Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2008


Гильдия

Эксперимент, затеянный природой

 

Попытки понять

Словосочетания «детская одаренность» и «одаренные дети» образованы из одних и тех же слов, но при всей близости этих понятий и внешнем сходстве обозначающих их терминов нельзя не заметить, что речь идет о разных психологических явлениях. У понятия «детская одаренность» есть смысловой аналог — «потенциал личности», и об определенном уровне одаренности или степени развития этого потенциала можно говорить применительно к каждому ребенку. Человеческое мышление, способность к творчеству — величайший из даров природы. Подчеркнем, что этим «даром» природа отмечает каждого человека, но так же очевидно, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Поэтому словосочетанием «одаренный ребенок» обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению существенно отличаются от сверстников. Данный подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне отражает реальное положение дел.

Ответ на вопросы, кого же считать одаренным и что такое одаренность, должна давать концепция одаренности. Но в жизни все оказывается сложнее. Во-первых, представления о концепции одаренности у разных специалистов различны, и, во-вторых, существуют культурно-образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как разрабатываются сами концепции. А потому, к сожалению, очень часто образовательная практика опирается либо на давно устаревшие, либо на имплицитные модели одаренности, в которых чего только не намешано.

Попытки выработать единое понимание того, что следует именовать одаренностью, предпринимались в разных странах. Так, например, Комитет по образованию США в 1972 году предложил следующее определение: «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения» (Карне М. Существо проблемы // Одаренные дети. — М., 1991). Как видим, определение одаренности дается через достижения, причем указывается, как их можно определить — с помощью экспертов («опытных специалистов»). Речь идет о достижениях в следующих сферах:

• интеллектуальной;

• академических достижений;

• творческого или продуктивного мышления;

• общения и лидерства;

• художественной деятельности;

• психомоторной (двигательной).

Одно из характерных для современной отечественной психологии определений понятия «одаренный ребенок» содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности» (1998): «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Одаренность определяется здесь также через достижения, которые либо уже продемонстрированы, либо будут проявлены в будущем. В целом, характеризуя суть понимания явления, это определение все же не проясняет, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике принято именовать одаренными:

• дети с высоким» «IQ»;

• дети, достигшие выдающихся успехов в каком либо виде деятельности;

• дети с высокой креативностью.

Это утверждение не бесспорно, хотя действительно существовали и существуют в разных странах мира школы и классы, где дети отобраны преимущественно по результатам тестирования на интеллект. Многовековую историю имеют школы и классы для учащихся, проявивших свою одаренность в какой-то определенной области (изобразительное искусство, математика, музыка, спорт и др.). Но где и когда создавались школы или классы, в которые отбирали бы детей с высокой креативностью?

Другой специалист, М.А. Холодная, утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей:

• «сообразительные»;

• «блестящие ученики»;

• «креативы»;

• «компетентные»;

• «талантливые»;

• «мудрые».

Такая дифференциация одаренных могла бы быть очень полезна, однако практика образования этим мало интересуется. По моим наблюдениям, в современном образовании различаются лишь три категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения.

Первая категория одаренных, которую принято выделять, — дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, — дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности. Их выявление строится преимущественно на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать для них особое образовательное пространство уходит в глубь веков.

К третьей категории одаренных, учитываемой образовательной практикой, можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»). Как бы ни спорили с этим подходом психологи, приводя самые разные «неоспоримые» аргументы, педагоги утверждали и продолжают утверждать, что успешность учения — явление не случайное. Хорошо учиться способен не каждый, и для того чтобы стать, например, отличником, нужен особый дар, и есть он далеко не у каждого.

Эти виды одаренности являются тем самым минимальным и, вероятно, достаточным набором, которым и должна ограничиваться дифференциация в образовании, а дальнейшую работу следует вести уже на уровне индивидуализации обучения.

С точки зрения современных концепций одаренности данные представления не точны и не все разработчики концептуальных моделей одаренности согласятся с существованием таких подходов в обучении. Но следует понимать, что в данном случае мы говорим не об идеальных представлениях, а о существующей объективно педагогической реальности.

