Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2008
«Учитель-экспериментатор — это…»


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

«Учитель-экспериментатор — это…»

Психологическое занятие
с элементами тренинга для учителей

Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента.

Задачи:

создание благоприятных условий для работы группы;

— углубление процесса самопознания.

Участники: 12–15 педагогов, два психолога.

Оборудование: школьный колокольчик, магнитофон, аудиокассета с записью шума моря, маркеры, раздаточный материал для групп, буклеты с рекомендациями по снятию стрессового напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Приветствие.
Упражнение «Приветствие по кругу»

Ведущий (предлагает закрыть глаза). Сейчас я дотронусь до того, кто сидит слева от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.

Выбор имени

Ведущий предлагает участникам подойти к столу, написать свое имя и закрепить его у себя на одежде. Участники подходят к столу и пишут свои имена.

Знакомство

Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение.

Предложения на карточках

Я доверяю людям, которые…

Самая большая радость для меня — это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что…

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…

Думаю, что самое важное для меня…

Мне особенно приятно…

Человек, которому я могу доверять…

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда…

Человек считается успешным, если…

Ознакомление с темой тренинга, его целью

Ведущий. Тема нашего занятия: «Учитель-экспериментатор — это…». Цель занятия: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента. Для работы в группе нам необходимо принять правила.

Правила группы

1. Общение по принципу «здесь и теперь». Следует говорить о том, что волнует участников именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе.

2. Все активны.

3. Взаимная вежливость.

4. Безоценочность суждений.

5. Искренность.

6. Доверительный стиль общения.

Игра «Атомы»

Ведущий. Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Атомы». Представим себе, что все мы — атомы. Атомы все время хаотично движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. И тогда атомы должны объединиться в молекулы.

Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга руками).

II. Основная часть

Участники занимают места за столами.

Задание «Каким должен быть
учитель-экспериментатор?»

Ведущий. Вам предлагаются варианты качеств, которыми должен обладать учитель-экспериментатор. Выберите три наиболее важных для вашей группы качества и расположите их по степени значимости. На обсуждение вам отводится три минуты, сигналом к окончанию обсуждения будет звонок школьного колокольчика.

Варианты качеств

Коммуникабельность, готовность к диалогу, гуманность, самоконтроль поведения, оптимизм, уверенность в себе, эмпатийность, толерантность, стремление к самосовершенствованию, искренность, эрудиция, креативность.

По окончании обсуждения представители команд выходят к доске и вывешивают качества, аргументируя свою точку зрения.

Решение проблем

Участникам предлагаются три варианта проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе эксперимента. На решение проблемы отводится три минуты, после этого — обсуждение.

Возможные варианты проблемных ситуаций

1. Во время проведения эксперимента возникают различные проблемы. Одна из таких проблем на начальном этапе эксперимента — овладение навыками работы на персональном компьютере. Представьте себе, что вам более 35 лет и у вас возникли затруднения в освоении компьютерной грамотности. Ваши действия в сложившейся ситуации?

2. В условиях современной школы учитель испытывает большие психологические нагрузки. По данным социологических исследований, профессия учителя в ряду стрессогенных находится на 5-м месте после профессий журналиста, сотрудника МЧС, космонавта, врача-хирурга. Как сберечь здоровье учителя в сложных условиях?

3. Ученики проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах или в довольно маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку. Что может сделать учитель, чтобы снизить утомляемость учеников?

Обсуждение.

Советы по снятию
эмоционального напряжения

Ведущий. Современный учитель обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только учителя, но и учеников. Существуют разные способы снятия стресса.

Участникам предлагается в течение пяти минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций.

Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю»

Данная медитативная техника направлена на расслабление и снятие напряжения; выполняется под музыку.

Ведущий. Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом.

Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться — бегать, прыгать, брызгаться, смеяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и делать все, что хочется.

Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это ваше место, и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту — какой-нибудь жест — и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации можете получить поддержку. Не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате.

Игра «Как вы проводите свободное время?»

Участникам предлагаются варианты заданий. Задача: показать при помощи жестов и мимики (невербально) ту ситуацию, которая представлена на карточке. Задача других участников — угадать ситуацию.

Варианты заданий: 1) путевка на море; 2) посещение парикмахерской; 3) вечер в ресторане.

Упражнение «Дружественная ладошка»

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий. Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

По окончании работы участники забирают себе на память дружественные ладошки с пожеланиями.

III. Завершение

Рефлексия

Участники заполняют анкету:

1. Больше всего мне понравилось (не понравилось)…

2. Самым полезным для меня было…

3. Во время занятия я понял(а)…

4. Актуальным на занятии для меня было…

Подведение итогов

Ведущий. По окончании нашего занятия мы можем утверждать, что учитель-экспериментатор — это… (далее приводятся выводы, к которым пришли группы во время занятия):

— личность с развитыми качествами (перечислить качества);

— учитель-экспериментатор способен решить возникающие на его пути проблемы, учитывая не только свои интересы, но интересы школьника;

— это человек, владеющий навыками саморегуляции: может продуктивно работать и находить время для отдыха...

Н.БАБАЯНЦ,
педагог-психолог
Возжаевской МСОШ № 1
Г. САВЕЛЬЕВА,
педагог-психолог
Возжаевской МСОШ № 2,
Амурская область

ЛИТЕРАТУРА

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. — СПб.: Питер, 2006. (Серия «Практикум по психологии»).

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2006. (Серия «Эффективный тренинг»).

TopList