Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2008


Репортаж

Всех объединило «Преодоление»

 

Вечный вопрос о взаимодействии психологической науки и практики, оказывается, вполне разрешим. В этом я убедилась, побывав на выездном заседании Бюро отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования, которое состоялось 18 июня в московском центре реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление»

В этот центр попадают, пожалуй, самые трудные пациенты — те, кто имеет патологию спинного мозга (травматическую, инфекционную, последствия ДЦП). Здесь находятся те, кому уже исполнилось 14 лет, поэтому они полностью осознают свою неспособность жить полноценной жизнью. Часто они не только оказываются приковаными к инвалидной коляске, но и теряют способность самостоятельно обслуживать себя, поскольку травма или серьезное заболевание позвоночника, как правило, сопровождается нарушением двигательных функций верхних и нижних конечностей.

Вели заседание академики В.В. Рубцов, Л.П. Кезина, А.А. Деркач и президент РАО академик Н.Д. Никандров
Вели заседание академики В.В. Рубцов,
Л.П. Кезина, А.А. Деркач и президент РАО
академик Н.Д. Никандров

По мнению медиков, поражение спинного мозга представляет собой одну из серьезнейших медико-социальных проблем в силу как стойкости и глубины нарушений двигательной активности, так и изменений социального статуса больных. Среди них 75,8%, составлют мужчины, в том числе 41,3% — лица трудоспособного возраста (до 45 лет). Таким людям нужно преодолеть тревогу, заботы, страхи, потерю чувства собственной ценности и приобрести уверенность, необходимую для начала новой жизни.

К сожалению, у них часто не бывает семьи или же она распадается, что усиливает их и без того тяжелое психологическое состояние.

Возвращение инвалидов к нормальной жизни и трудовой деятельности — острейшая проблема, которая носит межведомственный характер. Наше общество еще не приспособлено к тому, чтобы инвалиды-колясочники чувствовали себя полноценными людьми. Многие из них практически не покидают стен своей квартиры, поскольку медицинские, социальные, культурные учреждения, общественный транспорт в большинстве случаев не оборудованы специальными устройствами для их перемещения (пандусами, подъемниками, лифтами). А появившиеся в последнее время специальные автобусы и троллейбусы, приспособленные для проезда инвалидов, ими практически не используются. В СМИ до сих пор широко обсуждается случай, когда девушку в инвалидной коляске отказались посадить в самолет. Эта ситуация характеризует, в первую очередь, само общество, которое даже психологически не готово к тому, чтобы в нем свободно чувствовали себя люди с ограниченными возможностями передвижения.

Среди тех, кто приобретает инвалидность по причине травм, много подростков и молодых людей, ставших жертвами автомобильных и иных катастроф, занятий экстремальными видами спорта и даже предпринимавших попытки суицида. Поэтому работа в центре направлена на комплексную реабилитацию пациентов, их социальную адаптацию и серьезную психологическую помощь. Большое внимание уделяется профессиональной и социально-бытовой реабилитации.

Часто сюда попадают успешные и уже состоявшиеся люди или те, кто, начав свое профессиональное становление, получил травму, которая, как кажется, должна была бы полностью перечеркнуть все надежды на будущее. Главное, чему учат в центре, — не отчаиваться и не падать духом, а доказать себе и окружающим, что ты можешь стать состоявшейся личностью. И это удается!

Первое, что бросается в глаза: здесь все улыбаются. И пациенты, и обслуживающий персонал. Причем это не показные, а искренние улыбки людей, сделавших для себя потрясающее открытие: несмотря ни на что я — полноценный человек, который умеет радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Путешествуя по центру, участники заседания увидели много интересного: прекрасно укомплектованный компьютерный класс, где проходят ежедневные занятия, библиотеку, в которой можно взять (или даже заказать в магазине «Библио-Глобус») книгу, специально оборудованное помещение, где есть возможность посмотреть любимый фильм или послушать музыку.

Пациенты ведут активный образ жизни: они участвуют в конкурсах, соревнованиях, на специальном автобусе выезжают на экскурсии, посещают театры и музеи.

Хотя время пациентов расписано до минуты, они не отказывают себе в удовольствии побывать в зимнем саду
Хотя время пациентов расписано до минуты,
они не отказывают себе в удовольствии
побывать в зимнем саду

Есть особые модули, в которых отрабатываются элементарные бытовые навыки: приготовление пищи, мытье посуды, пользование бытовыми приборами. Ну и кроме этого, проводится широкий комплекс медицинских реабилитационных и восстановительных процедур (коррекция двигательных нарушений и нарушений, связанных с органами чувств), подбор средств технической реабилитации.

В комплексе психологической реабилитации — диагностика, индивидуальное консультирование, сеансы психотерапии, занятия в релаксационной комнате, обучение саморегуляции и аутогенной тренировке. Профессиональная реабилитация включает в себя профессиональное консультирование и профориентацию, обучение на курсах ПК и иностранных языков.

Для каждого пациента создается индивидуальная реабилитационная программа, учитывающая не только состояние здоровья, но и психологические проблемы, дальнейший патронат на дому и консультативную помощь после завершения курса реабилитации.

«Преодоление» — единственный центр такого уровня не только в Москве, но и в России, поэтому здесь бывают пациенты из всех регионов России и даже из стран дальнего зарубежья.

В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы «О выполнении комплексной целевой программы по социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности г. Москвы на 2007–2009 гг.» Департамент социальной защиты населения оплачивает реабилитацию в центре «Преодоление» жителям города. Для остальных — лечение платное, но цены здесь оптимальные для такого уровня услуг.

