Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
Как юридически защитить психолога?


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

 

Как юридически защитить психолога?

В условиях коренных изменений в системе образования психологи, работающие в образовательных учреждениях, испытывают вполне понятную тревогу за свое будущее. Особое беспокойство вызывает переход на нормативное подушевое финансирование, при введении которого специалисты ряда регионов вообще могут оказаться «за бортом» образовательной системы.

Поэтому сейчас, как никогда раньше, дело «спасения утопающих» находится в их собственных руках. Многие субъекты РФ всерьез задумались над тем, как в новых условиях сохранить в школах не только педагогов-психологов, но и других специалистов, необходимых для поддержки детей в процессе обучения.

Одними из первых конкретные шаги в этом направлении предприняли руководители психологической службы Самарской области. Они разработали и утвердили постановлением губернатора — председателя правительства Самарской области В.В. Артякова два важных документа: «Постановление о психологическом обеспечении образовательного процесса в системе министерства образования и науки Самарской области» и «Методику расчета норматива бюджетного финансирования находящихся в ведении Самарской области государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей».

Но главное — они предложили и начали внедрять в жизнь необычную схему организации работы психологической службы, при которой все работающие в ней специалисты оказались юридически защищенными. Об этом мы попросили рассказать директора Самарского регионального социально-психологического центра, кандидата психологических наук Татьяну КЛЮЕВУ.

Татьяна Николаевна, специалисты вашего центра предприняли конкретные шаги для защиты психологов системы образования. При этом вы опирались на существующее российское законодательство. Как удалось это сделать?

При разработке новой модели региональной психологической службы мы руководствовались Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, Концепцией модернизации образования.

Они на сегодняшний момент являются правовой и организационно-управленческой основой, определяющей структуру и порядок управления психологической службой в системе образования.

В соответствии с существующим законодательством любой гражданин Российской Федерации должен быть обеспечен бесплатным образованием в рамках образовательного стандарта, куда входит обучение по базисным учебным планам.

Но, к сожалению, в эти базисные учебные планы не входит предмет «Психология», а в «Примерное типовое штатное расписание в общеобразовательном учебном заведении» не включены ни педагоги-психологи, ни социальные педагоги, ни логопеды, ни дефектологи, ни воспитатели групп продленного дня. Поэтому получается, что при введении нормативного финансирования на уровне субъекта Федерации эти категории педагогов финансированием не охватываются.

С другой стороны, все субъекты Федерации в соответствии с существующим законодательством должны обеспечивать реализацию психопрофилактических программ, заниматься трудными детьми, обеспечивать предпрофильную и профильную подготовку в рамках образовательного учреждения, осуществлять интегрированное обучение. Никто не отменял и индивидуальный подход к ребенку.

В законе «Об образовании» указывается важность соответствия программ возможностям ребенка. А это значит, что любое общеобразовательное учреждение призвано обеспечить психологическое и социально-педагогическое сопровождение учащихся и воспитанников.

Как это осуществить?

Мы в Самарской области на уровне губернской думы и на уровне правительства приняли решение о том, что психолого-педагогическое сопровождение общеобразовательного процесса в школах, прежде всего в крупных городах Тольятти и Самаре, а в дальнейшем и во всех школах, осуществляться будет.

В законе «Об образовании» есть статья 29 (пункт 6), которая определяет ответственность субъектов Федерации за бесплатное обучение детей по общеобразовательным программам во всех образовательных учреждениях. В их состав входят учреждения дополнительного образования, которые у нас называются ППМС-центрами. Они становятся государственными образовательными учреждениями, переходя под юрисдикцию субъектов РФ.

Поэтому все педагоги-психологи и социальные педагоги, работающие в школах, переходят в штат нашего регионального социально-психологического центра, который и будет осуществлять психолого-педагогическое сопровождение.

Для реализации этого было принято постановление о внесении изменений в бюджет, да и сам бюджет на 2008 год составлен с учетом этих изменений.

