#menu{ width:160px; height:600px; position: fixed; /* Фиксированное положение */ left:50%; margin:0px 0 0 320px; background: #ffe; /* Цвет фона */ border: 1px solid #333; /* Параметры рамки */ }
© Данная статья была опубликована в № 19/2005 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Школьный психолог"
  •  Содержание № 19/2005
  • СКАЗОЧНАЯ ИНИЦИАЦИЯ В ПРОФЕССИЮ


    ИГРОТЕКА

    СКАЗОЧНАЯ ИНИЦИАЦИЯ В ПРОФЕССИЮ

    Тренинг с молодыми учителями

    Психолог в школе часто проводит различные мероприятия по профессиональному самоопределению учеников. Но и у учителей, особенно молодых, тоже существует проблема личностного самоопределения в профессии.

    Предложенные занятия могут помочь не только профессиональной инициации, но и осознанию себя как педагога (при желании их можно адаптировать под любую профессию).

    Стадии инициации в учителя

    1. Разведение ролей «Учитель» и «Всезнающий педагог».

    2. Отреагирование чувства обиды по отношению к «Всезнающему педагогу».

    3. Получение разрешения быть «Учителем».

    4. Поиск своего учительского стиля.

    5. Обозначение и защита своей профессиональной территории.

    6. Социальное одобрение.

    ЗАНЯТИЕ 1

    Разминка «Странный город»

    Инструкция: «Жители странного города отличаются тем, что, гуляя по городу, с каждым боем часов они здороваются друг с другом разными частями тела и каждый раз разными способами».

    Ход работы. Участники группы свободно передвигаются по классу. При каждом хлопке ведущего они здороваются согласно инструкции.

    «Сказочная реклама»

    Придумать себе (как учителю) сказочную рекламу. Затем в парах презентовать себя. Можно использовать арт-материалы: бумагу, журналы, краски, карандаши и т.д. «Сказочность» рекламы позволит полнее отразить содержание профессиональных качеств.

    «Учитель — всезнающий педагог»

    Необходимые материалы: бумага, краски, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры, журналы, ножницы, клей и пр.

    Ход работы

    1. Участники изготавливают из предложенных материалов две маски: маску «Учитель» и маску «Всезнающий педагог».

    2. В микрогруппах по очереди каждый участник представляет эти маски: надевает на лицо и произносит монолог.

    3. Каждый участник находит подходящее место в классе и там, в уединении, проводит диалог масок. Задача диалога — маскам договориться между собой о сотрудничестве. Эту часть упражнения можно проводить и в большем пространстве. Например, найти в школе комфортное для себя место и провести там диалог масок. Маски могут обменяться необходимыми или недостающими друг другу качествами.

    «Педагогическая симфония»

    Необходимые материалы: шумовые музыкальные инструменты, ксилофоны, губные гармошки, народные инструменты и пр.

    Ход работы

    1. В микрогруппах, используя музыкальные инструменты, создать композиции на тему «Учитель» и «Всезнающий педагог».

    2. Групповая композиция на тему «Педагогическая симфония».

    При отсутствии музыкальных инструментов участники могут имитировать их голосом или подручными материалами.

    ЗАНЯТИЕ 2

    Разминка «Мне нравится»

    Ход работы. Участники сидят в кругу.

    Ведущий начинает со слов: «Мне нравится учитель слева тем, что...» Далее называются значимые профессиональные и личностные качества сидящего слева участника. Упражнение продолжается по кругу.

    «Сказка о Всезнающем педагоге»

    Каждый участник придумывает сказку о Всезнающем педагоге по следующей схеме:

    1. Место, время действия, основные персонажи.

    2. Последовательное обозначение трех проблем в порядке возрастания сложности.

    3. Решение трех проблем.

    4. Установление некой истины или нового порядка.

    Готовые сказки зачитываются и анализируются в микрогруппах.

    «Окно роста»

    Необходимые материалы: бумага, краски, кисточки, карандаши, мелки и другие изобразительные средства.

    Ход работы

    1. Лист бумаги формата А3 делится на 4 равные части.

    2. Каждая часть листа имеет отношение к одной из ролей участников группы.

    Студент Учитель

    Ученик Ребенок

    3. Необходимо отразить содержание каждой роли, используя изобразительные средства (просто цвет или конкретные образы).

    4. Написать ассоциации к каждой роли.

    5. Презентовать группе свое «Окно роста».

    6. Обсуждение.

    «Оживление»

    Это упражнение может служить своеобразным ритуалом освобождения от маски «Всезнающего педагога». Участники стоят в кругу.

    Инструкция: «Сейчас мы постараемся оживить мир вокруг себя, сделать его ярким и заметным. Для этого необходимо нежно и с любовью прикасаться к тому, что будет называть ведущий. Оглянитесь вокруг и выберите предмет, признаки которого я буду называть. Прикоснитесь к тому, что является:

    – самым хрупким,

    – самым простым,

    – цветущим;

    – прозрачным» и т.п.

