Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2003


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

НЕ БОГ, НЕ ЦАРЬ И НЕ ГЕРОЙ

Лидерство... Какое пособие по социальной психологии не рассматривает это явление? Сколько книг, опусов и брошюрок написано о лидерах, нет, даже не так — о ЛИДЕРАХ, способных управлять, подчинять, вести за собой! Пожалуй, даже слишком много. Научные понятия редко выдерживают такой натиск популярности: они размываются, теряют содержание и становятся просто ярлыками. «Лидерство» — не исключение. И для того, чтобы это понятие «работало», то есть помогало нам изучать реальные процессы взаимоотношений в реальных группах, необходимо удерживать его в определенных границах.

ПРЕВРАЩЕНИЕ В ЛИДЕРА

Дж. Пфеффер — психолог, автор известных аналитических обзоров по проблеме лидерства — в свое время заметил, что в понятии «лидерство» слишком много концептуальной нелепости.
В своем критическом высказывании он не одинок. В 70–80-х годах ХХ века целый ряд авторов высказались примерно в том же духе. Лидерство — наиболее изученный и наименее понятный конструкт в социальной психологии (В. Гриффин); существует столько же определений лидерства, сколько людей, пытающихся определить это понятие (Б. Басс), и т.д. На житейском уровне означенная выше концептуальная нелепость проявляется, в частности, в том, что слово «лидер» употребляется в одном ряду со словами «кумир», «вождь», а в психолого-педагогической практике это понятие небрежно объединяют с понятием «социометрическая звезда».
Кто же такой лидер и почему он не вождь, не кумир и не звезда?
Р.Л. Кричевский определяет лидера как члена группы, обладающего наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее положение.
Общая картина «превращения» члена группы в лидера может быть представлена следующим образом.

  • В основе жизнедеятельности каждой группы лежит система общих целей и ценностей, связанных как с основной деятельностью, так и с ведущими мотивами членов группы. Это некоторая оценочная система, сквозь призму которой рассматриваются потенциальные лидерские возможности каждого члена группы.
  • Человек, который может быть выдвинут группой на роль лидера, должен быть в определенной степени олицетворением предпочитаемых группой целей и ценностей, их носителем, выразителем, активным проводником в жизнь.
  • В итоге лидером становится тот член группы, чьи ценностные установки и целевые ориентиры, реализуемые в конкретном поведении, являются для большинства членов группы референтными.
  • Поведение, реализуемое лидером в значимых групповых ситуациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые ориентированы на него как на образец, а высказываемые им оценки являются эталоном для построения самооценки.

Действия лидера могут быть направлены на достижение общей групповой цели (такой лидер называется инструментальным) либо на сплочение группы, поддержание позитивного эмоционального климата (это задача экспрессивного лидера).
Таково групповое назначение лидерской роли. Таково — не больше и не меньше.

В НУЖНЫЙ МОМЕНТ

«Лидер» — это не должность и не пожизненная привилегия. В тот момент, когда группа осуществляет некоторую совместную деятельность, в ней, как правило, выделяется инструментальный или экспрессивный лидер, задача которого — сплотить группу, направить ее на достижение общей цели. Но если такой общей деятельности в группе в настоящий момент нет (что, скажем, очень часто бывает в ученической группе, педагогическом коллективе), то и лидеры в ней не проявляются.
Лидер — не вождь, его роль не связана с привнесением в группу определенной идеологии. И вообще, функции лидера ограничиваются рамками самой группы, не выходя за ее пределы (представительство в более широкой общности — функция руководителя).
Лидер — не кумир, потому что его эталонные функции в жизни других членов группы весьма ограниченны: они касаются только поведения в сфере совместной внутригрупповой деятельности. Лидер не определяет их поведение и систему ценностей в целом. Даже в группе, включаясь в неформальные эмоциональные отношения, ее члены часто выпадают из сферы влияния инструментального лидера.
Наконец, лидер — не «социометрическая звезда». Напомним, понятие «социометрическая звезда» рождено соответствующим методом — социометрией и характеризует позицию тех членов группы, общение с которыми предпочитает групповое большинство. «Звезда» — это эмоциональный центр группы, ее «душа», ее «солнышко», рядом с которым хорошо себя чувствуют многие и многие члены этой группы. С такими людьми предпочитают проводить досуг, их приглашают на праздники и дни рождения, с ними не хотелось бы надолго расставаться.
Так вот, «лидер» и «социометрическая звезда» — это разные понятия. В литературе есть эмпирические подтверждения того факта, что высокий статус члена группы в одной структуре отношений влияет на величину статусной позиции в других структурах. Человек, обладающий высоким социометрическим статусом, имеет хорошие шансы выйти в лидеры, а лидеры, как правило, имеют высокий рейтинг в системе эмоциональных предпочтений.
Но эти зависимости не меняют главного: лидер и «звезда» — это различные внутригрупповые роли. Их совпадение в одном лице — частный случай. И это вполне естественно! Тех, кому подчиняются, не обязательно любят. Тем, кого предпочитают в общении, не обязательно отдают право на принятие решений от имени всех.

НЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Какие же методы применяются сегодня в практической социальной психологии для изучения лидерских структур и процессов в малой группе? Можно выделить три диагностических подхода.
Первый — применение тестовых процедур. При всем их внешнем различии по сути они являются модификациями социометрического метода. Каждый член группы ставится такой процедурой в ситуацию гипотетического выбора: «Если бы сложилась такая ситуация, кто бы...», «Оцените выраженность у членов группы таких качеств, как...», «Кого бы вы назвали, как самого...» и т.п. Создатели подобных тестов исходят из предположения, что у каждого члена группы есть осознанное представление о том, кто в группе выполняет те или иные лидерские функции.
Применение тестового метода в диагностике группового лидерства представляется малопродуктивным. Причин тому несколько. Прежде всего, нет уверенности в том, что гипотетический и реальный выбор совпадут. Одно дело – представлять себе, чье влияние в группе может оказаться в какой-то ситуации максимальным, и совсем другое — оказаться в данной ситуации. Сможет ли в ней занять лидирующее положение тот, на кого возлагались такие надежды?

ВЫБОР КРИТЕРИЯ

Кроме того, у испытуемых может быть ограниченный опыт взаимодействия в ситуациях, в которых требуются лидерские качества от некоторых членов группы. Или такого опыта может не быть вообще. В этом случае по результатам теста мы получим выдуманных лидеров.
Существует очень серьезная проблема выбора критерия. В какую гипотетическую ситуацию нужно поставить членов группы для того, чтобы они действительно указали на лидера, а не на «звезду» или собственного близкого друга? Выбор адекватного критерия — серьезная проблема даже для изучения социометрической структуры, хотя эмоциональные отношения более устойчивы, лучше представлены в субъективном опыте.
Действительно, на какой вопрос легче ответить: «Кто тебе больше нравится?» или «Кому ты доверишь руководство своими действиями»? Выбрать правильный критерий для тестового изучения лидерства очень непросто, а если в голову психологу не приходит ничего лучше вопроса: «С кем бы ты пошел в разведку?» — не стоит приступать к диагностике вовсе.
В общем, социометрическая процедура крайне неэффективна при диагностике лидерства. И при этом она чаще всего используется в психолого-педагогической практике для выявления именно лидерства!

В ИГРЕ, КАК В ЖИЗНИ

Второй диагностический прием — использование метода референтометрии. Это метод выявления групп и лиц, обладающих для человека ценностной значимостью. Для таких лиц существует даже особое название — референтометрические лидеры. К ним относятся члены группы, к мнению которых прислушиваются, хотя не всегда на это мнение ориентируются при построении собственного поведения. А значит, таких членов группы не вполне можно отнести к лидерам.
Наконец, третий подход к диагностике лидерства в малой группе напрямую связан с динамическим пониманием этого феномена. Изучать лидерство — это одновременно создавать условия для проявления лидерских качеств, давая группе опыт работы с лидером и наблюдая за происходящими изменениями. Соответственно, суть третьего подхода — создание взаимодействия в значимой для группы сфере жизни.
Наблюдение за группой и происходящими в ней процессами может осуществляться как в реальной, так и в смоделированной обстановке, в игре. Важно, чтобы у исследователя было представление о том, что может служить признаками лидерского поведения, и была возможность наблюдать за действиями участников в значимой групповой ситуации.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук