Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2008
НАЧИНАЕМ ОГРАНКУ


РЕПОРТАЖ

НАЧИНАЕМ ОГРАНКУ

Сообщение, прозвучавшее в конце IV Всероссийской недели школьной психологии от ее организатора и учредителя Марины Битяновой, многих сильно огорчило. Cообщение было о том, что данный проект приостанавливается. Участники вздыхали: «Мы уже привыкли раз в год встречаться в неформальной обстановке с коллегами из других регионов. И что же теперь?»

А теперь — другой проект! И начало уже положено. Речь идет о I Всероссийской психолого-педагогической мастерской «Грани развития», которая прошла 10–13 марта под Нижним Тагилом Свердловской области. Тема состоявшейся Мастерской — «Современное школьное образование и его развивающие возможности». Как и раньше — в связи с проектом Всероссийской недели, газета «Школьный психолог» выступила соорганизатором этого важного и нужного дела.

Между двумя этими проектами есть существенные различия.

Во-первых, если Всероссийская неделя школьной психологии, как уже ясно из названия, была четко ориентирована на конкретную профессиональную группу — педагогов-психологов, то Всероссийская мастерская объединила широкий круг специалистов: не только психологов, но и учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, методистов, управленцев системы образования.

Во-вторых, фокус внимания сместился с содержания деятельности школьного психолога на главную фигуру школы — ребенка, оказавшегося средоточием усилий всех сотрудников образовательного учреждения.

В-третьих, жанры Недели и Мастерской имеют свои специфические особенности, которые связаны с формами взаимодействия специалистов, структурой организации мероприятий, содержательным наполнением каждого дела. Говоря коротко, Мастерская жанрово очень близка к научно-практической конференции, а Неделя — к неформальной профессиональной «тусовке».

И наконец, в-четвертых, изменилось место проведения: вместо теплого черноморского побережья участники оказались в заснеженных лесах Среднего Урала (что, между прочим, имело свои плюсы: отсутствовал соблазн вместо посещения мастер-класса поваляться на пляжном песочке).

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Медицинский каталог". Справочник симптомов и болезней - пульмонология, гастроэнтерология, кардиология, инфекционные заболевания, наркология, неврология, эндокринология, симптомы и диагностика инсульта, диагностика гипертонии, симптомы и причины инфаркта, ОРВИ и другие статьи. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://www.medicalcatalog.ru.

Перечисленными пунктами различия, конечно, не исчерпываются, но основные, по-моему, названы.

Началось все в Нижнем Тагиле. Открытие I Всероссийской психолого-педагогической мастерской «Грани развития» проходило в городском Доме творчества юных. Зал был переполнен: для педагогов Нижнего Тагила такое событие никак нельзя назвать рядовым. После официально-концертной части, во время которой на сцене поочередно появлялись поздравляющие участников мастерской представители системы образования и школьники — исполнители танцев и песен, перешли к содержательным вещам — проблемным лекциям. Участники выслушали выступление М.Р. Битяновой, которая рассказала о своем видении антропологического подхода в образовании и понимании образования как развития. Яркой, образной и метафоричной оказалась краткая лекция Е.А. Александровой из Саратова о педагогическом сопровождении индивидуальности. Завершила цепочку лекций М.Ю. Чибисова, раскрывшая проблему эффективного функционирования психолога в образовательном учреждении во взаимодействии со смежными специалистами.

Дальнейшая работа Мастерской разворачивалась уже в совсем других ландшафтах. Участники перебрались из города в детский лагерь «Уральские огоньки», находящийся в нескольких десятках километров от Тагила.

Следует заметить, что посещаемость мероприятий — мастер-классов, дискуссионных клубов, круглых столов, тематических гостиных — была довольно высокой: сказались, видимо, не только привлекательность тем и личностная яркость ведущих, но и замкнутость пространства. Ведь окруженный лесами лагерь, засыпанный удивительно чистым, по-настоящему белым снегом, был фактически отрезан от остального мира. Отсутствие Интернета, телевидения и плохая мобильная связь создавали обстановку, очень благоприятную для продуктивной работы.

Описать все, что происходило в эти четыре мартовских дня в рамках Мастерской, не представляется возможным: с утра и до позднего вечера люди из самых разных концов России, не понаслышке знающие трудности и проблемы школьной жизни, спорили, делились опытом, демонстрировали свои методические разработки, участвовали в деловых играх, ставили спектакли, создавали сказки и метафорические истории и старались найти ответ на вечный вопрос: каким должно стать образование, чтобы быть максимально полезным для ребенка?

Каждый день работы Мастерской был посвящен особой теме.

