надписью «выполняет».) Прежде всего ученик записывает его — это обязанность ученика. На мой взгляд, родителям необходимо встревожиться, если сын или дочь регулярно звонят одноклассникам по поводу того, какое домашнее задание нужно выполнить.

Каковы дальнейшие действия ученика? (Ответы. Обобщение ведущего.) На самом деле важно, придя домой, перед началом выполнения домашнего задания поставить цель. Цели могут быть дальние: «Я хочу успешно окончить школу и поступить в вуз» и ближние: «Я хочу качественно выполнить домашнее задание». Следующий шаг ученика при выполнении домашнего задания — планирование, что позволяет сэкономить время. Ученицу 11-го класса спросили одноклассники: «Как ты все успеваешь делать?» Она ответила: «Меня еще в детстве научили ценить время». Ученикам, которым трудно включиться в работу, лучше начинать выполнение домашних заданий с более легкого, а затем перейти к более трудным. Если же включаемость в работу хорошая, лучше начать с более трудных заданий.

Поставлена цель, составлен план, осталось качественно выполнить задания. Но… лампочка в настольной лампе 40 Вт, стол низкий, стул неудобный, жесткий. И тогда…

Чья это ответственность? Кто создает условия для качественного выполнения домашнего задания? Ученик или родители? (Высказывания зала.)

Действительно, условия создают родители. Пожалуйста, уважаемые родители, поделитесь своим опытом. (Высказывания. Комментарий ведущего. Информация о результатах анкетирования.)

А ученику важно проверить качество работы и все ли домашние задания выполнены, а затем — оценить свое старание.

Итак, мы видим, что у ученика весь флажок заполнился, а у родителей только «создает условия». Это на самом деле так? Кто согласен с этим? (Высказывания.) Дети нуждаются в консультациях родителей, в объяснениях. Почему? (Примерные ответы родителей: научный язык учебников, огромный объем информации.)

Что могут сделать родители? (Примерные ответы родителей: объяснить, где можно найти информацию. Научить работать со справочной литературой: словарями, энциклопедиями, Интернетом. Научить систематизировать материал. Во время последнего собрания ученица 5-го класса предложила к флажку родителей «помогает» добавить пункт «не отвлекает понапрасну».)

И естественно — детям нужны эмоциональная поддержка, поощрение и применение санкций. (Обсуждение. Обобщения ведущего.)

К домашним заданиям непосредственное отношение имеет учитель. Он их задает, регулирует, проверяет, оценивает, консультирует учеников и родителей. Домашние задания выполняет ученик, а родители только помогают. Кто согласен с этим выводом? (Использование карточек.)

Всем спасибо за работу! Каждой семье мы хотим подарить фотографию схемы, которую мы вместе с вами составили на доске.

Галина КИСЛИЦЫНА,
педагог-психолог,
заместитель директора
по социально-психологическим вопросам
СОШ № 5 «Обыкновенное чудо»,
г. Йошкар-Ола,
Республика Марий Эл

TopList