Финансирование нашего центра проходит теперь с учетом психолого-педагогического сопровождения всех школ Самары и Тольятти. Для того чтобы это закрепить законодательно, было принято постановление о психологическом обеспечении образовательного процесса в системе министерства образования и науки Самарской области.

На основании этого положения и строится наша работа.

Правильно ли я поняла, что все психологи области должны быть причислены к психологическим центрам?

Это не совсем так. Региональный социально-психологический центр будет осуществлять психолого-педагогическое сопровождение в школах Самарской области. Под этим понимается, прежде всего, первичная психологическая помощь субъектам образования. А специализированную психологическую помощь и обучение по общеобразовательным и дополнительным программам тех детей, которые нуждаются в этом, должны будут осуществлять ППМС-центры. И поэтому психологи будут работать как в нашем центре, так и в ППМС-центрах.

Все это относится и к социальным педагогам. Сейчас решается вопрос о том, как наиболее рационально выстроить эту структуру. Наши предложения находятся на рассмотрении у министра образования и науки Самарской области Д.Е. Овчинникова.

Повлечет ли это за собой изменение количества психологов в образовании?

На 2008 год их количество сохранится в прежнем виде. Об увеличении числа психологов пока не может идти речь, так как число детей пока что уменьшается. Нам надо продумать оптимальный механизм работы в рамках данной модели.

Для этого нами разработаны нормативы психолого-педагогического сопровождения образовательных процессов в учреждениях образования — установлены нормы на различные виды деятельности педагогов-психологов: консультирование, работа по психопрофилактическим, коррекционно-развивающим программам, проведение различных мероприятий с педагогами, родителями, другими участниками образовательного процесса.

Эти нормативы утверждены правительством Самарской области.

Татьяна Николаевна, какие расчеты легли в основу этих норм?

Мы отталкивались от многолетнего опыта работы психологов в школах Самарской области. Хочется напомнить, что наш центр долгое время осуществлял мониторинг этой деятельности. Обычно мы ежегодно проводили анкетирование и интересовались у психологов реальными временными затратами.

В свое время И.В. Дубровиной и ее коллегами был разработан ряд документов по психологической службе, в которых давался примерный расчет по часам различных видов деятельности педагога-психолога. Их мы тоже старались учитывать.

Что касается диагностики, то здесь мы основывались на эмпирических показателях. У нас имеется большой массив данных по разным видам диагностических работ: тестированию, анкетированию, интервью, фокус-группам и так далее. В течение многих лет мы фиксировали, сколько времени тратится на проведение обследования, на обработку результатов, на ввод информации в компьютер, ее интерпретацию.

На основании этого все нормы были проверены и отработаны совместно с министерством финансов и утверждены на уровне правительства Самарской области. Это все укладывается в рамки существующего законодательства.

Ответственность за обеспечение образовательного процесса теперь переходит к субъектам РФ. И в законе «Об образовании» обозначено, что нормативы на финансирование рассчитываются самими субъектами по всем видам образовательных учреждений, которые в них созданы. А прежде чем начинается финансирование, утверждаются нормы. Поэтому наш региональный центр, учредителем которого является министерство образования и науки Самарской области, и разработал эти нормы.

Самарский центр всегда был социально-психологическим. Поэтому традиционно вы проводили мониторинг и экспертизу образовательной среды. Эти виды работ у вас сохраняются?

Да, эта работа остается, она проходит по заказу министерства образования и науки Самарской области. Мы пытаемся выяснить особенности развития детей на каждом возрастном этапе, для того чтобы при их переходе в новую социальную ситуацию развития мы могли бы предупредить возможные нарушения. Мы проводим экспертизу учебников, учебных планов в школах и даем рекомендации по тем видам учебников, которые наиболее популярны в наших образовательных учреждениях.

В каждой школе мы смотрим, по каким учебникам занимаются дети, как идет их умственное развитие, как это сказывается на эмоциональной составляющей их развития, на уровне тревожности, самооценке. Эту работу мы проводим по всем предметам. На основе этой информации министерство и школы определяют, по каким учебным программам учить детей, какие учебники для этого закупать.