Сначала это были «Возможности учебного предмета»: развитие ребенка рассматривалось с точки зрения учителя-предметника, ведь именно на уроках проводит ученик большую часть школьного времени и именно на уроках идет процесс получения образования. В этот день на тематических гостиных педагоги и психологи демонстрировали свои находки и искали пути взаимодействия, которые могли бы привести к повышению эффективности урочной формы. Не менее интересными оказались мастер-классы. Чего стоит, например, такая тема: «Реализация комплексной модели организации проектной деятельности учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения». Именно об этом был мастер-класс Е.Е. Симдянкиной из Саратова.

Увлекательной и содержательной оказалась деловая игра, проведенная Мариной Битяновой и Татьяной Бегловой в рамках «директорского клуба» (новый жанр для научно-практической конференции) «Школа в режиме развития: как помочь педагогам занять авторскую позицию по отношению к школе и своей деятельности».

Завершали этот день дискуссионные клубы. Упомяну хотя бы один: «Исследование и проектирование: два подхода к образованию, два образа жизни, два пути в будущее». Это было продолжение дискуссии, начатой на страницах «Школьного психолога» (см. № 23/2007). Заочный спор между Мариной Битяновой, сторонницей активного внедрения в школу проектной деятельности, и Александром Савенковым, ратующим за необходимость исследовательского обучения, на Мастерской превратился в серьезное и профессиональное обсуждение достоинств и недостатков каждого типа деятельности. При этом выступления оппонентов были яркими, эмоциональными, остроумными, продемонстрировали умение вести дискуссию виртуозно и убедительно и в то же время интеллигентно. Для участников этого дискуссионного клуба встреча двух креативных личностей оказалась образцом подлинно научного спора. Оппоненты свои позиций не изменили, но стало ясно, что из образования нельзя исключать ни исследовательское обучение, ни проектную деятельность.

Темой следующего дня работы Мастерской выступили «Возможности воспитательной работы». Этот день показал великолепные перспективы сотрудничества классных руководителей и педагогов-психологов. Здесь тон задавали прежде всего специалисты в области педагогики. Ведущей дня и, разумеется, самой активной участницей всех мастер-классов и мастерских была Екатерина Александрова. Именно в этот день, помимо серьезных и содержательных разговоров о воспитании, проходили неформальные и потому чрезвычайно увлекательные творческие мастерские, на которых участники учились петь, танцевать, вышивать и много чему еще. Кульминацией дня стало вечернее мероприятие — импровизированный спектакль-детектив, в котором поисками загадочного и опасного Чебуратора занимались Красная Шапочка и Колобок, Три Поросенка, Курочка Ряба и ряд других героев, выступивших в весьма неожиданных ипостасях. Надо сказать, что несколько серьезных и авторитетных ученых, к немалому восторгу участников, продемонстрировали свои артистические таланты.

Заключительный день был посвящен развивающим ресурсам психологической работы. Началось все с круглого стола «Школьный психолог в системе развивающей работы школы: возможности и невозможности», плавно перешедшего в мастер-классы, сосредоточившиеся как раз на возможностях. Ну как можно было не заинтересоваться таким, например, мастер-классом, как «Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену: стратегии, формы и методы», который проводила Марина Чибисова из Москвы? Как не откликнуться на тему «Чудо словесного превращения: некоторые технологии работы с метафорой»? А заседание «директорского клуба» в этот день было посвящено синдрому эмоционального выгорания специалистов. То, что эта проблема волнует многих, показало количество людей, едва уместившихся в аудитории.

Подводя итоги Мастерской, можно сказать коротко и уверенно: получилось. И за это надо благодарить не только по-хорошему авантюрных сотрудников центра «Точка ПСИ» и компании «Искусство тренинга», «замутивших» все это дело, но и «местных», взявших на себя солидную долю организационных хлопот. Это сплоченная команда педагогов из школы № 47 ЗАТО Свободный во главе с директором Т.А. Булавиной, а также Ольга Демидова и Александр Большаков из Екатеринбурга.

На мой вопрос «Чем для тебя оказалась эта Мастерская?» — Людмила Мардер из Северодвинска, принимавшая самое активное участие в реализации этого проекта, ответила: «Результаты работы — это не только технологии, программы, приемы, воспринятые на Мастерской. Самое важное — мысли, чувства и ощущения, которые, словно парашютики одуванчика, разлетелись во все концы страны, чтобы отлежаться, проклюнуться, прорасти на благодатной почве. Дни были длинными, но время пролетело очень быстро. Теперь у нас есть одна на всех Мастерская, ставшая событием нашей жизни. У нас ее уже не может не быть! Так много тепла, найденного среди снегов, запомнится, сохранится и будет поделено между родными, близкими и коллегами».

Игорь ВАЧКОВ

TopList