Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2006


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Мария СТУПНИЦКАЯ,
АНО «Школа «Премьер»,
Центр психологического
сопровождения образования
«Точка Пси»

Диагностика уровня сформированности
общеучебных умений и навыков школьников

Вот уже два года в Москве работает Центр психологического сопровождения образования «Точка ПСИ». Каждый месяц здесь проходят встречи школьных психологов, на которых обсуждаются наиболее интересные, спорные, проблемные вопросы школьного обучения. Несколько таких встреч были посвящены формированию общеучебных умений и навыков. Результатом коллективных усилий стали материалы для диагностики уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.

М. Монтень

Что происходит, если человек употребляет в пищу самые разнообразные и полезные продукты, но при этом у него не вырабатываются ферменты, необходимые для их переработки и усвоения? В лучшем случае он ощущает, говоря словами рекламы, «дискомфорт и тяжесть в желудке».

Эта аналогия приходит в голову, когда думаешь о сегодняшней школе. Каких только кушаний (учебных предметов, спецкурсов, профилей, факультативов) она не предлагает учащимся! А вот ферментов для усвоения такого изобилия нет — нет необходимых способов усвоения знаний, которые помогли бы насладиться всем этим разнообразием.

Одна очень серьезная книга, посвященная основам теории познания, начинается с анекдота.

Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А вы попробуйте!» Официант: «Может быть, недосолен?» Клиент: «А вы попробуйте!» Наконец официант соглашается: «Ну хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!»

Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов, но почти никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить (Бурцева О.Ю. Изучаем основы теории познания. М., 2003).

Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые общеучебные умения и навыки, без которых невозможна успешная учеба. Это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности.

Общеучебные умения и навыки (ОУН) потому и называются общеучебными, что являются универсальными для большинства школьных предметов способами получения и применения знаний, в то время как предметные знания, умения и навыки (ЗУН) являются специфическими для каждой учебной дисциплины. Проще говоря, если ЗУНы — это цель обучения, то ОУНы — его средства.

Предметным ЗУНам учителя традиционно уделяют весьма пристальное внимание. Это и понятно — все проверочные, самостоятельные, контрольные работы, да и итоговые экзамены направлены на проверку предметных ЗУНов. О качестве работы учителя судят по тому, насколько глубоки и фундаментальны знания учеников по его предмету, насколько прочны их умения и навыки в данной учебной дисциплине. Большинство учебных программ не позволяет тратить драгоценное время урока на специальные упражнения для совершенствования ОУНов. Поэтому они чаще всего формируются в ходе учебной работы стихийно.

Попробуем разобраться, можно ли придать этому процессу целенаправленный характер и для начала осуществить диагностику того, как формируются ОУНы у наших учащихся.

Что такое умения и навыки, насколько принципиальна разница между этими понятиями?

«Словарь практического психолога» (сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997) предлагает такие формулировки: «Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков»; «Навык — автоматизированное действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля». Очевидно, что навык здесь рассматривается как базовый элемент, на основе которого формируется умение, то есть навык первичен по отношению к умению.

Однако данная точка зрения не единственная. Многие педагоги считают, что навык — это более высокий уровень овладения способом выполнения действия, чем умение. Если умение — это способность выполнять действие, еще не достигшая наивысшего уровня сформированности, осуществляемая полностью под контролем сознания, то навык — это способность выполнять действие, уже достигшая наивысшего уровня сформированности, осуществляемая автоматически, без контроля со стороны сознания. То есть способность выполнять какое-либо учебное действие формируется у ученика сначала как умение: он выполняет его поэтапно, осознавая каждый свой шаг. В процессе обучения и тренировки это умение совершенствуется, промежуточные шаги перестают фиксироваться сознанием, действие автоматизируется и превращается в навык. В данной трактовке умение первично по отношению к навыку.

Простые учебные действия, такие, как письмо, чтение, устный счет, формируются как навыки и могут применяться при выполнении более сложных учебных действий — написание сочинения, выделение главной мысли текста, решение задачи и т.п. Сложные же учебные действия формируются как умения, состоящие из ряда навыков.

Таким образом, связь между понятиями «умения» и «навыки» заключается в следующем. Если речь идет о простом учебном действии, то первоначальный уровень овладения этим действием — «умение», которое по мере совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного учебного действия, «умение» выполнять его состоит из нескольких автоматизированных «навыков».