Если наши рекомендации не учитываются, то мы добиваемся того, чтобы педагогический коллектив образовательного учреждения обратил внимание на развитие своих учащихся.

А какое место в работе психологов занимает профилактическая работа?

Эта работа ведется непосредственно с участниками образовательного процесса, начиная с начальной школы. Сейчас у нас очень широко используется программа «Все цвета кроме черного». Она направлена на комплексное развитие личности и тех качеств, которые позволяют ребенку достаточно успешно адаптироваться в социуме. В среднем звене у нас используется ряд программ, наиболее популярной из которых является «Правильный выбор». Есть неплохая профилактическая программа для старшеклассников, направленная на развитие личностных качеств, которые позволяют ребенку в ситуации группового давления сделать правильный выбор, то есть выбор, одобряемый социумом.

Нередко психолог в соответствии с задачами, которые решает школа, и в соответствии с выявляемыми проблемами составляет необходимую ему программу. Но все такие программы проходят рецензирование в центре. Мы их просматриваем, и если они не соответствует тем целям и задачам, которые в них провозглашены, то добиваемся, чтобы их переделали.

Для психолога эта рецензия бесплатная, центру выделяются на это специальные деньги.

Татьяна Николаевна, возникали ли серьезные проблемы при разработке постановления о психологическом обеспечении образовательного процесса, принятии методики расчета норматива бюджетного финансирования?

На протяжении многих лет директора школ привыкли иметь психолога, подчиненного лично себе. Когда же он уходит в другое подчинение, возникают трудности управления психологом. Это и стало основной проблемой.

С одной стороны, в переподчинении психолога есть целый ряд преимуществ: ведь его решения теперь не зависят от мнения директора, поэтому они становятся более объективными. С другой стороны, это может негативно повлиять на оперативность его работы в школе, поскольку психолог бывает вынужден отказаться от выполнения ряда поручений директора.

Чтобы не было непонимания между психологом и руководством образовательного учреждения, с каждым из директоров мы заключаем договор о бозвозмездном оказании услуг. Там прописывается перечень услуг, которые оказывают психолог или социальный педагог, составляется циклограмма рабочего времени каждого специалиста и план его работы. Все эти документы согласовываются с директором образовательного учреждения и утверждаются мной, как директором центра, в котором работает психолог.

Кроме этого, в плане работы каждого специалиста мы оставили 10% рабочего времени на оперативную работу, которая может возникнуть незапланированно. И в рамках этого времени директор школы может обратиться к психологу с поручением, не ставя меня в известность.

С 1 сентября, когда мы ввели эту модель взаимодействия, прошло несколько месяцев. Нельзя сказать, чтобы все было идеально, но многие директора, особенно в Тольятти, удовлетворены такой работой. Более того, один из директоров сказал: «Мы поняли положительные стороны этого решения: у меня не болит голова ни за бланки, ни за методики, и я не несу ответственность за профессионализм психолога. Он подчиняется центру, и это гарантия его успешной работы».

Нам помогло то, что подушевое финансирование у нас введено с 1996 года, поэтому проблем с переходом на него у нас не было.

Возможен ли перенос вашей модели в другие регионы?

Здесь надо подходить дифференцированно. Для тех областей, которые напоминают Самарскую область (достаточно компактны, имеют схожий уровень доходов населения, хорошую транспортную структуру), это вполне реальный вариант. К таким регионам можно отнести Поволжье, ряд центральных областей. Что касается Дальнего Востока и Сибири, имеющих колоссальные площади, то надо предметно проектировать психолого-педагогическое сопровождение для каждого из этих регионов.

Хотя, на мой взгляд, такая модель вполне переносима. Ведь она достаточно проста: психологи и социальные педагоги напрямую не подчиняются директорам школ, числятся в одном из центров, но они реально находятся в школе, это их рабочее место. В разных местах это может быть организовано по-разному.

Мы представляем свою методику расчета нормативов бюджетного финансирования всем нашим коллегам и будем рады, если они воспользуются ей для разработки собственной региональной нормативной базы.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА

TopList