Несмотря на то что для разработки реабилитационных программ привлекались самые лучшие специалисты (как российские, так и зарубежные), сотрудники центра постоянно нуждаются в помощи ученых — психологов, физиологов, медиков.

Об этом и шла речь на выездном заседании Бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Директор центра реабилитации «Преодоление» Л.П. Кезина (кандидат психологических наук, академик РАО), говоря о необходимости комплексного подхода к реабилитации инвалидов, отметила, что главным здесь является «понимание того, что психологическая реабилитация должна предшествовать физической». Поэтому центр остро нуждается в помощи психологов по составлению индивидуальных психологических программ для пациентов и программ по их социализациии и трудоустройству, психологической подготовке сотрудников для работы с пациентами-колясочниками.

Заседание началось с длительной экскурсии по центру
Заседание началось
с длительной экскурсии по центру

Эти наработки нужны не только специалистам данного центра, но и всем образовательным, социальным и медицинским учреждениям, которые должны и могут заниматься комплексной реабилитацией инвалидов в нашей стране. Нужны программы, способствующие вовлечению инвалидов в трудовую деятельность. Многие молодые люди, несмотря на свою инвалидность, а может быть, даже вопреки ей, стремятся к получению высшего образования. К сожалению, проблемы есть и здесь. О том, что система высшего образования пока еще не готова к обучению инвалидов, говорил В.В. Рубцов (ректор МГППУ, директор ПИ РАО, академик РАО). Он отметил, что в соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании» люди с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) имеют равные со всеми гражданами России права на получение образования. Однако воспользоваться ими могут немногие. Несмотря на то что по данным за 2007 год каждый пятый инвалид стремится получить высшее профессиональное образование, заканчивают вузы только 1% от общего числа инвалидов.

Реально ни организационой, ни научно-методической, ни юридической основы для проведения системной образовательно-реабилитационной работы нет: не создана система непрерывного образования с использованием интегрированного обучения, на должном уровне не разрабатываются возможности дистанционного обучения в соответствии с современными реабилитационно-образовательными технологиями.

А концепция интегрированного образования, призванная обеспечить реализацию прав детей-инвалидов на их обучение в общеобразовательных учреждениях, «забуксовала», поскольку ни в одном регионе, включая Москву, системы интегрированного образования детей и молодежи с ОВЗ не создано. В отдельных вузах появляются специализированные структуры и службы обеспечения образования и реабилитации студентов-инвалидов. В МГТУ им. Н.Э. Баумана существует специализированный учебный центр для инвалидов и лиц с дефектами слуха. В МГППУ по решению Департамента образования г. Москвы создан Институт гуманитарных технологий, где обучаются инвалиды с нарушениями зрения и колясочники.

Виталий Владимирович уверен, что при успешной реабилитации и создании стартовых возможностей «человек с инвалидностью перестает быть жертвой обстоятельств и начинает сам формировать условия, необходимые для реализации своих жизненных и профессиональных задач». Но никакие перемены невозможны без изменения государственной политики в сфере образования.

Одна из самых любимых пациентами процедур: гидрокинезотерапия
Одна из самых любимых пациентами процедур:
гидрокинезотерапия

В ходе обсуждения наметился ряд острых проблем, связанных с реабилитацией инвалидов. В частности, по заявлению О.В.Михайловой (зам. начальника Департамента социальной защиты населения г. Москвы), необходимо определиться со значением самого термина «реабилитация», поскольку медики и педагоги понимают его по-разному. Кроме того, нужны специальные программы, направленные на формирование мотивации на позитивный результат, причем они должны быть рассчитаны и на работу с близкими инвалидов. Нужна особая подготовка специалистов для работы с детьми-инвалидами.

Вопрос о необходимости интеграции детей-инвалидов в общее образование тоже остается пока еще спорным. Н.Н. Малофеев (директор Института коррекционной педагогики РАО, академик РАО) уверен, что специальные школы для детей-инвалилов надо поддерживать, а не бездумно «растаскивать» из них детей по общеобразовательным учебным заведениям.

Целый «пакет» для решения не решенных до сих пор задач по организации реальной помощи инвалидам предложил Б.С. Братусь (зав. кафедрой общей психологи МГУ, профессор, академик РАЕН, член-корреспондент РАО). Среди них — принятие закона о квотировании рабочих мест для инвалидов, создание сети специализированных автошкол, развитие надомного труда. В.В. Рябов (ректор МГПУ, академик РАО) отметил, что студенты педагогических вузов должны обязательно проходить практику в образовательных учреждениях, работающих с инвалидами.

В целом, работа сотрудников центра вызвала восхищение у участников заседания.

«У меня сегодня праздник!» — поделилась своими впечатлениями В.С. Мухина (зав. кафедрой МПГУ, академик РАО). А Е.С. Романова — директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, с которым тесно сотрудничает центр «Преодоление», познакомила собравшихся с результатами недавнего анкетирования его пациентов.

Оказалось, что 98% из них верят в свою реабилитацию и возвращение к полноценной жизни. Евгения Сергеевна призвала коллег к совместной работе по созданию модели психологической помощи для реабилитации инвалидов.

В конце заседания члены Бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО пришли к общему решению, что центр реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление» может и должен стать хорошей научно-методической и экспериментальной площадкой для проведения комплексных междисциплинарных разработок.

Важно, что Российская академия образования активно включилась в решение проблем реабилитации инвалидов. А подавляющее большинство участников заседания — руководители вузов, учреждений науки, исследовательских центров — предложили «Преодолению» конкретную помощь по разработке программ.

Для организации системной образовательно-реабилитационной работы с инвалидами в масштабах страны было решено выйти с конкретными предложениями в Государственную думу и Правительство РФ.

Ольга РЕШЕТНИКОВА