Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
Рассказы для Артемки


ГИЛЬДИЯ

Акция «ПОДЕЛИСЬ УСПЕХОМ!»

Рассказы для Артемки

Почти в каждой группе детского сада и в каждом школьном классе встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности и воспитателям, и учителям, и родителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Наверное, вы узнали гиперактивного ребенка? Эти дети с большим трудом поддаются коррекции. Психологи нашего Центра постоянно ищут наиболее рациональные пути коррекционного воздействия на данных детей.

Пришел к нам однажды мальчик Артемка, он не хотел заниматься вместе с другими детьми, не умел сдерживать свои эмоции, сосредоточивать внимание на какой-либо деятельности, даже интересных упражнениях, играх. Не обращая внимания на психолога, занимался своими делами. Упражнения на развитие внимания были ему совершенно недоступны, постоянные нарушения поведения, неподчинение требованиям мешали усвоить учебный материал. В поисках рациональных методов коррекционного воздействия психологи пришли к выводу, что у Артема не сформирован поведенческий потенциал, он не обладает определенным набором поведенческих реакций. Поэтому, наряду с играми и упражнениями, формирующими внимание, мы решили использовать психотерапевтические рассказы.

Картинки для рассказов брали из школьной жизни Артемки. Мальчик свободно играл, двигался в специально оборудованном мягком зале, а психолог в это время рассказывал ему эпизод про Николку, мальчика-первоклассника. Была составлена серия таких рассказов. Реакция Артема оказалась удивительной: он внимательно вслушивался и с удовольствием осмысливал ситуацию. Приведу один из таких рассказов.

«Николка собрался утром рано и с радостью побежал в школу. Учительница встретила его приветливо:

— Здравствуй, Николка, как хорошо, что ты пришел пораньше, сейчас мы с тобой будем встречать ребят.

Но домой после школы Николка пришел немного расстроенный.

— Что случилось? — спросила мама.

— Меня учительница хвалила сегодня, потому что я не бегал на перемене, не разговаривал на уроке, — сказал Николка.

— Почему же ты так расстроился? — спросила мама.

— Когда учительница задала нам задание написать буквы и слова, я сразу начал писать и написал быстрее всех, — сказал Николка.

— Разве это плохо? — спросила мама.

— Да, я тоже думал, что хорошо, но поторопился и плохо написал, мне самому не понравилось, — сказал Николка.

— Наверное, ты не выслушал учительницу до конца, не понял, как надо правильно написать слова, поэтому и не получилось хорошо.

— Да, я догадался, что плохо послушал, не понял, как писать, и поэтому получилось хуже, чем я хотел.

— Ну ничего, делу можно помочь.

— А как? — спросил Николка.

— Давай вместе подумаем, — сказала мама.

— Надо спокойно послушать учительницу, ведь она сказала, как писать, — стал размышлять Николка.

— Вспомни, мы с тобой в прошлый раз говорили, что, прежде чем сделать, надо подумать, послушать учительницу и тогда все получится. Давай с тобой попробуем, поучимся слушать и не торопиться. Я буду учительница, а ты ученик, — сказала мама.

— Давай, — согласился Николка.

— Слушай меня внимательно. Надо написать строчку цифры 8. Послушай, как писать. Отступи 1 клетку слева и пиши каждую цифру 8 через 2 клетки, верхняя часть 8 меньше нижней.

— Я понял, я хорошо послушал и начну писать, когда мне разрешат. Повторю про себя, как надо писать. Вот теперь можно начинать. Я пишу.

— Молодец, ты все послушал, не торопился и написал хорошо. Похвали себя.

— Я — молодец, не торопился и все написал правильно и красиво,— сказал Николка.

— Ты умница, — сказала мама».

Целая серия таких рассказов помогла Артемке увидеть себя со стороны и научиться управлять своим поведением, понять, что его успех в учении зависит во многом от него самого.

Заключительный рассказ хорошо помогает осознать себя «победителем».

«Николка пришел из школы гордый и веселый.

— Мама, я сегодня сам себя победил.

— Я рада за тебя, — сказала мама. — Как это получилось?

— На уроке было интересно, и я хорошо выполнил задание, учительница меня похвалила.

— Ты у меня молодец! Я знаю, что у тебя все получится, если захочешь.

— Мне захотелось на уроке поговорить, я повернулся к Саше, а потом вспомнил, что себя можно успокоить.

— Как же ты себя успокоил?

— Я сказал себе: «Слушай и не поворачивайся». Я подумал, что учительница рассказывает что-то интересное, и сказал себе, что это надо услышать обязательно, чтобы получить хорошую отметку.

— Помог ли ты сам себе? Успокоили ли тебя твои слова?

— Да, я себе помог. Я — молодец? Да? У меня получилось? Я могу себя похвалить? — спросил Николка.

— Да, — сказала мама, — ты можешь себя похвалить, можешь гордиться собой, ты себя сдержал. Ты — умница. Скажи себе, что ты умница, покажи, как ты доволен собой. Молодец, — сказала мама.

Николка поднял большой палец, похлопал себя по груди и гордо сказал:

— Я — молодец! Я умею себя остановить!»

А ты, Артемка?

Т. КОЗЛОВА,
педагог-психолог ЦППРК,
с. Кочубеевское, Ставропольский край

TopList