Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2008
Психологическая помощь родителям и детям


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологическая помощь родителям и детям

Тренинговые программы

В.Р. Шмидт
М.: ТЦ Сфера, 2007
(Библиотека
практического психолога)

Содержание этой книги не ограничивается описанием возможных форм профессионального общения практикующего психолога с детьми и окружающими его взрослыми. Автор обращает наше внимание на то, что эффективность психологической помощи в немалой степени зависит от меры вовлеченности в нее не только ребенка, но и воспитывающих взрослых. Именно поэтому при изложении принципов работы автор в качестве первого формулирует следующий: «Важно обращать внимание на потребности родителей и других членов семьи, в связи с чем становятся более понятными нужды самого ребенка».

Справедливости ради следует сказать, что трудно найти психолога, который оспаривал бы важность работы с семейным окружением ребенка, но при этом далеко не всегда у него имеется возможность работать с родителями — не отказывать же в помощи ребенку только на том основании, что его мама или папа не желают контактировать с психологом! Эта ситуация в известном смысле нашла отражение и в данном издании, так как основное внимание в нем уделено все-таки работе с детьми, а не их родителями.

Издание состоит из трех логически связанных между собою частей. Интересной и весьма продуктивной видится авторская идея сначала рассказать о тех требованиях, которым должен соответствовать практикующий психолог, — в книге это носит название маршрутов развития компетентности специалиста. Главная мысль — рефлексия собственных профессиональных установок с целью их последующего изменения в сторону большей продуктивности — не нова, однако новшество заключается в предоставлении конкретных развивающих программ, в частности тренингов. Кроме того, следует обратить внимание и на некоторые частные замечания автора. Например, в книге приводится памятка, посвященная подводным камням консультирования, в которой подчеркивается, что психолог не может принять решение за подростка. Этот тезис распространяется на любого человека, обратившегося к психологу за помощью, и даже если психолог уверен, как следует поступить его подопечному, навязывание своей точки зрения — одно из свидетельств недостаточной профессиональной зрелости.

В двух последующих частях книги рассказывается о построении общения психолога с детьми и их родителями. Что касается работы с детьми, то в качестве специальных направлений работы описаны тренинг эмоциональной компетентности для детей и младших подростков, методика библиотерапии и кинотерапии для детей с опытом психотравмы, тренинг уверенного поведения и тренинг управления жизнью для подростков.

Заключительная глава книги содержит изложение индивидуальной работы с семьей ребенка. Автор называет это «работой со случаем» и описывает программу профессионального взаимодействия с родителями, которая включает в себя консультирование и терапию. Следует специально отметить, что не каждый психолог и не каждый родитель готовы к такому общению, что, однако, не предполагает негативной оценки, так как это — объективно существующий факт.

Марина СТЕПАНОВА

TopList