Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2008
Ребенок с наследственным синдромом: опыт воспитания


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Ребенок с наследственным синдромом:
опыт воспитания

Б.Ю. Кафенгауз
М.: Практическая
медицина, 2008

Эта книжка не является напрямую адресованной школьным психологам. Но мне кажется, что каждый психолог должен ее прочитать. И не только психолог. Каждый родитель. Это книга матери, написанная ею о своей дочери, девочке Соне, которой в этом году исполнилось двадцать три года.

Соня — необычный человек. У нее произошел хромосомный сбой, очень редко встречающееся нарушение (она первый в России человек, которому был поставлен этот диагноз — наследственный синдром Смит-Магенис). В результате она стала особенной. Ей очень сложно учиться, сложно получить профессию, сложно существовать в нашем не слишком толерантном обществе. О том, как Соня прожила эти свои двадцать три года, о том, как шаг за шагом она и ее близкие продвигались по очень сложному пути становления человека, рассказывает автор. Рассказывает удивительно: в тексте отражается и сопереживающая, эмоциональная, включенная в ситуацию мама, и высокопрофессиональный, компетентный ученый (Бэла Юрьевна — физиолог, кандидат наук).

Вот, наверное, что больше всего поражает в этой книжке — гармоничное сочетание искренности материнских чувств и глубокого анализа особенностей психических и поведенческих проявлений ребенка с особенностями развития. Такое нарушение, как у Сони, действительно встречается редко, но «особенных» детей очень много.

Психологи постоянно сталкиваются с необходимостью оказывать помощь таким детям и их семьям. Но, выступая в своей профессиональной роли, специалист часто даже представить не может, что же на самом деле происходит в семье больного ребенка, какие трудности приходится преодолевать, какие неожиданные сложности возникают практически ежедневно. Обо всем этом можно узнать здесь.

При этом книга оказывается интересной не только с профессиональной точки зрения. В ней представлен уникальный личностный опыт. Автор никогда ни на кого не жалуется, не пытается обвинить людей или обстоятельства (хотя наша система образования, на мой взгляд, заслуживает самой серьезной критики в плане ее отношения к «особенным» детям). Б.Ю. Кафенгауз просто, очень открыто, предельно искренне, ничего не скрывая, повествует о том, как может жить, и жить счастливо, семья, в которой растет такой «особенный» ребенок. Эта книга учит доброте и подлинному гуманизму — ненавязчиво, без морализаторства и пафоса. Ее читать интересно. Возникает чувство, будто беседуешь с опытным, много пережившим, но не потерявшим оптимизма и доброжелательного отношения к жизни и другим людям человеком. Собственно, именно таким человеком и является автор.

Думается, школьным психологам эта книжка может быть полезна и в чисто практическом смысле. Литературные достоинства позволяют ознакомить с ее содержанием и школьников. Можно обсуждать книгу с детьми, применять в работе по развитию толерантного отношения к «иным». Единственное, что огорчает, — маленький тираж (тысяча экземпляров). А значит, не всем потенциальным читателям она окажется доступной. Хочется верить, что издатели найдут возможность напечатать эту хорошую книгу достойным тиражом.

Игорь ВАЧКОВ

TopList