Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2008


Книжный шкаф

Школа и как в ней выжить

Взгляд гуманистического психолога

И.Ю. Млодик
М.: Генезис, 2008

Помню, в свое время меня сильно покоробило название одной популярной книги – «Семья, и как в ней уцелеть». Подумалось: коли перед человеком в семье встает проблема уцелеть, то бедняга достоин глубокого сочувствия – с семьей ему явно не повезло. Не для того мы, наверное, создаем семью, чтобы испытывать себя на прочность в экстремальной ситуации выживания. Правда, не секрет, что для многих семейная жизнь действительно становится испытанием – тяжким и порой непосильным. И их попытки поделиться опытом выживания, наверное, небесполезны для других таких же бедняг.

Похожие мысли приходят при знакомстве с книгой под аналогичным названием, посвященной школе. Неужели это такое ужасное место, само выживание в котором проблематично? Автор, психолог гуманистической ориентации, явно придерживается такого взгляда, который, похоже, вынесен ею еще из собственного ученического опыта. Традиционная отечественная школа видится ей авторитарной казармой, бездушной фабрикой по штамповке «гомо советикус».

В современной школе автор выделяет несколько типов, в частности так называемую учебно-центрированную школу. Само такое определение у кого-то может вызвать недоумение: а какой, спрашивается, школе еще быть? Мы привыкли доверять законо-центрированному правосудию, лечиться в лечебно-центрированной больнице, отдыхать на отдыхо-центрированном курорте, и нас вряд ли устроит, если эти институции пожелают центрироваться на чем-то ином. А школа – разве не учение выступает ее центральной задачей?

Читатель, знакомый с так называемой гуманистической парадигмой, наверняка уже догадался, что такое мнение является тяжелым пережитком нашего тоталитарного прошлого. В качестве достойной альтернативы учебной школе, а также ничем не лучшей родительско-центрированной (то есть призванной отвечать родительским ожиданиям насчет будущего их детей – ну не самодурство ли!), автором предлагается личностно-центрированная школа с ее приматом душевного комфорта над знаниями, независимости над авторитетом, прав над обязанностями, спонтанности над нормами. Из такой школы, взамен тому никчемному шлаку, которым, судя по всему, мы, нынешние взрослые, являемся, и явится новый человек прекрасного будущего.

Изданная лет пятнадцать назад на волне либеральной эйфории, эта книга наверняка имела бы бешеный успех. Впрочем, можно не сомневаться, что и сегодня она найдет немало благодарных читателей. Ведь мечтой перестроить по заветам мистера Роджерса никудышную российскую школу (полмира обеспечившую высококлассными специалистами, мастерами своего дела) у нас одержим легион гуманистов-реформаторов. И если их идеи вам близки, то их очередное изложение мастерским пером обязательно вас порадует. Если же нет, никому в этом не признавайтесь, если не хотите прослыть консерватором-авторитаристом. Моя-то репутация давно безнадежна, а вам свою советую поберечь.

Сергей СТЕПАНОВ

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта, посвящённого детским спортивным комплексам и уголкам. На сайте Вы найдёте информацию о шведских стенках, спорткомплексах, площадках, фитнес-тренажёрах, степперах, сайклингах, детских спортивных уголках "Ранний старт", отзывы об оборудовании и многое другое. Посмотреть весь список детских комплексов и подробную информацию Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://sportkompleksy.ru/.