    ЗАНЯТИЕ 3

    Разминка «Хорошо-плохо»

    Участники сидят по кругу. Начинает ведущий: «Я учитель, и это хорошо...» – объясняя почему. Следующий участник подхватывает: «Я учитель, и это плохо...» – также объясняя причину. «Хорошо» и «плохо» называются по очереди. Важно закончить игру на «хорошо».

    «Перформанс»

    Необходимые материалы: музыкальные инструменты, изобразительные средства и бумага разного формата, костюмы или элементы костюмов, грим, аудиозаписи и т.п.

    Ход работы

    1. Группа делится на две равные части.

    2. Первая подгруппа получает тему «Учитель», а вторая тему «Всезнающий педагог».

    3. Используя имеющиеся средства, надо подготовить по заданной теме мини-спектакль любого жанра. Самое главное — полно раскрыть содержание темы.

    4. Время на подготовку перформанса — 25–30 минут.

    5. Демонстрация спектаклей.

    6. Обсуждение.

    «Кривые цели»

    Ход работы

    1. На листе бумаги написать пять целей, связанных с профессиональным становлением. Между ними оставить пробелы в три-четыре сантиметра.

    2. В пробелах написать: что необходимо делать, чтобы никогда не достичь этой цели.

    3. Обсуждение.

    «Цепь доверия»

    Ход работы

    Группа двигается по классу с закрытыми глазами и выставленными на уровне талии руками (вперед ладонями). При встрече рук происходит рукопожатие, и дальше движение осуществляется в паре, при этом каждый выставляет вперед уже одну руку. Игра прекращается, когда вся группа образует единую цепь.

    ЗАНЯТИЕ 4

    Разминка «Лавата»

    Необходимые материалы: магнитофон и ритмичная музыкальная композиция.

    Ход работы

    Группа образует круг. Ведущий говорит: «Это необычный танец «Лавата». Когда его танцуют, то берут своего партнера за разные части тела и так двигаются по кругу. Итак, начали:

    – за коленки;

    – за уши;

    – за пятки;

    – за нос;

    – за плечи;

    – за кончики пальцев и т.д.

    «Сказочные задачи»

    Ход работы

    1. Группа разбивается на подгруппы по три-четыре человека.

    2. Задание: каждая подгруппа должна придумать сказочную задачу, отражающую проблемное поле профессионального становления учителя, и загадать ее другим подгруппам.

    3. Подгруппы, получив сказочную задачу, должны придумать как можно больше способов ее решения.

    4. Обсуждение.

    Групповая инсталляция «Учитель-профессионал»

    Необходимые материалы: 4 ватмана или оборотки обоев, склеенные скотчем, общей площадью 2 x 2 м; гуашевые краски, кисти, маркеры, журналы, ножницы, фольга, пленка для бутербродов, картон для труда, цветная бумага, бумага для рисования и т.п.

    Инструкция: «Используя арт-материалы, создать на ватманах всей группой композицию на тему «Учитель-профессионал». Важно участие каждого. Проявите творчество, элементы композиции могут иметь объемные и плоскостные формы. При желании используйте учительскую атрибутику и оборудование кабинета (карты, указки, учебники и др.), главное — вернуть потом все на место».

    Время работы: 20–25 минут.

    Ход работы

    1. Склеенный ватман размещается в центре класса. Арт-материалы располагаются рядом на столе. Можно включить активную музыку (или ту, которую выберут участники).

    2. Создание композиции. Психолог инициирует активность участников, подбрасывает идеи.

    3. Написать к готовой инсталляции стихи, частушки, можно использовать «черный юмор», вспомнить афоризмы на тему или спеть песню. Участвует каждый.

    «Сказочный талисман»

    Необходимые материалы: бумага, фломастеры, цветная бумага, фольга, клей, шерстяные нитки разного цвета, ножницы, открытки и пр.

    Инструкция: «Сейчас у каждого участника будет возможность сделать сказочный талисман, помогающий в работе соседу слева. Постарайтесь вложить в него то, что: поддержит, рассмешит, напомнит, защитит, откроет ресурс».

    Об этом задании необходимо предупредить заранее, чтобы участники могли продумать формат талисмана, сделать домашние заготовки.

    Ход работы

    1. Изготовление талисмана (можно включить приятную мелодию). Время работы: 10–15 минут.

    2. С готовыми талисманами участники садятся в круг, каждый вручает талисман своему соседу слева с пожеланиями и объяснениями.

    3. Обсуждение.

    Некоторые работы участников могут, по согласованию с ними, использоваться в качестве выствочного материала в учительской или фойе школы. Особый интерес всегда представляют учительские маски.

    Наталья САКОВИЧ,
    ведущий психолог
    отдела прикладной педагогической психологии
    Академии последипломного образования, г. Минск

    TopList