«Ранняя» и «поздняя» одаренность

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.А.Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф.Гальтона, И.И.Мечникова, Ж.Пиаже, Н.Винера, В.Гюго, М.Мусоргского, и этот список можно долго продолжать. Не секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, но далеко не всегда. Не менее часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими.

Например, Николай Коперник не только не значился среди одаренных детей, но даже в зрелом возрасте формально не принадлежал к числу ученых-астрономов. Сравнительно поздно поступил в Академию художеств Василий Иванович Суриков, в зрелом возрасте начал свою литературную деятельность известный русский писатель Иван Сергеевич Крылов. Ничем особенно не выделялись в детстве среди своих сверстников многие известные ученые, художники и даже политики.

Исследователями отмечается, что наиболее часто ранние дарования проявляются в искусстве, в особенности в музыке. Классическими примерами стали сведения о достижениях трехлетнего Моцарта, четырехлетнего Гайдна, пятилетнего Мендельсона. Среди рано продемонстрировавших собственную одаренность значатся имена композиторов: Прокофьева, начавшего свою композиторскую карьеру в 8 лет; Шуберта — в 11 лет; Вебера — в 12 лет и других. Но даже в музыке, удерживающей пальму первенства по раннему проявлению одаренности, достижения, имеющие объективную ценность, проявлялись обычно не раньше чем в 12–13 лет.

Несколько позже, как свидетельствуют изыскания биографов, проявляется обычно одаренность в пластических искусствах (живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве). В восемь лет проявилась одаренность у Рафаэля и Ж.-Б. Грёза; в 10 лет — у Ван Дейка и Джотто; в 13 лет — у Микеланджело; в 15 лет — у Дюрера. По утверждению С.Л. Рубинштейна, наиболее ранним (вне области искусства, где творчество проявляется раньше) является техническое изобретательство.

В науке творческие достижения отмечаются в значительно более позднем возрасте, обычно после 20 лет. Почти все ученые, заявившие о себе до двадцати лет, были математиками. Хрестоматийными здесь стали примеры достижений: Паскаля, Лейбница, Ньютона, Лагранжа, Гаусса, Галуа и др. Раннюю одаренность в науке некоторое время назад было принято отождествлять с рано проявившейся высокой обучаемостью в данной сфере. Так, например, широко известна легенда о К.Ф. Гауссе — первокласснике, свидетельствующая о его высокой математической одаренности. Немало таких историй описано биографами Айвазовского, Брюллова, Сурикова. Однако в последующих исследованиях неоднократно было показано, что высокая обучаемость в какой-либо сфере часто, но не всегда является свидетельством последующей успешности в этой деятельности.

Актуально и потенциально

Детская одаренность нередко рассматривается с точки зрения того, насколько она в данное время проявлена в достижениях или результатах психологического тестирования. Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, именуют «явной», и напротив, если она присутствует в завуалированной, замаскированной форме, — «скрытой» одаренностью. Проявленную, очевидную одаренность, замеченную окружающими, называют «актуальной». В данном случае речь идет о явных выдающихся достижениях в определенном виде деятельности (изобразительное искусство, математика, музыка, шахматы и др.). Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют уже не «одаренными», а «талантливыми».

И напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу функциональной недостаточности данных психических возможностей, называют «потенциальной». Такая одаренность должна выявляться в ходе психологического тестирования, на что постоянно претендует психологическая диагностика одаренности.

В педагогическом плане как проблемная рассматривается и рано проявившаяся актуальная одаренность, и тем более одаренность потенциальная. В первом случае возникает задача ее «сохранения» и трансформации одаренного ребенка в одаренного взрослого, что, как уже отмечено, происходит далеко не всегда. При этом важно понимать, что эта задача культурно обусловлена. Если мы рассматриваем детство как подготовку к жизни, то у нас есть все основания для тревоги по поводу сохранения и развития рано проявившейся детской одаренности. Сохранится ли одаренность в зрелом возрасте? Не станут ли ранние достижения препятствием на пути к успеху в дальнейшем? Эти вопросы представляются актуальными.

