Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2000
 Психологическая поддержка

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Принцип работы с детьми и подростками
с отклонениями в поведении

Что из того,
что у любви шипы:
Она цветок

Саади

Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация — эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить; объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, снижением воспитательных воздействий.

Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.

Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.

ТИПИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
Карамзин

К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:

проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
трудности самоотношения, самопонимания;
трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;
стремление избежать давления, правил, норм, требований;
испытание себя и других;
поиск границ возможного;
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
обида на судьбу, конкретных людей;
переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
неорганизованность;
зависимость от других, низкая сила своего «я»;
трудности в обучении;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.

Причинами правонарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка. Большинство правонарушений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто родители этих детей имели такую же судьбу. В подростковом и юношеском возрасте родители мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.

НЕПОСИЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Сравнение подростковой и юношеской делинквентности в разных культурах, проведенное А. Маслоу и Р. Диастуэро, позволило выдвинуть ряд интересных постулатов.

Все люди, в том числе и дети, испытывают потребность в ценностной системе, во взаимопонимании, в объяснении способов познания Вселенной и определении своего места в ней.

Если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, он создает свою, детскую или подростковую систему ценностей, отличную от общепринятой. Так называемая детская преступность — прямое следствие самостоятельного построения подростками своей, делинквентной системы ценностей. Последняя отличается от других подростковых ценностных систем ярко выраженной враждебностью и презрением к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

Ребенок в этом случае испытывает острое чувство незащищенности и тревоги, которое перерастает в «глубинно оправданную» враждебность, в презрение к родителям за то, что они бросили его, взвалив на его плечи непосильную задачу, оставив неудовлетворенной его глубинную потребность в ценностной системе, в мировоззрении, в подчинении, в определении границ дозволенного. Ребенок, брошенный на произвол судьбы, обращается за помощью не к родителям, а к другим детям и особенно к тем, кто старше его.

ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Для оказания профессиональной психологической помощи детям с девиантным поведением необходимо следующее.

Во-первых, изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями).
Во-вторых, корректировать прежде всего те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию подростка.
В-третьих, создать оптимальную модель отношений и способов поведения подростка.

Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении направлена прежде всего на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.
Подобная психологическая поддержка может быть оказана не только профессиональными психологами, но и педагогами, родителями, социальными работниками. Для того чтобы такая работа была эффективной, необходимо соблюдение некоторых общих правил.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

То, что идет от сердца,
до сердца и доходит.

Пиэтт

Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребенка при этом не исчезает.

Мы уверены, что каждый из читателей имеет опыт оказания помощи детям. Поэтому мы рекомендуем творчески отнестись к предлагаемым правилам, дополнив их собственными формулировками.

Составление собственных правил позволит вам определить свою позицию, тактику и стратегию взаимодействия.

Позитивный настрой

Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.

Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Чтобы ваше взаимодействие с ребенком было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать что-то еще, позволяющее растопить негативные чувства.

Спросите себя, чего вы хотите достичь — наказать, отреагировать свой гнев, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка? Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка.

Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: «Каково мое отношение к ребенку?» Если в этом отношении превалирует негатив, то вам также вряд ли удастся достичь взаимопонимания. При этом мы хотим обратить внимание, что следует оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Возможно, если вам удастся отделить одно от другого, то уже что-то изменится. Если нет, то обратитесь к вашим воспоминаниям: наверное, были ситуации, когда ребенок радовал вас, проявляя положительные качества. Соберите мнения о других достоинствах ребенка.

В любом случае переключение на позитивные стороны в поведении ребенка — это проверка гуманистической направленности вашей позиции.

Доверительное взаимодействие

Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.

Древние мудрецы говорили, что можно перейти только мост, к которому подошел.

Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот.

При взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. Представьте, что вам попался раненый еж. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки, до тех пор пока еж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернется сам. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.

Доверие к миру, ситуации, другому человеку — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача. Ее решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей.

Для установления доверительных отношений с детьми, имеющими девиантное поведение, помимо позитивного поддерживающего отношения к ним, нужно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: агрессию, замкнутость, ложь.

Ирина КУЗНЕЦОВА,
Ярославский государственный педагогический университет

(Продолжение следует)

Публикация произведена при поддержке интернет форума для женщин Forum.Cosmetic.UA. На страницах женского форума Forum.Cosmetic.UA, Вы найдете большое количество полезных и интересных тем, в которых Вы узнаете про виды педикюра, и наращивание ногтей, как ухаживать за ногтями, делать рисунки на ногтях и маникюр в домашних условиях, какой выбрать лак, и про многое другое. Форум Forum.Cosmetic.UA - это место встреч и общения для девушек, которые следят за собой, на котором Вы сможете приобрести новые интересные знакомства, и поделиться своим опытом.