Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2008
Школьная психологическая служба


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Школьная психологическая служба

Работа с учащимися

О.В. Хухлаева
М.: Генезис, 2007

Книг, в которых автор претендует на рассмотрение такого полумифического явления, как школьная психологическая служба, в общем потоке психологической литературы не так уж много. Принято считать, что в каждой школе психологическая служба должна быть. И действительно, в ряде учреждений образования, где руководство считает оправданным существование этого подразделения, оно есть. Но ни в одном из действующих документов по деятельности психолога в сфере образования наличие службы как структурного подразделения образовательного учреждения не рассматривается и цели ее деятельности не определены. Поэтому и подходы к ее организации могут быть самыми разными.

О.В. Хухлаева, описывая опыт работы психологической службы Ломоносовской школы г. Москвы, в качестве основной цели ее деятельности выделяет создание условий для гармоничного развития детей и подростков через сохранение и укрепление их психологического здоровья.

Такая цель, безусловно, оправданна, особенно в тех образовательных учреждениях, где большое внимание уделяется личностному развитию учащихся. Хотя в этом случае, на наш взгляд, на второй план отходит интеллектуальное и социальное развитие. Но в условиях негосударственной школы с индивидуальным подходом в процессе обучения роль психолога вполне может ограничиться заботой о гармонизации личностного развития учеников.

Подробное описание авторского понимания психического здоровья учащихся читатели найдут во введении, где также представлена типология нарушений психологического здоровья у детей.

Направляя читателей «от общего к частному», Хухлаева посвящает первую главу книги организационным основам деятельности психолога в школе. Здесь дается систематизированное описание видов работ с учащимися различных возрастных категорий. Полезным, особенно для начинающих психологов, является указание на возможные проблемы, которые могут возникнуть в ходе организации той или иной деятельности. Понимая, что личностное благополучие школьников нельзя рассматривать в отрыве от учебы, автор особо выделяет работу психолога по оптимизации учебной деятельности.

Представленное издание — первое из серии книг по организации деятельности школьной психологической службы (два следующих планируется посвятить работе с педагогами и родителями). Тем не менее, описывая работу с учащимися, автор постоянно обращает внимание на необходимость одновременной работы с педагогами и родителями и даже дает ее краткую характеристику.

Две главы — «Групповая психопрофилактическая и развивающая работа» и «Индивидуальная коррекционная работа» — посвящены описанию конкретных методов и приемов сопровождения учащихся. К сожалению, здесь преобладают задания, рассчитанные на младших школьников, хотя в предыдущих главах речь идет о взаимодействии с детьми всех возрастов.

Большой и содержательный материал представлен в приложении. Здесь читатели могут детально познакомиться с наработками психологов Ломоносовской школы, среди которых любимые всеми развивающие занятия и тренинги.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

TopList