Однако они обесцениваются, если мы исходим из идеи о самостоятельной ценности детства как особого периода жизни человека. Тогда оказывается, что успешность на этапе детского возраста и аналогичная успешность в дальнейшем не обязаны сочетаться. В этом случае принципиально неверно рассматривать один этап жизни как подготовку к другому. Даже если этот этап — детство и, следовательно, по нашим представлениям, целиком устремлен в будущее.

Значительно сложнее обстоит дело с потенциальной одаренностью — одаренностью, которая есть, но не выражена явно. Коварство понятия «потенциал», как и словосочетания «потенциальная одаренность», в том, что эта характеристика принципиально не может быть выявлена. О потенциале можно говорить лишь как о гипотетическом явлении. Если потенциал проявлен в результатах деятельности или даже в тестировании, то он автоматически перестает существовать, превращаясь в достижения.

Правда, возможно и иное решение, его предлагает ряд современных специалистов в области психологии одаренности (Савенков А.И., Ушаков Д.В. и др.), в этой части солидаризирующихся с общими подходами Г.Ю. Айзенка. Одна из главных претензий к тестированию интеллекта и креативности заключается в том, что задания тестов интеллекта (и тем более тестов кративности) не соответствуют ни по содержанию, ни по своему характеру жизненным задачам, которые предстоит решать индивиду в дальнейшем. Но эти исследователи настаивают на том, что тестирование и не должно быть «экологически валидным», если оно ориентировано на выявление потенциальных возможностей индивида.

Задания тестов интеллекта мало напоминают реальную деятельность ученого, при этом, как свидетельствуют многие работы, построенные на серьезных эмпирических данных (Трост Г. и др.), на основе тестирования достаточно хорошо можно предсказать успешность человека в сфере научной деятельности (Дружинин В.Н., Ушаков Д.В. и др.). «Если же тестировать людей на «экологически валидном» материале, — как справедливо отмечает Д.В. Ушаков, — то предсказание оказывается значительно менее точным».

Эффект гадкого утенка

Сказка Андерсена «Гадкий утенок» прекрасно известна всем, однако у большинства из нас, как у героини не менее известной сказки Л. Кэрролла, нет никакого желания извлекать из нее мораль. Правда, Алису раздражала не сама возможность извлечения морали, а упорное желание Герцогини делать это предельно формально. При этом Герцогиня произнесла интересные слова: «Во всем есть своя мораль, нужно только уметь ее найти!» Это правда, о чем нам и напоминали неоднократно, например: «Сказка ложь, да в ней намек…» И совсем несложно заметить, сколь поучителен сюжет сказки Андерсена, наглядно иллюстрирующий одну из распространенных моделей отношения воспитателей и общества к одаренному ребенку.

В каждом отдельном случае причины, по которым одаренность ребенка остается незамеченной, конечно, различны. Может быть, ранние способности не проявились, а потенциал, как ему и положено, оказался скрыт от непосредственного наблюдения. В лучшем случае родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного внимания к тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. А в худшем, как в сказке про «гадкого утенка», в силу тотального предубеждения они не пожелали заметить в развивающейся личности выдающиеся потенциальные возможности и даже рассматривали их ростки (например, проявления «креативности», интеллектуальной инициативы и др.) как негативные свойства. При этом наиболее ценными считали качества совсем другие.

«Эффект гадкого утенка» можно охарактеризовать как ситуацию развития, когда объективно ценные качества, позволяющие добиваться выдающихся успехов в жизни, на ранних этапах развития личности воспринимаются как недостатки и становятся причиной конфликта одаренного ребенка и его окружения.

Всем нам по собственному жизненному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессора, руководители производства, ценящие прилежание, послушность, аккуратность значительно выше инициативы, оригинальности, смелости, независимости суждений и действий. Своеобразное подтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим углом зрения биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни.