По-видимому, не стоит разделять понятия «умения» и «навыки», особенно применительно к общеучебным умениям и навыкам, поскольку в ежедневной учебной деятельности они выступают как единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ученик.

Существует множество вариантов классификации ОУНов. Нет смысла перечислять и описывать все. Мы выделяем три группы общеучебных умений и навыков, которые пронизывают все виды учебной деятельности, — это интеллектуальные, организационные и коммуникативные.

В специальной литературе предлагаются различные способы диагностики ОУНов, большинство из которых предполагает проведение специальных мероприятий (контрольные работы по отдельным учебным предметам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений и т.п.). Все это требует от учащихся времени, а от учителя усилий по обработке результатов работы детей. Любой школьный психолог хорошо представляет себе, как относятся учителя к предложению провести дополнительную проверочную работу по своему предмету.

Предлагаемые нами диагностические мероприятия не потребуют от детей никаких усилий. Учителям же предлагается принять участие в экспертном опросе, который не потребует много времени. При этом вся обработка данных опроса осуществляется психологом.

Данную диагностику уровня сформированности ОУНов имеет смысл проводить начиная с 5-го класса. Это связано с тем, что устойчивый «профессиональный почерк» школьника, основные способы его учебной деятельности формируются примерно к началу учебы в основном звене школы.

В опросе принимают участие 6–8 учителей, ведущих уроки по основным предметам и работающих в данном классе не менее 2–3 месяцев. Лучше, если это будут опытные педагоги, у которых вся процедура займет не более часа.

Каждый учитель получает по три опросных листа («Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы»), которые заполняет в соответствии с инструкций.

Ниже предлагается текст опроса, ключ для обработки полученных данных, описание результатов диагностики и рекомендации для учителей по использованию этих результатов.

ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ

Уважаемые коллеги!
Все мы знаем, как важно развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные (интеллектуальные, организационные, коммуникативные) умения и навыки. Предлагаемый вам экспертный опрос поможет определить, хорошо ли развиваются эти навыки у наших учащихся. Ваши ответы помогут в совершенствовании нашей общей работы в этом направлении.

Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые вы постоянно наблюдаете на своих уроках. Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.

Спасибо!

Интеллектуальные умения и навыки

Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся

           
1. Восприятие информации
1.1. Устную инструкцию воспринимает:
4 с первого предъявления            
3 нуждается в дополнительных разъяснениях            
2 нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения            
1 не воспринимает устную инструкцию            
   1.2. Письменную инструкцию
(в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает:
           
4 самостоятельно            
3 нуждается в разъяснениях            
2 нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения            
1 не воспринимает письменную инструкцию            
2. Интеллектуальная обработка информации
2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:
3 способен выделить самостоятельно            
2 нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах            
1 испытывает значительные затруднения            
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:
3 способен выделить самостоятельно            
2 нуждается в помощи            
1 испытывает значительные затруднения            
2.3. Темп интеллектуальной деятельности:
3 выше, чем у других учащихся класса            
2 такой же, как у других учащихся класса            
1 значительно снижен            
3. Результативность интеллектуальной деятельности
3.1. Результат получает:
4 успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм            
3 оригинальным творческим способом            
2 нерациональным («длинным») путем            
1 путем подгонки под ответ («методом тыка»)            
3.2. Предъявление результата:
4 способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение            
3 способен дать правильный ответ, но не может его обосновать            
2 приходится «вытягивать» ответы            
1 необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения            
4. Самооценка результата работы:
3 способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок            
2 не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки            
1 не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки            
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:
3 способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки            
2 для освоения программы требуется система дополнительных занятий            
1 освоение программы по различным причинам затруднено            

Общий балл:

           

ОБРАБОТКА ДАННЫХ ОПРОСА
(ключ)

Каждой позиции, выбранной учителем для каждого ученика, соответствует определенный балл (см. крайнюю левую колонку). Необходимо сложить все баллы каждого ученика и записать их в строку «Общий балл». Далее все «общие баллы» каждого ученика, присвоенные ему учителями — участниками опроса по данной шкале («Интеллектуальные ОУНы»), складываются и делятся на число, соответствующее количеству участников опроса. Так мы получаем среднеарифметический балл каждого ученика по шкале «Интеллектуальные ОУНы». Эти баллы — условны, они нужны для того, чтобы отнести учащихся класса к определенной группе.

В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).

