Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2008
Возможности модификации игры в коррекционно-развивающей работе


НАШИ ДЕТИ

Возможности модификации игры
в коррекционно-развивающей работе

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все эти игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Развивающие игры активно используются психологами в жизнедеятельности дошкольников, потому что:

— одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, работая с детьми разного возраста и разного уровня развития;

— в развивающих играх можно использовать в качестве «материала» и картинки, и игрушки, и самих детей, не меняя содержания игры;

— такие игры можно проводить не только в процессе занятий, но и на прогулке, во время других режимных моментов;

— практически во всех играх развиваются несколько психических процессов: внимание, память, мышление, речь и др.;

— игру можно использовать для диагностических целей.

Для того чтобы знать, как изменять игры, подстраивая их для своих нужд, следует сначала очень четко уяснить цели, на которые мы хотим выйти в конце игры, и задачи, которые мы хотим решить в процессе. Например, одну и ту же игру мы можем применить для развития координации движений, для развития внимания и памяти, для коррекции эмоциональной сферы, для развития навыков коммуникации и т.д. Для того чтобы мы могли решать разные задачи, нам нужно всего лишь знать, что мы хотим получить, и в зависимости от этого мы можем менять ее содержание и выбирать степень сложности.

Что же нужно знать об игре, чтобы она стала для нас универсальным инструментом в коррекционно-развивающей работе?

Во-первых, любая игра имеет определенное функциональное значение (мы рисуем, изучаем геометрические фигуры и т.д.) — это ясно любому человеку, даже очень далекому от педагогики и психологии. Это как раз именно то в игре, что зависит от задач педагога, та надстройка, которая подвергается модификации в зависимости от цели.

Во-вторых, любая игра имеет физиологическое значение для ребенка (рисуя, мы развиваем моторику рук; оживляя картинки, мы развиваем координацию движений, и т.д.). Если мы поставим перед собой задачу развивать ребенка в физическом плане, то в функциональной надстройке (в том, что видно всем) мы основной упор будем делать на развитии ловкости, координации движений.

В-третьих, каждая игра может использоваться для педагогических целей. Например, игра, где есть правила, помогает формированию основ ученической деятельности, умению слушать, навыкам работы по образцу; игра, для которой требуется более одного игрока, формирует умение работать в коллективе, сопереживать.

В-четвертых, любая игра способна влиять на психику дошкольника. Играя, мы тренируем внимание и память, развиваем воображение и мышление, регулируем эмоциональное состояние, приобретаем коммуникативные навыки. Кроме этого, на любом этапе игры в зависимости от потребностей мы способны провести диагностику тех процессов, которые нас интересуют.

В-пятых, у любой игры существует еще один психологический аспект, отсроченный по времени, — это то, что игра дает для личности человека. Именно в личностном аспекте формируются «Я-концепция», самооценка, развивается вся личность в целом.

Определяя цели развития дошкольника в физиологическом, психическом, педагогическом или личностном плане, мы можем одну и ту же игру видоизменять, подгонять ее функциональное назначение под те задачи, которые нам необходимо решить.

В своей работе я люблю использовать метод модификации (переделки) игр. Это очень удобно, так как:

— не требуется большого количества игр вообще (невысокие материальные затраты);

— я работаю со знакомым материалом (уже заранее знаешь, что и как работает в той или иной игровой ситуации);

— дети охотно играют в знакомые игры (это придает им уверенности в своих силах и знаниях);

— возникает возможность развития у детей умения творчески мыслить, развивается их воображение и фантазия.

У меня есть любимые игры, с которыми я не расстаюсь на протяжении всего комплекса развивающих занятий. Как правило, начинаю с самого простого варианта игры, используя его как для ознакомления детей с теми правилами и требованиями, которые будут им предъявляться, так и для первичной диагностики их знаний, умений и навыков. Затем, через одно или два занятия, ту же игру использую уже немного видоизмененной.

Модифицируя игру от занятия к занятию, я все больше ее усложняю, расширяя круг задач. Если в первых вариантах упор делается на то, чтобы развивать у детей восприятие, тренировать внимание и память, то в последующих вариантах добавляются задания на развитие воображения, мышления и речи, а затем основной целью становится развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков коммуникативности, повышение самооценки, развитие креативности.

Кроме решения психологических задач, всегда стараюсь по мере возможности учитывать задачи физиологические и педагогические.

