Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2008
Лекции по педагогической психологии


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Лекции по педагогической психологии

Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений

В.В. Давыдов
М.: Издательский центр
«Академия», 2006

Вряд ли найдется психолог образования (да и не только образования), который в процессе профессиональной подготовки не слышал бы о теории развивающего обучения Эльконина–Давыдова. Имя В.В.Давыдова упоминается в курсах по общей и педагогической психологии, истории психологии и философии. Однако парадокс заключается в том, что, несмотря на частое обращение к идеям Давыдова, не так много психологов могут похвастаться хорошим знанием и пониманием созданной им теории и практики начального школьного обучения и уж тем более внятно рассказать о ней педагогам и родителям, озабоченным поиском школы для будущего первоклассника. Последнее особенно актуально для школьных психологов, к которым нередко приходят и учителя, и родители с просьбой объяснить преимущества развивающего обучения по сравнению с традиционным.

Сложившаяся ситуация имеет вполне объективные основания — наиболее известные монографии Давыдова («Виды обобщения в обучении», «Проблемы развивающего обучения») рассчитаны на хорошо подготовленного читателя, знакомого не только с классическими исследованиями в области педагогической психологии, но и с трудами по философии — в частности, с диалектической логикой. Все это лишний раз свидетельствует о необходимости, с одной стороны, переиздания работ В.В.Давыдова с многочисленными и подробными комментариями, а с другой — публикации его статей и книг, написанных для широкого круга профессиональных читателей, заинтересованных в ознакомлении с возможными подходами к обучению детей. К разряду именно таких пособий и относится данное издание. Оно подготовлено к печати Л.В.Берцфаи как учебное и вполне может выступить в качестве отправной точки в деле понимания научных взглядов Давыдова и обозначения ведущих направлений выполненных им исследований учебной деятельности.

Книга состоит из шести глав, которые условно могут быть объединены в два раздела. В первом обсуждаются основные проблемы педагогической психологии как самостоятельной науки, в частности проблема соотношения обучения и умственного развития. Во втором излагается созданная Давыдовым теория учебной деятельности. Специального внимания практиков — и педагогов, и психологов — заслуживает глава, посвященная вопросам построения учебных предметов на основе разработанной Давыдовым теории учебной деятельности.

Хотелось бы, чтобы не осталась незамеченной последняя глава «Личность», в которой говорится о связи становления личности с развитием творческих возможностей человека. Эта глава необычна по своему содержанию: в ней сочетаются философский, психолого-педагогический и этический подходы к личности. Идея автора об активном созидании как главном критерии личности и о смещении потребностей с потребления на созидание только на первый взгляд может показаться никак не связанной с теорией учебной деятельности, а на самом деле является ее логическим завершением. Главным результатом учебной деятельности, согласно Давыдову, выступает изменение и совершенствование ребенком самого себя.

Марина СТЕПАНОВА

Статья опубликована при поддержке официального сайта лекарственного препарата Миг 400. Миг 400 инструкция и информация о препарате от головной боли и о производителе, а также рекомендации специалиста. Узнать ответы на интересующие вопросы и всю необходимую информацию Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://mig400.ru/.

TopList