Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2008
Психология и учитель


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология и учитель

Г. Мюнстерберг
Пер. с англ.
Серия «Из наследия
мировой психологии».
М.: Издательство ЛКИ,
2007

Авторов психологических изданий, которые не нуждаются в представлении, совсем немного. Именно к таким авторам — по крайней мере, очень хочется на это надеяться — относится и Гуго Мюнстерберг (1863–1916).

Как связать достижения научной психологической мысли с решением конкретных практических задач — тема отдельного, очень непростого разговора. В данном случае хочется обратить специальное внимание на книгу Мюнстерберга прежде всего психологов образования.

Следует сказать, что первые прикладные разработки Мюнстерберга были связаны отнюдь не с образованием, а с судебной психологией, чуть позже он занялся клинической психологией и даже осмелился вступить в спор с З. Фрейдом относительно причин психических заболеваний. Мюнстерберг также известен своими исследованиями особенностей различных профессий. Вклад Мюнстерберга в психологию образования, по мнению историков науки, несколько меньше по сравнению с другими прикладными областями психологии. В то же время его работа «Психология и учитель» до сих пор является одной из фундаментальных в области педагогической психологии и психологии образования. Не случайно, наверное, анализу именно этого труда Мюнстерберга отводится немало места в «Педагогической психологии» Л.С. Выготского, заключительная глава которой также носит название «Психология и учитель».

Книга «Психология и учитель» Г. Мюнстерберга увидела свет в 1909 году. У нас она была впервые издана в 1910 году в переводе А.А. Громбаха. Издание 2007 года, как следует из аннотации, — четвертое, также в переводе А.А. Громбаха.

В «Предисловии» Мюнстерберг определяет цель книги двояко: во-первых, представление всего того, что может дать современная психология школе; во-вторых, проповедование высокой миссии учителя. Главная мысль книги выражена в авторских словах: «…в будущем всякий учитель должен строить свою работу на психологии». При этом Мюнстерберг настойчиво проводит мысль о недопустимости поспешного использования недостаточно обоснованных психологических выводов.

Книга состоит из трех частей. Первая часть «Цели обучения» содержит в себе размышления автора о назначении школы и воспитания вообще. Воспитание, безусловно, служит подготовке к жизни, поэтому для понимания целей воспитания необходимо уяснить «ценные цели жизни вообще». По мнению Мюнстерберга, особое назначение воспитания состоит в подготовке к той жизни, которая наступит после счастливых школьных дней, в силу этого оно должно дать детям и желание, и способность приблизиться к достижению поставленных целей, или, как их называет автор, идеальных ценностей (Мюнстерберг известен также как автор оригинального учения о ценностях).

В этой связи весьма интересны и поучительны рассуждения Мюнстерберга о различной роли учителя. Если учитель передает детям знания с целью обучить их удовлетворению личных желаний, то его труд — продаваемые и при этом низко оплачиваемые услуги. Если же учитель учит ребенка достижению поставленных идеальных целей, то его труд из тягостного и монотонного превращается во вдохновенный, учитель перестает оказывать услуги и становится «поистине жрецом человечества».

Спустя 100 лет мы можем уверенно сказать, что задачи, которые поставил перед школой Мюнстерберг, так и не получили своего решения, но вряд ли в этом виноваты психологи, так как сами задачи носят не психологический, а социальный характер и с подобным запросом к школе должно обратиться общество, а не психологическая наука. Тем не менее идеи Мюнстерберга заслуживают нашего внимания, так как заставляют задуматься о вкладе и педагога, и психолога в дело воспитания. Кстати, следует отметить, что эта часть носит название «эстетическая», что делает понятным ее содержание.

Вторая часть «Душа ребенка» определена автором как «психологическая», в ней приводятся необходимые учителю психологические сведения. При этом Мюнстерберг обращает внимание на важность адекватного представления фактов душевной жизни ребенка в форме, понятной учителю. По мнению Мюнстерберга, учитель с опорой на психологию должен уметь выделить индивидуальные особенности детей. Насколько автору книги удалось изложить факты так, чтобы учитель мог их использовать, оценить очень трудно, но сама постановка такой задачи заслуживает самой высокой похвалы. При этом Мюнстерберг пишет, что пока что можно лишь мечтать о таком будущем, когда эксперты-психологи будут научно исследовать душу ребенка, поступающего в школу, а в настоящее время учителю самому приходится быть психологом-экспертом. Мы живем в эпоху, когда эти мечты сбываются, но принесло ли это ощутимые результаты?

Наконец, третья часть «Работа в школе» носит подзаголовок «педагогическая». Мюнстерберг ставит задачу соотнести психологические особенности детей с различными аспектами и задачами школьного обучения, иначе говоря, в этой части речь идет о приложении психологии к частным педагогическим проблемам.

Общую цель воспитания Мюнстерберг определяет не только как овладение способностью к различным видам деятельности, но и как появление соответствующего желания. В силу этого Мюнстерберг выделяет «обучение» как формирование у ребенка способностей к различным занятиям и «внушение» как воспитание такого желания. Средства передачи знаний и формирования внушения различны.

В этой связи хочется обратить внимание потенциальных читателей на заключительную главу книги — «Учитель», посвященную вопросам роли школы в воспитании. Мюнстерберг простыми словами говорит об очень важных вещах — о роли учителя, о том влиянии, какое он оказывает на ученика. Именно от отношения учителя к детям и к своему делу зависит и результат его работы. В заключение цитата из книги Мюнстерберга: «Учитель, не чувствующий красоты и святости своего призвания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить молодежь, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе».

А не относятся ли эти слова и к нам, школьным психологам?

Марина СТЕПАНОВА

TopList