Группа, баллы

Статус Рекомендации учителям
Слабая группа
(9–15 баллов)
Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.
Средняя группа
(16–23 балла)
Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.
Сильная группа
(24–31 балл)
Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок. Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.

Организационные умения и навыки*

Баллы Виды работы на уроке Фамилии учащихся
           
1. Получив задание:
3 планирует работу до ее начала            
2 планирует действия в ходе работы            
1 вообще не составляет плана            
2. Вопросы, уточняющие задание:
4 не нуждается в дополнительных пояснениях            
3 задает до начала работы            
2 в ходе работы            
1 не задает, хотя и нуждается в пояснениях            
3. Выполняя задание:
4 точно придерживается плана            
3 отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий            
2 начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий            
1 работает хаотично, без плана            
4. Завершая задание:
3 обязательно добивается запланированного результата            
2 не доводит работу до окончательного результата            
1 довольствуется ошибочным результатом            
5. Закончив работу:
4 проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки            
3 результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом            
2 результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности            
1 результат проверяет, но ошибок «не видит»            
6. Помощь в работе:
4 не нуждается            
3 нуждается и принимает            
2 нуждается, но не умеет пользоваться            
1 нуждается, но не обращается            

Общий балл:

           

* За основу взят экспертный опрос, приведенный в книге Н.Ф. Кругловой «Регуляторная составляющая учебной деятельности».

Процедура обработки данных опроса такая же, как по интеллектуальным ОУНам.

В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 6 до 10 баллов), средняя группа (от 11 до 16 баллов), сильная группа (от 17 до 22 балла).

Группа, баллы

Статус Рекомендации учителям
Слабая группа
(6–10 баллов)
Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться. Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.
Средняя группа
(11–16 балла)
В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться. Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.
Сильная группа
(17–22 балл)
Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею. Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.

Коммуникативные умения и навыки

Баллы Виды работы на уроке Фамилии учащихся
           

1. Изложение собственных мыслей:

3 может самостоятельно донести свою мысль до других            
2 может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов            
1 не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов            

2. Ведение дискуссии
2.1. Способность отвечать на вопросы:

4 обычно отвечает, давая развернутый ответ            
3 обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ            
2 как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения            
2 как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря            
1 практически не может самостоятельно отвечать на вопросы            

2.2. Способность задавать вопросы:

3 обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы            
2 формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений            
1 практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику            

2.3. Способность корректно возражать оппоненту:

3 обычно возражает своему оппоненту корректно            
2 не всегда корректно возражает своему оппоненту            
1 как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту            

3. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников)
3.1. Способность аргументированно отстаивать собственную позицию:

3 обычно отстаивает свою позицию аргументированно            
2 не всегда аргументированно отстаивает свою позицию            
1 как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию            

3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:

4 обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости            
3 не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию            
2 как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага            
1 не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага            

3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:

3 обычно может подчиниться решению группы            
2 не всегда может подчиниться решению группы            
1 как правило, не подчиняется решению группы            

4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения
(способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):

3 обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения            
2 не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения            
1 как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения            

Общий балл:

           

Процедура обработки данных опроса такая же, как по интеллектуальным ОУНам.

В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 8 до 13 баллов), средняя группа (от 14 до 20 баллов), сильная группа (от 21 до 26 балла).

Группа, баллы

Статус Рекомендации учителям
Слабая группа (8–13 баллов) Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения. Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
 Средняя группа (14–20 балла) Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию. Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.
Сильная группа (21–26 балл) Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения. Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.

Разумеется, описание статуса учащихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщенный характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Очень интересно свести данные по каждой из шкал на большом листе. Это дает возможность увидеть сильные и слабые стороны учебной работы учащихся, выявить наиболее эффективно работающих учителей для обмена опытом. Можно сравнивать одни и те же параметры деятельности учащихся на различных предметах, чтобы при необходимости организовать коррекционную работу. При периодическом проведении данной диагностики в одном и том же классе (не чаще, чем в начале и в конце года) можно увидеть динамику развития ОУНов. Одним словом, у данной методики есть определенный потенциал.


Уважаемые коллеги!
Если вас заинтересовала предложенная диагностическая методика,
попытайтесь провести ее в своей школе. Нам будет интересно узнать ваше мнение
о ее эффективности. Возможно, что-то необходимо доработать или переделать.

Наш адрес: psy-club@inbox.ru
С другими материалами клуба и программой его встреч можно ознакомиться на сайте:
www.tochkapsy.ru