Это явление и есть «эффект гадкого утенка», когда проявления одаренности неочевидны для окружающих, а их ростки не только не поддерживаются, но даже, напротив, пресекаются. Подобное отношение делает одаренного ребенка изгоем, он подвергается преследованиям именно за то, что в дальнейшем позволит (или могло бы позволить) стать ему «прекрасным лебедем».

Человек как явление природы

Природа, в отличие от человека, не любит ясных, простых, однозначных решений, поэтому оказывается невероятно сложно построить теории и дать однозначные, ясные определения таким многогранным явлениям, как одаренность, творчество, интеллект. Созданные природой объекты многогранны, многослойны и сложны, они не вписываются в упрощенные, стройные логические схемы, к поиску которых постоянно стремится в своем познании человек. Ни для кого не секрет, что способность человека к познанию ограниченна, поэтому дифференциация сложного внешнего мира, его схематизация и упрощение необходимы в человеческом познании. Но, говоря о творчестве, мы не можем даже надеяться на возможность подобных упрощений, ведь перед нами оказывается стихия человека как явления природы, не поддающегося схематизации и полному, логически выверенному описанию.

Это нежелание природы действовать просто и однозначно заставляет нас рассматривать творчество и творца как явления природные — сложные и противоречивые, а с точки зрения классических теорий — еще и плохо структурируемые. Порождаемые в результате теоретические модели не отражают в полной мере суть явления, недопустимо упрощая его, а дополняющие их описания особенностей развития одаренных детей и взрослых, как правило, оказываются эклектичными. Эти описания традиционно и неизбежно страдают даже некоторой противоречивостью, но для создания более полной картины одаренности как явления они необходимы.

Список качеств

Каждый ребенок, как справедливо утверждают биологи, — это новый эксперимент, затеянный природой. Вполне согласуясь с теорией Ч. Дарвина, это утверждение в большей степени применимо к одаренным, чем к тем, кого условно относят к «норме». При всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей и выдающихся взрослых. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда особенностями, оказывается довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность этих черт в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но даже педагогами и родителями.

Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их «нормальных» сверстников. Знание о них всегда считалось необходимым для адекватного построения социально-воспитательной практики и образовательного процесса. Поэтому традиционно столь высокий интерес проявлялся к изучению биографий выдающихся людей.

Большинство исследователей, изучавших биографии выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандта, Галилея, Петра I, Ньютона, Гегеля, Наполеона, Ломоносова, Дарвина, Павлова и др.), пришли к выводу о том, что в детстве у этих людей чаще всего встречаются следующие характеристики:

• 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

• 75% рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

• почти 90% были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

• по крайней мере 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Приведем еще один список качеств, характерных для одаренных:

• рано овладевают знаниями в избранной сфере;

• проявляют высокий интеллект, имеют хорошую память;

• увлечены своим делом, энергичны;

• демонстрируют ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм;

• умеют контролировать себя;

• стремятся контактировать с одаренными юношами и взрослыми;

• умеют быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

В этой связи особый интерес представляют исследования биографов, рассматривавшие особенности взрослых людей, достигших успеха в разных видах деятельности. Так, например, исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Т.Джефферсон, А.Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонними, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.

Военные (Боливар, Кортес, Дрейк и др.) с детства были одержимы одной идеей или целью, легко переносили одиночество, не отличались любознательностью, успехи в интеллектуальных делах имели невысокие, не предавались фантазиям и не пользовались успехом у сверстников.

Революционеры (П.Кропоткин, Марат, Робеспьер и др.) уже в детстве были бунтовщиками, отличались мятежными наклонностями, за что подвергались преследованиям.

Ученые (Ньютон, Д’Аламбер, Декарт и др.) в детстве отличались разносторонностью и широтой интересов, с ранних лет были рассудительны и критичны.

Александр САВЕНКОВ,
доктор психологических наук,
доктор педагогических наук