Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
 Фототерапия


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Автор публикуемой ниже статьи Александр Иванович КОПЫТИН — кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой арт-терапии Института практической психологии «Иматон», доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации.

ФОТОТЕРАПИЯ

Применение фотографии в целях оздоровления, прояснения и решения психологических проблем, а также развития и гармонизации человека нередко связывают с понятием фототерапии. Она может включать работу с готовыми фотографиями и создание оригинальных авторских снимков. Развивающее и исцеляющее воздействие, связанное с восприятием или созданием фотографий, может проявляться и в повседневной жизни людей, однако фототерапия, как правило, включает в себя общение со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом). Разные варианты работы с фотографией также характерны для арт-терапии.

Спонсор публикации статьи: Онлайн-фотошкола Fotoshkola.net – школа современной цифровой фотографии. Фотошкола предоставляет курсы фотографии в Москве, как для новичков, так и для профессионалов. Онлайн-обучение фотографии — это возможность приобрести желаемые навыки не покидая своё любимое кресло.

Современные терапевтические приемы

Фотография иногда успешно используется в психоанализе, примером этого может служить книга Л.Берман «Что скрывается за улыбкой» (Berman L.). Автор пишет, что «благодаря работе с фотографиями, пациент может осознать те чувства, поведение и опыт, которые связаны с его прошлым и пережитыми психическими травмами. Фотография также ценна тем, что стимулирует различные воспоминания. Пациент может вновь пережить те или иные события своего прошлого, забытые чувства и смутные ассоциации, когда он смотрит на фотографии».

Фотография задействует «визуальную память», которая преобладает в раннем детстве. Если в распоряжении клиента имеется несколько или множество фотографий, создаются предпосылки для того, чтобы проследить по ним повторяемость событий и характерных для человека реакций на разные ситуации, что способствует осознанию им своего поведения и источников своих проблем.

Помимо готовых фотографий, которые клиент приносит из дома, в аналитической фототерапии клиент может создавать новые снимки. Такая практика обычно называется активной фототерапией. Допускается также использование созданных психотерапевтом фотографий, которые выступают как своеобразный стимульный материал, позволяющий изучать фантазии клиента и через них выходить на его неосознаваемые внутренние конфликты и потребности.

Одним из примеров терапевтического использования фотографии является книга Д. Вейзер «Техники фототерапии: исследование тайн личных фотографий и семейных альбомов» (Weiser J.). Д. Вейзер подчеркивает, что для большинства людей фотография может быть доступным средством визуального творчества, являясь частью их повседневного опыта.

Во многих отношениях примечательна книга под названием «Фото-арт-терапия: юнгианская перспектива» Дж. Фриреара и И. Корбит (Fryrear J. and Corbit I.). Она интересна тем, что в ней предлагается определенный способ соединения фотографических техник с психоанализом с рисунком. Описывается техника «графической разработки», при использовании которой клиента просят вырезать из фотографии свой образ и приклеить его на чистый лист бумаги. Затем ему дается возможность воспользоваться изобразительными материалами для того, чтобы создать любой рисунок.

Имеется также некоторое количество русскоязычных публикаций, отражающих опыт применения фотографии на основе авторского метода М.Е. Бурно — терапии творческим самовыражением. Применяя метод терапии творческим самовыражением (ТТС), Т.Е. Гоголевич сочетает фотографию с такими частными методиками ТТС, как методика творческого коллекционирования (когда пациенты «коллекционируют» свои впечатления, связанные с посещением городов, картинных галерей и др.), терапия ведением дневника и записных книжек, терапия созданием творческих произведений (когда, например, написанный пациентами рассказ затем иллюстрируется фотографиями), терапия творческим общением с природой, и другими.

Семейный альбом

Элементы фототерапии нередко привносятся в процесс лечения благодаря обращению к семейным альбомам клиентов. Семейный альбомы являются ценным источником информации об истории жизни клиента и его семьи, отношениях между ее членами. При знакомстве с фотодокументами клиента следует обратить внимание на общую эмоциональную атмосферу снимков, выражение лица, позы, пространственное расположение людей относительно друг друга, а также на контекст фотографии — фон, на котором расположены люди, находящиеся в поле зрения объекты.

Следует рассматривать каждый снимок вместе с клиентом и внимательно следить за его реакциями. Надо также уточнить, кто создавал семейный альбом, то есть кому принадлежала решающая роль в отборе снимков и какие осознаваемые или неосознаваемые потребности лежали в основе их выбора. Большое значение будет иметь выяснение того, кто фотографировал различные семейные ситуации; как часто и кто смотрит семейный альбом; какие ситуации представлены в альбоме, а какие — нет; какие члены семьи в нем фигурируют чаще, какие — реже.

Семейный альбом делает наглядными отношения эмоциональной близости или, напротив, отчуждения между членами семьи. Нередко в процессе совместного просмотра клиентом и психотерапевтом фотографий из семейного альбома происходит оживление воспоминаний о разных моментах семейной истории клиента, проявление чувств и осознание отношений. Роли и позиции детей в семье, в зависимости от порядка их появления на свет, хорошо проявляются в том, как они располагаются на фотографиях.

