ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Из проекта "Орфографический самоучитель"

В статье «Технология решения» (см. №№ 10, 11, 2001 г.) Марина БИТЯНОВА рассказала о замечательном инструменте — проектной технологии и описала психологическую игру «Мы строим парк». В Экономической школе-лицее, где работает автор, активно используется метод проектов. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию материал, написанный учительницей начальных класов этой школы Т.В. УЛЬЯНОВОЙ, которая использует метод проектов при изучении русского языка в третьем классе (программа 1—3).

Цель урока

Создание детьми индивидуальной программы по ликвидации пробелов в знаниях.

Задачи урока

Учебные
Воспитательные
Развивающие

Ход урока

Организационный момент

Учитель. Наш сегодняшний урок посвящен обобщению знаний по теме «Орфография». Тему эту мне подсказал случай из жизни одного писателя. Я хотела бы зачитать вам отрывок из книги Льва Успенского «Слово о словах».

Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок во время Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись «Оптека». Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «Аптека» — дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это было нам очень нужно. Если же «Оптика» — так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали. «И как только грамотный человек может такое написать?!» — ворчал майор.

При обсуждении этого отрывка учитель задает детям следующие вопросы.

Для чего нужно уметь грамотно писать?

Всегда ли вам удается писать грамотно?

Что должен знать человек, чтобы его письменная речь была верной?

Учитель. Итак, тема нашего сегодняшнего урока — работа над первой частью проекта «Орфографический самоучитель».

Диагностическая работа

Учитель. Для того чтобы определить название первой части проекта, нам необходимо провести небольшое диагностическое обследование ваших орфографических умений. Для этого положите перед собой лист, на верхней строке которого написано «Диагностическая работа» (см. приложение 1). Каждому из вас необходимо за пять минут заполнить пропуски на месте орфограмм.
Дети выполняют задание.
После этого учитель просит детей самостоятельно проверить (см. в приложении 1 раздел «Проверь себя»), сколько ошибок допустил каждый из них, выполняя это задание.
Учитель задает следующие вопросы.

Кто выполнил работу без ошибок? С одной ошибкой? С двумя ошибками? С тремя, четырьмя, пятью и более ошибками?

Запишите эти данные

Какие ошибки вы допустили?

Какая ошибка была наиболее повторяющаяся?

Почему это проверяемая безударная гласная? (В русском языке значительно больше слов с проверяемой гласной, чем с Ъ, Ь и другими орфограммами.)

Над ликвидацией какого пробела мы будем работать в первую очередь?

Учитель. Мы начинаем работу над первой частью проекта, которая будет называться «Проверяемая безударная в корне слова».

Работа над проектом

Учитель. Этот проект поможет вам выяснить, с какими именно пробелами в знаниях могут быть связаны ваши ошибки в словах с проверяемой безударной гласной в корне.
Для того чтобы создать проект, нужно сначала определить этапы работы над ним и их последовательность.

Учитель проводит фронтальный опрос. В результате этого опроса на доске появляются этапы работы над проектом, названные детьми.
Учитель. Давайте вместе попробуем установить правильную последовательность этапов. Проверьте себя и устраните ошибки.
На доске появляется такая последовательность работы над проектом.

1. Разработчики проекта.

2. Основная задача проекта.

3. Информационная поддержка проекта.

4. Что уже известно по проблеме?

5. Что предстоит сделать?

6. Формирование групп.

7. Распределение работы между учащимися.

8. Объект исследования.

9. Теория. Практика.

10. Представление проекта.

11. Вопросы, на которые не удалось ответить сразу.

12. Как можно улучшить проект?

Учитель. Какие из этих пунктов плана можно заполнить сразу? (№№ 1—5)
К доске прикрепляется лист, на нем пишется название проекта. На этом же листе появляются следующие записи.

1. Разработчики: учащиеся 3-го класса «А».

2. Основная задача проекта: различать на слух проверяемую безударную гласную и уметь ее всегда проверить.

3. Информационная поддержка проекта:

— Нефедова Е.А., Узорова О.В. «Справочное пособие по русскому языку для начальной школы (уроки русского языка). 3-й класс»;
— Т.Г. Рамзаева. «Русский язык. 4-й класс»;
— «Словарь однокоренных слов»;
— «Сборник диктантов для начальной школы»;
— «Сборник контрольных работ по русскому языку для 1—3-го класса»;
— «Шпаргалки на каждый день».

4. Что уже известно по проблеме?

Для выяснения этого учитель задает детям вопрос: «Какими понятиями нужно владеть для отработки навыка правописания проверяемых безударных гласных?»
Проводится фронтальный опрос. На листе учитель записывает, по мере называния детьми, необходимые для изучения данной темы понятия. Такие понятия выделяются в три блока.