Основными же задачами развивающей работы, под которые переделываются игры, для меня являются:

— развитие познавательной сферы дошкольников;

— развитие эмоционально-волевой сферы;

— развитие коммуникативных навыков;

— формирование способностей к самостоятельной творческой деятельности;

— появление основных навыков учебной деятельности;

— формирование позитивной «Я-концепции» личности ребенка;

— развитие крупной и мелкой моторики детей;

— индивидуальный подход с учетом возраста и развития ребенка.

Варианты игры «На что это похоже?»

(Источник: Н.Я. Кушнир. «Детский сад — школа: проблемы преемственности»)

Первоначальный вариант

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета.

Детям дают геометрические фигуры и просят найти в комнате как можно больше предметов, похожих на них. Если дети затрудняются назвать предметы, разрешается просто подойти и показать.

Вариант 1

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, дополнительно — развитие мелкой моторики рук.

Детям дают геометрические фигуры и просят найти в комнате как можно больше предметов, похожих на них. Затем предлагается вспомнить, какие предметы такой формы можно увидеть на улице, в магазине, в автобусе, и нарисовать какой-либо из этих предметов.

Вариант 2

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, дополнительно — развитие речи.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры (желательно различные), просит детей посмотреть на эти фигуры и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. Затем дети по очереди показывают свои рисунки и рассказывают, что на них изображено (одно-два предложения-описания).

Вариант 3

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, дополнительно — развитие речи и умения слушать.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры (желательно различные), просит летей посмотреть на эти фигуры и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. В отличие от предыдущего варианта, детей просят не только изобразить предмет и сказать, что это, но и рассказать что-нибудь о предмете: для чего он нужен, из чего сделан, где живет или растет, если это животное или растение.

Вариант 4

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, развитие речи, дополнительно — развитие умения коротко и связно выражать свои мысли.

На листах бумаги педагог рисует не только геометрические фигуры, но вообще любые закорючки (желательно различные), просит детей посмотреть на эти закорючки и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. В отличие от предыдущего варианта, детей просят не только изобразить предмет, но и нарисовать его в «интерьере» (должна быть картинка, связанная с предметом сюжетной линией). Дети коротко (три-четыре предложения) рассказывают, что происходит на картинке.

Вариант 5

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, развитие речи, умения коротко и связно выражать свои мысли, дополнительно — развитие мыслительных операций (анализ и синтез).

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры, любые закорючки. Детей просит посмотреть на эти закорючки и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. Детям надо не только изобразить предмет, но и нарисовать его в «интерьере» (должна быть картинка, связанная с предметом сюжетной линией). Затем дети коротко (три-четыре предложения) рассказывают, что происходит на картинке.

Вариант 6

Цель: развитие произвольного внимания, воображения, мелкой моторики рук, умения коротко и связно выражать свои мысли.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры, любые закорючки. Детей просит посмотреть на эти закорючки и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. Добавляется дополнительное условие — предмет должен быть связан с какой-либо сказкой или известной всем историей. Дети не только изображают предмет, но и рисуют его в «интерьере» (должна быть картинка, связанная с предметом сюжетной линией). Затем следует коротко (три-четыре предложения) рассказать, что происходит на картинке.

Вариант 7

Цель: развитие произвольного внимания, воображения, мелкой моторики рук, умения коротко и связно выражать свои мысли, дополнительно — обучение умению работать в паре, договариваться друг с другом.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры, любые закорючки (желательно несколько штук). Детей делят на пары (можно на группы по 3–4 человека) и просят посмотреть на эти закорючки. Договорившись, на что они похожи, дорисовать картинку и придумать по ней рассказ. Желательно, чтобы в описании картинки участвовали оба ребенка (все дети группы), дополняя друг друга.

Вариант 8

Цель: дополнительная — развитие эмоционально-волевой сферы (работа со страхами, агрессией, тревожностью и пр.)

На листах бумаги педагог рисует любые закорючки (желательно различные). Детям предлагается выбрать лист бумаги с закорючками, вызывающими у них тревогу или страх. Затем дается задание: дорисовать свой страх и рассказать о нем. В конце занятия есть возможность страхи порвать, переделать во что-то смешное, закрыть в сейф и т.д.

Можно не только придумывать различные варианты игры для индивидуальной или групповой работы, но и использовать элементы театрализованной деятельности (изобразить то, что нарисовано, или проиграть коротенькую сценку). Можно также использовать эту игру на прогулке: поискать похожие на геометрические фигуры или закорючки предметы на детской площадке, на клумбе, за территорией детского учреждения.

Варианты игры «Сложи картинку»

(Источник: Cост. М.В. Мазурова, Т.Н. Язепова. «Дружно играем — себя развиваем»)

Первоначальный вариант

Цель: формирование произвольного внимания, восприятия, зрительной памяти, умения действовать по образцу, развитие мелкой моторики рук.

Взрослый выкладывает из геометрических фигур картинку (снеговика, домик, машинку, человечка) и предлагает детям выложить такую же.

Вариант 1

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, речь, умение действовать по образцу, мелкую моторику рук, дополнительно — умение принимать решение самостоятельно.

Педагог показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета (нарисованный домик, кораблик, башня) и предлагает сложить картинку по рисунку. В этой игре дети самостоятельно выбирают фигуры, из которых они складывают картинку.

Вариант 2

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук, дополнительно — формировать умение принимать решение и делать выбор самостоятельно.

Педагог рассказывает детям сказку и просит сложить картинку к этой сказке.

Вариант 3

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, умение принимать решение и делать выбор самостоятельно, дополнительно — развивать речь.

Педагог предлагает детям вспомнить сказку и просит сложить картинку к этой сказке. Когда картинка сложена, ребенок рассказывает, какой эпизод на ней изображен.

Вариант 4

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, умение принимать решение и делать выбор самостоятельно, развивать речь, дополнительно — развивать умение действовать в команде.

То же, что и третий вариант игры, только картинку складывает не один ребенок, а несколько (может быть несколько групп по 3–4 человека).

Вариант 5

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, речь, дополнительно — развивать умение связно выражать свои мысли.

Дети самостоятельно складывают картинку и придумывают к ней рассказ или сказку.

Вариант 6

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, речь, умение действовать в команде.

То же, что и шестой вариант, только рассказ придумывает не один ребенок, а несколько.

Возможны варианты игры, как и в случае с игрой «На что это похоже?».

Варианты игры для взрослых на основе игр
«На что это похоже?» и «Сложи картинку»

Вариант 1

Цель: развитие умения работать в команде, развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения.

Материал: на большом листе бумаги в хаотичном порядке нарисованы различные закорючки, геометрические фигуры; в коробке лежат разноцветные геометрические фигуры различной величины; набор фломастеров, карандашей, гуашь и кисточки, клей.

Задание. Участники должны придумать рассказ или использовать уже знакомый текст (сказку, мультфильм и пр.) и, договорившись между собой, сложить картинку. Должны быть использованы как геометрические фигуры, так и закорючки (закорючки могут быть использованы как фон или дорисованы до задуманных участниками фигур или предметов).

Вариант 2

Цель: развитие умения работать в команде, развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, дополнительно — развивать навыки невербального общения.

Участники группы делятся на две команды: одна будет дорисовывать закорючки, другая — выкладывать рисунок из геометрических фигур. Первой начинает команда рисовальщиков. Она придумывает сюжет рисунка и дорисовывает закорючки (вторая команда о сюжете не знает). Участники второй команды должны дополнить рисунок и попытаться угадать, что хотела нарисовать первая команда.

Вариант 3

Цель: развитие умения работать в команде, развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, дополнительно — развивать навыки невербального общения.

Каждый участник самостоятельно выбирает себе или закорючки, или геометрические формы, сам решает, что ему делать — рисовать или выкладывать. Когда все завершат индивидуальную работу, основной задачей становится придумать рассказ по рисунку-аппликации, который получился.

Вариант 4

Цель: развитие творческих способностей, умения работать в команде, снятие эмоционального напряжения, развитие навыков общения и взаимоподдержки.

Участвуют две команды. Лист бумаги делится на две части. На одной рисуются закорючки. Задача первой команды — договориться, на что они похожи, и дорисовать картинку, придумав начало небольшого рассказа. Вторая команда на другой части листа выкладывает из геометрических фигур продолжение рассказа.

Возможны другие варианты.

В играх для взрослых желательно проводить в конце занятия рефлексию, проговаривая с участниками их эмоциональное состояние, чувства во время игры.

ЛИТЕРАТУРА

Дружно играем — себя развиваем: развивающие занятия и тренинги для детей 3–6 лет.
Сост.: М.В. Мазурова, Т.Н. Язепова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.

Кушнир Н.Я. Детский сад — школа: Проблемы преемственности: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — Мн.: Полымя, 2000.

Соболева А.Н. Игра в тренинге: авторский подход. Статья 1.: Профессиональная успешность школьного психолога и возможности игры (интернет-ресурсы).

Зоя МИСУНО,
педагог-психолог ДОУ № 327,
г. Минск

TopList