Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2008
Диагностика мышления младшего школьника


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Диагностика мышления младшего школьника

Т.Л. Павлова
М.: ТЦ Сфера, 2006
(Библиотека
практического
психолога)

Один из наиболее типичных поводов обращения к школьному психологу — просьба определить уровень умственного развития детей с целью прогнозирования дальнейшего хода их психического развития и школьной успешности. Эта профессиональная задача вроде бы и не столь трудна, однако в каждом конкретном случае приходится тщательно подбирать методики и проявлять осторожность при интерпретации полученных результатов. Причем выбор методики зависит не только от возраста ребенка и тех проблем, с которыми он сталкивается в ходе обучения, но и от теоретической позиции психолога.

В данном пособии автор предприняла попытку диагностики теоретического и эмпирического мышления с опорой на теорию развивающего обучения Давыдова. В силу этого оно может быть рекомендовано прежде всего тем психологам, которые сопровождают детей, обучающихся по системе Эльконина–Давыдова.

Это небольшое методическое издание носит практический характер: основное внимание автор уделяет подробному описанию методик, а их теоретическому обоснованию отводится очень мало места. Как-то само собой разумеется, что все психологи хорошо знают, чем отличается развивающее обучение от традиционного и какие существуют его варианты.

Весьма вероятно, что подобное объединение методик под одной обложкой будет воспринято практикующими психологами весьма позитивно — как еще одна возможность решения диагностических задач. Однако их большая теоретическая привязанность способствовала бы не только лучшему пониманию концепции развивающего обучения, но и осознанию внутренней связи между педагогической теорией и образовательной практикой вообще. Именно в практических пособиях, в отличие от научных монографий, может быть показана эта внутренняя связь между теорией и практикой — жаль, что автор не воспользовалась этой возможностью.

Издание включает в себя три части. Первая посвящена диагностике теоретического анализа: задания подобраны таким образом, что по итогам их выполнения, по мнению автора, можно сделать вывод о наличии у ребенка теоретического или эмпирического анализа. Действительно, умение выявить общий принцип решения говорит в пользу наличия теоретического подхода к конкретной задаче, а вывод о сформированности теоретического анализа видится преждевременным.

Во второй части речь идет о диагностике рефлексии, которая может быть содержательной или формальной. В данном случае также следует добавить, что в младшем школьном возрасте только начинается процесс формирования рефлексии, и ее наличие выступает показателем высокого умственного развития ребенка.

Наконец, в третьей части описана диагностика сформированности внутреннего плана действия. Автор предлагает задания, направленные на определение уровня его сформированности — результаты выполнения задания говорят о развитии у ребенка действия планирования.

В заключение можно добавить, что все изложенные в книге методики могут использоваться при работе с пятиклассниками, например, при диагностике их психологической готовности к обучению в средней школе.

Марина СТЕПАНОВА

TopList