Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами»

 

Вместе весело шагать

Работа педагога-психолога с учителем 1-го класса

Я работаю педагогом-психологом уже третий год, это не так уж мало. Честно говоря, первый год работы показался мне адом. Но благодаря своему наставнику — педагогу-психологу Ярцевской СОШ № 12 А.А.Андрееву я вошла в курс дела. И на второй год я уже, как говорится, была во всеоружии.

Начала я с малышей: отслеживала развитие детей с дошкольного возраста. С января по май в ДОУ начинаются занятия по подготовке к школе (личностная и интеллектуальная готовность). На каждого ребенка заводится психолого-педагогическая карта, в которую складываются все диагностики, анкеты, тетрадки и другие работы дошкольника.

В мае в школе всегда проходит школьный психолого-медико-педагогический консилиум, на котором психолог (то есть я) знакомит учителя первого класса с его будущими учениками.

То же самое было и в этом, 2007/2008 учебном году. Только с той разницей, что в прошлом году детей у меня принимала опытный педагог, а в этом году — молодой специалист, такой же, как я. И только теперь я поняла, как важна совместная работа педагога и психолога, особенно в начальном звене. И неважно, какой стаж работы у тебя за спиной и кто ты, психолог или педагог. Важно сотрудничество, взаимопонимание и доверие. Только при таком условии работа учителей начальных классов и социально-психологической службы станет качественнее.

Можно сказать, что в этом году с учителем первого класса Еленой Юрьевной Полянской мы, как молодые специалисты, учились вместе. Честно говоря, более опытные учителя редко обращаются за помощью к психологам, а особенно к начинающим, и прислушиваются к ним.

В первый класс в этом учебном году у нас пришли всего 5 человек. И с первого сентября мы с Еленой Юрьевной взялись за дело. Подготовили сценарий торжественной линейки 1 сентября, который смотрелся ничуть не хуже, чем все остальные. Еще раз просмотрели психолого-педагогические карты первоклассников, отметили слабые и сильные стороны будущих учеников и составили небольшой план работы на первую четверть, который заключался во взаимопосещении уроков и развивающих занятий (взаимопосещение уроков и психологических занятий проходило на протяжении всего года).

В конце первой четверти прошла диагностика «Адаптация первоклассников», за которой последовало родительское собрание, которое мы тоже провели вместе. На наш взгляд, оно прошло успешно.

План совместной работы педагога-психолога и учителя 1-го класса

Месяц ДОУ 1-й класс
Сентябрь   Подробный просмотр психолого-педагогических карт детей.
Выделение сильных и слабых сторон. Взаимопосещение уроков
Октябрь   Адаптация первоклассников. Родительское собрание.
Тема: «Я — родитель первоклассника»
Ноябрь   Назначение индивидуальных и групповых занятий на развитие познавательных процессов
Декабрь   Родительское собрание. Тема: «Учимся вместе»
Январь Развивающие занятия. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. «Приключения будущих первоклассников»
(СПб.: Речь, 2007)
Диагностический минимум учащихся
Февраль Подведение итогов диагностического минимума, выделение слабых и сильных сторон учащихся. Подбор упражнений, игр на устранение слабых сторон у учащихся
Март Итоги работы по устранению слабых сторон у учащихся.
Родительское собрание. Тема: «Взлёты и падения»
Апрель–май Заседание школьного ПМПк Подведение итогов совместной работы, составление плана работы на следующий год.
Родительское собрание. Тема: «Что нам понадобится во втором классе?»

Так как мы живем в поселке, то многим еще непонятна роль психолога в школе. Раз пришел к психологу на занятия — значит, псих и ненормальный. В начальной школе, наоборот, родители и дети уже с первого класса видят суть работы психолога. А самое приятное, что родители учащихся 1-х и 2-х классов сами обращаются за помощью в воспитании и развитии ребенка.

Проблем у ребятишек было немало — у кого с речью, у кого с мелкой моторикой и др. Совместно с родителями мы решили назначить учащимся индивидуальные занятия по преодолению возникших трудностей. А также я составила советы родителям, чтобы они тоже помогали нам преодолевать эти трудности.

Статья подготовлена при поддержке компании «Фабрика перил». Если Вы решили приобрести качественные и надежные перила и ограждения, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Фабрика перил». Перейдя по ссылке: «комплектующие для перил», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать фурнитуру для перил по выгодным ценам. В компании «Фабрика перил» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

В течение II и III четвертей ученики первого класса посещали индивидуальные и групповые развивающие занятия. Каждый раз мы видели итоги совместной работы. Например, Елена Юрьевна затратила гораздо меньше учебных часов на изучение геометрических фигур, чем это было указано в плане занятий. Эти часы пригодились ей при изучении темы «Решение задач на два действия». На развивающих занятиях мы говорили о временах года, месяцах, днях недели и времени суток, а Елена Юрьевна только закрепляла эти знания на уроках по окружающему миру. На занятиях происходит активное расширение словарного запаса, что помогает на уроках по литературному чтению.

Учительница начальных классов, в свою очередь, постоянно подпитывает меня теоретическими знаниями, так как психологи не изучают методику преподавания математики, письма, обучения грамоте и др, а знания такие очень нужны, особенно в построении занятий в ДОУ.

В течение всего года мы используем на занятиях материалы с портала «Солнышко», которые очень хорошо помогают развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление). Некоторые задания используем на уроках математики, письма и на развивающих занятиях.

В январе в начальном звене проходит «Диагностический минимум», когда я проверяю развитие памяти, внимания, мышления, речи и сравниваю с показаниями при поступлении в 1-й класс. Заметно выше стали результаты речевого развития и мыслительных операций и немного ниже — памяти. Увидев снижение показателей памяти, мы подыскали ряд упражнений на развитие памяти и усиленно работали в течение двух месяцев как на уроках, так и на развивающих занятиях, давая пятиминутные игры именно на развитие памяти, такие упражнения, как «10 слов» Лурия, 10 картинок, «Животные поменялись местами», «Кто спрятался?» и др. Через два месяца мы увидели, что у некоторых учащихся результат вернулся к тому, с которым они пришли в 1-й класс, а у некоторых значительно повысился.

И вот наступил май, мы подводим итоги совместной работы и видим, что показатели по всем познавательным процессам по сравнению с первоначальными улучшились, у всех учащихся просматривается учебный мотив. Четырем первоклассникам стали доступны занятия сверх школьной программы — по газете «Солнышко» для детей 10–12 лет, математические задания всероссийского математического клуба «Кенгуру». А еще один ученик развивается в соответствии с возрастом, вполне справляясь с программой первого класса.

Конечно, год совместной работы — это только начало, но самое главное, на наш взгляд, что начало успешное. Многие преподаватели нашей школы поняли, что всем учителям надо «дружить» с психологом, но кое-кто до сих пор не хочет меняться и «переступать через себя», взаимодействовать с молодыми специалистами. Но я надеюсь, что все еще впереди. Москва тоже не сразу строилась.

Анастасия ПУТИНЦЕВА,
педагог-психолог
средней общеобразовательной школы № 15,
п. Майское, Енисейский р-н,
Красноярский край