Процесс семейной социализации, то есть привития ребенку определенных норм поведения и ценностей, также можно проследить по фотографиям из семейного альбома. Семейные нормы и ценности могут отражаться в том, каким снимкам отдается предпочтение при создании семейного альбома и как он организуется.

Большая ценность применения фотографии в работе с семьей заключается в возможности для ее членов увидеть нарушения в своих взаимоотношениях, тем самым обеспечивая их фокусировку на определенной проблеме. Нередко совместный просмотр и обсуждение фотографий членами семьи во время психотерапевтических встреч активизируют их взаимодействие друг с другом и позволяют тем членам семьи, которые обычно находятся «в тени», обозначить свою позицию. При этом специалист помогает членам семьи в осознании своих проблем, предлагая им сначала по отдельности сфотографироваться в ходе сессии, расположившись любым приемлемым для них образом перед камерой. Затем члены семьи могут вырезать свои изображения из фотографий и поместить их на общий лист бумаги или доску. При этом они могут изображать фон и любые дополнительные элементы, используя краски, мелки и иные материалы. В качестве дополнительного задания психотерапевт может предложить членам семьи, используя те же фотографические образы и изобразительные средства, создать коллаж, передающий то, какими они хотели бы видеть свои отношения.

Работа с детьми и подростками

В работе с детьми и подростками фотография помогает установить с ними контакт и активизировать их речевые навыки. Описан опыт применения фотографии в работе с детьми, передаваемыми в приемные семьи. При этом ребенок создает фотоальбом, отражающий его прежние связи и опыт. Альбом помогает смягчить остроту чувств утраты и тревоги. Большую ценность при работе с детьми и подростками может иметь их фотографирование психотерапевтом и другими детьми (если работа проводится в группе), а также создание ими фотографий разных ситуаций и предметов. Фотографирование ребенка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе.

Й.Э. Кук (2000) описывает некоторые варианты применения фотографии при проведении игровой психотерапии с детьми. Она, в частности, отмечает, что «использование фотоаппарата в работе с детьми имеет множество достоинств. Ценны не только готовые снимки, но и сам процесс выбора кадров и съемки. Варианты применения этой техники включают создание «книги воспоминаний» детьми из приемных семей, а также детьми, переехавшими на новое место жительства или переведенными в новую школу. Ребенок может скомпоновать специальный альбом, посвященный друзьям, любимому животному, увлечениям, успехам в различных делах. Он может создавать из серии фотокарточек «альбом-автобиографию» и различные «рассказы в картинках», в которых он участвует в качестве главного героя.

Активная фототерапия отвечает некоторым особенностям подростков. Для них, в частности, характерно обостренное чувство «я», из-за чего словесное самораскрытие в группе или во время индивидуальной психотерапии воспринимается ими как небезопасное. Активная фототерапия позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Создание ими фотоснимков может рассматриваться как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и дает подросткам ощущение собственной силы и значимости. Важное значение при этом имеет возможность самостоятельного выбора объектов для съемки, «игры» с реальностью, а также относительно безопасного исследования мира взрослых отношений и собственной внешности. Благодаря активной фототерапии подросток может ощутить себя художником и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях.

Особой областью применения фототерапии является работа с детьми и подростками, перенесшими утрату или насилие, и пациентами с посттравматическим стрессовым расстройством. Это может касаться таких ситуаций, как смерть близкого человека, развод родителей, пережитое физическое или сексуальное насилие и др.

Использование фотографий, так или иначе ассоциирующихся с травматичным для клиента опытом, может быть психологически рискованным. Такой опыт подвергается вытеснению, и его актуализация при просмотре некоторых фотографий может причинить клиенту новые страдания. На определенном этапе психотерапии работа с такими фотографиями может в то же время быть весьма плодотворной. Большое значение может иметь то, что снимок, как неподвижный зрительный образ, более психологически безопасен для клиента, нежели динамические визуальные образы (спонтанные наплывы которых в виде образных воспоминаний о пережитом часто испытывают клиенты с ПТСР). Определенные манипуляции с фотографиями, в том числе их уничтожение либо дополнение новыми элементами за счет дорисовывания или создания фотоколлажа, способны смягчать остроту переживаний.

В некоторых случаях при работе с жертвами сексуального насилия используется техника диалога с фотографическими образами. Осознание собственной невиновности в случившемся иногда пробуждает в клиенте направленное на воображаемого насильника сильное чувство гнева. Никогда ранее не переживавшие и не выражавшие такое чувство люди могут дать ему в ходе психотерапии выход.

Подобные катарсические приемы в определенных случаях обеспечивают освобождение клиента от негативного опыта прошлого. На определенном этапе психотерапии в целях переориентации клиента на взрослые роли Холл и Ллойд (Hall & Lloyd, 1989) предъявляют клиентам фотографии с их изображением в разных ситуациях взрослой жизни, либо фотографии их детей.

Возможности и задачи использования фотографии

Мы видим следующие варианты включения фотографии в программы коррекционной, психопрофилактической, реабилитационной и развивающей направленности.