Блок № 1

Ударение.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Слабая и сильная позиция гласной в корне.

Блок № 2

Состав слова.
Однокоренные слова.
Словообразование и формообразование.

Блок № 3

Лексическое значение слова.
Проверяемая и непроверяемая безударная гласная.
Различение орфограммы в слове.

5. Что предстоит сделать?

Учитель. Нам нужно будет:

— проанализировать все понятия, связанные с правописанием безударной гласной в корне;
— собрать воедино теоретические сведения по данной проблеме (определения, правила правописания);
— подобрать практические упражнения, связанные с этими понятиями.

6. Формирование групп.

Учитель. Итак, мы с вами насчитали девять понятий для изучения, а время работы ограничено. Поэтому я предлагаю вам разделиться на три группы для совместной работы.
Дети самостоятельно разбиваются на три группы.

7. Распределение работы между группами.

Каждой группе дается блок понятий из раздела «Что уже известно по проблеме».
Учитель. Внутри каждой группы вам нужно распределить понятия, над которыми вы будете работать.

8. Объект исследования.

Распределив между собой понятия, дети получают пустые карточки, которые им надо будет заполнить. Каждый записывает туда то понятие, которое ему предстоит исследовать.

9. Теория. Практика.

Учитель. Найдите в учебниках или справочниках определение данного понятия и впишите его в раздел «Теория». Не забудьте указать, в какой книге, на какой странице вы нашли это определение.
Затем вам нужно подобрать практическое задание по теме и записать его на вашем листе.
После индивидуальной исследовательской работы обсудите с ребятами из вашей группы правильность ее выполнения. Сделайте, если это необходимо, изменения и поправки. При положительных отзывах товарищей можно внести подготовленные вами сведения в единый проект.

10. Представление проекта.

Учитель. Итак, нами почти выполнен проект «Проверяемая безударная гласная в корне слова». Этот проект является первой частью общего проекта «Орфографический самоучитель».
Каждый из вас должен рассказать о своей части проекта в соответствии с этапами его создания. При представлении проекта заострите внимание на том, какие пробелы в теоретических знаниях и практических умениях приводят к ошибкам в правописании безударных гласных.

Ученики по очереди представляют свои проекты, объясняя классу, насколько важно ликвидировать тот или иной пробел в знаниях и как это можно сделать.

11. Вопросы, на которые не удалось ответить сразу.

Учитель. В любой исследовательской работе могут быть такие вопросы, на которые сразу не ответишь. Вот и сегодня вы, возможно, столкнулись с такими вопросами. На какие вопросы вы не смогли найти ответ?
Сведения заносятся в проект.

12. Как можно улучшить проект?

Учитель. Конец любой работы — это начало следующей. Как вы думаете, можно ли улучшить наш проект?
Сведения заносятся в проект.

Подведение итогов урока

Учитель задает следующие вопросы.

Какой была тема сегодняшнего урока?

Как вы думаете, достиг ли урок своей цели — помочь вам разобраться в причинах неверного написания проверяемой безударной гласной в корне слова?

Домашнее задание

Учитель. Цель домашнего задания — проверить, как вы умеете комплексно применять свои знания. Дома вам нужно заполнить «Лист контроля» (см. приложение 2) и самостоятельно подсчитать количество своих ошибок.

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Вставь буквы

В ЛЕСУ

Мы идем (по)у...к...й доро...к... бер...гом б...л...шого оз...ра. Над ближн...м лесом вст...ет со...це. (Под)ярк...ми луч...ми сверкает голубое оз...ро. (За)ним ш...рок...й п...л...сой л...гло б...лото. Тут ш...гать опа(сн, стн)о.
Мы (в)ходим в з...леную ч...щу. Ровными р...дами ст...ят высокие сосны. Ре...кий луч... со...ца л...ется через густую зел...нь. П...д д...рев...ями пр...хладно. Тиш... и глуш... (в)л...су.

Проверь себя

В ЛЕСУ

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

Приложение 2

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

Вставь буквы

забл...стел
нар...жает
по...вились
прит...илась
п...л...сатые
огл...делся
прин...сут

ок...зались
в...шневый
т...желый
заб...вляться
разд...ются
ц...почка
кл...вать

прож...вать мясо
прож...вать на даче
сл...зать с забора
сл...зать сметану
отв...рить дверь
отв...рить картофель
пос...деть от старости

Проверь себя

заблестел
наряжает
появились
притаилась
полосатые
огляделся
принесут

оказались
вишневый
тяжелый
забавляться
раздаются
цепочка
клевать

прожевать мясо
проживать на даче
слезать с забора
слизать сметану
отворить дверь
отварить картофель
поседеть от старости

TopList