1. Фотография может использоваться однократно или эпизодически, в особенности на определенных этапах работы, когда у клиента или участников группы возрастает желание ее применить. При этом они могут быть движимы простым любопытством, желанием получить новый творческий опыт, достичь более тесного контакта с реальностью, несколько дистанцироваться от чувств, получить зримое подтверждение произошедшим в них изменениям, запечатлеть особенно значимые для них моменты работы или иными потребностями. Эти потребности могут иметь временный характер, и после всплеска интереса к фотографии клиент может перейти к использованию других средств и материалов. Специалист при этом должен, по возможности, разобраться в том, каким потребностям клиента или группы отвечала фотография, и если окажется, что обращение к ней связано со значимыми тенденциями развития, он может более активно поддержать их интерес к фотографии.

2. При наличии у клиента или группы устойчивого интереса к использованию фотографии можно применять ее регулярно на протяжении всего процесса работы. При этом специалист может либо предлагать полную свободу действий и, следуя принципам недирективного подхода, обеспечивать оптимальные условия для работы и помогать клиентам выразить свои чувства и представления, либо предложить им определенные техники и упражнения, позволяющие организовать работу и сфокусироваться на решении конкретных задач.

3. Возможна также организация специальных фототерапевтических групп, работающих в формате психотерапии или тренинга и применяющих фотографию в качестве основного рабочего инструмента.

Различные варианты лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего применения фотографии можно классифицировать с учетом состава участников: занятия могут быть индивидуальными или групповыми, а также проводиться с семьями. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу.

Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие — с их созданием в ходе занятий или между занятиями. И в том и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений. Так, при обсуждении готовых снимков участники группы могут фокусировать внимание лишь на определенных аспектах опыта, например на том, в какой мере их детские фотографии отражают влияние семьи и культуры, а фотографии текущего периода их жизни — их гендерные предпочтения и роли.

Аналогично, при создании фотографий в ходе занятий клиент или участники группы могут самостоятельно выбирать для себя тему и любые объекты для съемки, либо ведущий группы предлагает им ту или иную тему, например «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки города», «Мир взрослых и мир детей» и др. Эти темы могут быть связаны с запросом клиента или группы и актуальной для них психологической проблематикой. И в то же время их деятельность может быть достаточно эффективной и в том случае, если они будут работать «в обход» ведущих проблем, поскольку это обеспечит большую психологическую безопасность и возможность самораскрытия. Это отчасти связано с «проективной» природой фотографии, когда, выбирая для съемки и последующего обсуждения какой-либо объект, человек неосознанно «переносит» на него свои потребности и переживания.

В некоторых случаях с лечебно-коррекционной и развивающей целью бывает очень полезно провести съемку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса. Так, например, съемка на природе сама по себе способна обеспечить сенсорную стимуляцию, вызвать положительные эмоции и эстетические переживания. Или же съемка может производиться в такой среде, которая чревата социальной конфронтацией и появлением сложных чувств, что в определенных случаях также может быть весьма полезно, помогая клиенту, например, осознать природу своего социального поведения и установок и подготавливая его к встрече с реальностью.

Варианты использования фотографии могут также варьироваться в зависимости от того, какими еще формами творческой деятельности клиента или участников группы она дополняется. Так, изготовление снимков может сочетаться с созданием фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки» и в этом случае будет предполагать изобразительную деятельность. Также фотография может сочетаться с сочинением историй или минисценариев, что будет связано с литературным творчеством.

Фотографирование может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда, например, съемка производится во время движения участников группы: это дает им возможность увидеть и осознать особенности своей телесной экспрессии.

И наконец, фотография может применяться в сочетании с элементами драматерапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, использование костюмов и грима и пр.

Зарубежный и отечественный опыт применения фотографии в психологической практике обобщен в книге «Фототерапия» (под редакцией А.И. Копытина), вышедшей в 2006 г. в издательстве «Когито-Центр» в Москве. Обучение приемам фототерапии входит в образовательную программу «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе», реализуемую на базе Института практической психологии «Иматон».

В настоящее время в этом же институте проводится специализированный семинар-тренинг по фототерапии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Медицина, 1989.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием // Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно. – М.: Академический проект, 2002.

3. Гоголевич Т.Е. Некоторые возможности использования фотографии на основе терапии творческим самовыражением // Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-центр, 2006.

4. Кук Й. Использование фотоаппарата в ходе игровой терапии // Практикум по игровой психотерапии / Под ред. Х. Кэдьюсон и Ч. Шеффера. – СПб.: Питер, 2000.

5. Berman, L. (1993) Beyond the Smile. The Therapeutic Use of the Photograph. London: Routledge.

6. Fryrear J. and Corbit I. (1992) Photo Art Therapy: A Jungian Perspective. Springfield, Il.: Charles C. Thomas.

7. Hall, L. & Lloyd, S. (1989) Surviving Child Sexual Abuse. London: Falmer Press.

8. Krauss D.A., Fryrear J.L. (1983) Phototherapy in Mental Health, Springfield, Il.: Charles C. Thomas.

9. Weiser J. (1993) Phototherapeutic Techniques: Exploring the Secrets of Personal Snapshots and Family Albums. San Francisco: Jossey-Bass.

TopList